Авторские колонки

20 марта 2006, 16:52

Андрей Ковалев: Жил был художник один

Сразу скажу, что к Зурабу Церетели я не могу относиться отстраненно. Честно говоря, тошнит меня от этих бронзовых глюков, которых он расставляет по городам и весям. И даже говорить об этом феномене у меня как-то плохо получается.

И поделать с собою ничего не могу – слишком долго меня учили тому, как должно выглядеть искусство, чтобы я мог вытравить из себя разные нехорошие чувства, обуревающие меня при виде бесконечно прекрасных созданий гения З. К. Церетели.

Однако я все же занимаюсь преимущественно искусством ХХ и последующих веков, а в этой области всяческих ужасов и кошмаров можно найти без всякой меры. Поэтому даже во время похода на колоссальную выставку Церетели в Манеж у меня никаких таких особых эстетических впечатлений не приключилось.

Кроме совершенно беспричинного восторга от встречи с Колоссальным (это такая эстетическая категория). Что-то и в самом деле на этом свете происходит: выйдя из экспозиции этого потрясающего мастера, я уже без всякого внутреннего содрогания прошел мимо метафических зверушек и даже с невиданным дотоле добродушием взирал на Петра I, раскоряченного над Москвой-рекой.

Зураб Церетели почти идеальным образом выражает и отображает внутреннюю и внешнюю сущность современного государства Российского

И еще почему-то вспомнил, как в свое время героически боролся Марат Гельман* против. Я же к борениям подобного рода как-то не склонен, посему всей душой тогда сочувствовал анархистам-эстетам, которые пытались взорвать имперское чудище. Гельмана отодвинули, краснобригадовцев втихую разогнали. А Зураб Константинович – цветет и пахнет.

То есть и либерально-охранительные, и террористические стратегии ушли в песок. Ничего не получилось, потому что Зураб Церетели почти идеальным образом выражает и отображает внутреннюю и внешнюю сущность современного государства Российского. Воспроизведенная и деконструированная мастерской рукой помпа устрашающей Империи Зла обернулась массивными, но почти безобидными курьезами.

И здесь я, как старый формалист, должен сказать, что все геополитические процессы отражаются, как в зеркале, на поверхности восхитительных картин и потрясающих скульптурных композиций Зураба Церетели. И я совершенно не понимаю так называемых критиков Церетели, которые истерически толкуют о том, что это очень плохой художник. Речь не о массовой, но понятной зависти к успешному художнику.

Зураб Церетели на открытии своей выставки в московском Манеже (фото ИТАР-ТАСС)

Дело в том, что само понятие «плохого», то есть бескачественного, искусства порождено той самой эстетической конструкцией, венцом которой и является художник Зураб Церетели. Напомню, что уже к началу семидесятых контроль над финансовыми потоками перехватили художественные либералы, которые и создали новый канон, в соответствии с которым и была оформлена социальная среда брежневской эпохи.

Следует подчеркнуть, что речь идет вовсе не об идеологическом давлении со стороны проклятой идеологической машины советского государства, но именно о художественной корпорации, которая и диктовала строгие нормы так называемого «качества».

Но когда началась тотальная приватизация советского наследства, именно Церетели стал единоличным владельцем предприятия. И – обнаружил, что может не подчиняться строгим указаниям коллективного цеха. И можно делать все что угодно, воплощать все самые замысловатые фантазмы. Даже те, на которые прежде было наложено табу.

Результат потрясающий: став единоличным владельцем канона, он сформулировал стиль эпохи. А разговоры о том, что Церетели когда-то был пристойным живописцем, происходят как раз из рядов художественного цеха, который был почти целиком приватизирован Церетели.

Несмотря на приватизацию канона, способ производства остался прежним, то есть в рамках мягкого модернизма. Оставим в стороне вопрос, сам ли мастер своими руками все это бесконечное великолепие производит. Иначе придется вспомнить бесчисленные шуточки с уклонением от авторства, которые производили художники древности, начиная с Марселя Дюшана.

Авторская сигнатура в таком случае располагается не на отдельном предмете, но на проекте в целом. А с формой выражения тоже все предопределено. Приличный художник должен выбрать ориентир в искусстве первой половины ХХ века и очистить его от модернистских безумств.

Зураб Церетели на открытии своей выставки в московском Манеже (фото ИТАР-ТАСС)

Список может варьироваться. Но, что самое главное, Время должно исчезнуть, застыть, отчего Ван Гог, Пикассо, Шагал, Пиросмани и сам Церетели оказываются современниками и соратниками.

В окружающем мире какие-то события происходят, а здесь – никогда. Такова великая сущность либерального модернизма, отменившего всяческую модернизацию. И это очень оригинальный путь. Правда, окружающий мир, где уже и постмодернизм закончился, не понимает, что же, собственно говоря, здесь у нас происходит.

Кстати сказать, свои ориентиры Церетели выбрал очень правильно. В коренном модернизме такая тенденция к тотальной монументализации очень даже существовала, но почти не проявилась. Можно только представить, что случилось бы с Францией, если бы там после войны победила ФКП, а модернист и сталинист Пабло Пикассо стал бы государственным художником. Ужас бы приключился, поскольку соперников ему не было, а фантазия у старого модерниста развилась выше всяких пределов. Однако старику Пикассо не повезло, пришлось ему остаток жизни украшать жизнь представителей крупного и сверхкрупного капитала.

А вот везение Зураба Церетели превосходит все возможные представления об удаче.
И если Церетели не существовало бы, его следовало бы придумать.

P.S. К разговорам о пересмотре итогов дикой приватизации отношусь спокойно. Все равно мне лично ничего не перепадет. Еще поймал себя на мысли о том, что и сам выступаю как типичный либерал брежневской эпохи, поскольку полагаю, что лучше уж Церетели, чем кто-то еще.
Это, конечно, беда.
Но не горе.
И это, между нами, самая роскошная, обаятельная и помпезная из всех бед.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?