В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Виктора Пляшкевича о том, как приучить ребенка к чтению.
Книга, чтение, печатное слово должны звучать
«Без конца и без начала, переплеты как мочала, на листах каракули, книжки горько плакали» (Самуил Маршак. Книжка про книжки).
Есть такая скучная тема – говорить о книгах. Ботаники разные, библиотекари. Знакомый недавно мне: «Сын ничего не читает, за компьютером сидит», – сказал, сам горестно вздохнул.
«Так ведь и взрослые там же, в интернете», – вздохнул и я, оторвавшись от монитора. Вздохнули оба. Уверен, что читатель сейчас тоже вздохнул.
Чего же мы хотим? Чтение трудно, процесс преобразования знака в смысл стал тяжким. Вспомните свои первые книжки. Звук к звуку, тяжело.
Елена Ханенкова пишет, что наступают времена, «когда только в монастырях читают, когда это профессиональный навык узкой горстки интеллектуалов, а все остальные живут в рамках устной истории».
Что же делать? Нам самим нужно пример подавать.
Каждый раз, когда мы с внуком гуляем, я завожу его в книжный магазин. Особенно это хорошо удается зимой. «Можно мы книги посмотрим?» – спрашиваю я.
«Пожалуйста», – отвечает продавец. И мы подходим к полкам. На них книги, разные, много. Это культ, не языческий, а особый. Листаем те, что с картинками. Я рассказываю: «Это римский легионер, видишь, какое у него копье». Или: «А это Николо Тесла».
«А это гора Джомолунгма, которую англичане без согласия индийцев переименовали в Эверест. Знаешь, где Индия?» И так далее. Интерес к книгам нужно взращивать примерно так, как поливают газон: годами. А мы хотим, ничего не делая, чтобы дети (да и взрослые тоже), которые еще (или уже) ничего не знают, воссели за книги.
Книга, чтение, печатное слово должны звучать. Посмотрите вокруг, она где – книга? Компьютеры вижу, гаджеты разные, обувь, диваны там разные. Журналы глянцевые вижу. Чтение и книгу не вижу. Чтение. Чтение требует тишины. Конечно, читать можно и в автобусе, но все же чтению и книге нужна тишина.
Вот Иосиф Бродский пишет: «Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло. Что интересней на свете стены и стула». Книги должны полноправно присутствовать в жизни. Кто это сделает, как не мы сами. И вот еще. По ТВ никто не читает массово стихи, Чехова, не держит книгу в руке, не рассказывает о культуре книги, чтения. Артисты наши, режиссеры говорят о своих проблемах, о спектаклях, которые мало кто видел.
А видели ли вы витрины с книгами, чтобы книги перелистывались сами собой, мимо которых пройти нельзя. И чтобы там же шел фильм с Чарли Чаплином.
Однажды в автобусе показывали такой фильм, так никто не хотел выходить. Все смеялись, как одна семья. У водителя хороший вкус.
Известно, что чехи, для того чтобы сохранить свой язык, ходили друг к другу в гости со словарем. Иврит был возрожден благодаря тому, что немногие энтузиасты, например Элиэзер Бен-Йегуда, ходили друг к другу с книгой на иврите и говорили на нем.
Значит, книги могут воссоздавать жизнь. Так чего же мы ждем? Грядет новое разделение людей – и пришло уже. Разделение не по происхождению, но по интеллекту.
Только книга, точнее, знак, отсылающий в глубины внутреннего мира человека, рождает интеллект. Противной партии остается практический ум и здравый смысл. Возможно, события на Украине обусловлены хуторянством и компьютером. Уже появилась новая элита интеллектуалов, взращенных на книгах, как инопланетяне.
И люди, выросшие у компьютера. Я знаю человека, ему уже 35 лет, он уже лет 20 отчаянно играет в компьютерные игры. Никем не стал. А его речь мне непонятна.
Процесс этот постепенно принимает критический характер. В той же заметке Елена Ханенкова говорит, что еще 10–15 лет нам дано, чтобы спасти чтение как навык. И поэтому ходить в гости к знакомым нужно с интересной книгой: «Ну, что новенького вы принесли?»
Дети тут же, видят, слышат. А если коллеги пришли к вам или к сыну, то покажите им вашу гордость – книгу без пыли, большую и старую, с картинками, – и прочтите. И расскажите, откуда она, о чем и, кстати, сколько стоит. Вот так. А то грустим на всю страну о том, что понятийное мышление у детей не развивается. Да и у взрослых тоже.
Конечно, большинство книг плохие, но хранить нужно их все, хотя бы как свидетелей людских глупостей и заблуждений. Кто знает, может быть, когда-нибудь востребованы будут именно они.
Предложите на скучном дне рождения прочитать стихотворение, заведомо известное всем. Для начала Пушкин из школьной программы, потом «Поедем в Царское Село, свободны, веселы и пьяны...». А затем «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки...».
Лиха беда начало. Вы удивитесь, как быстро глаза у всех оживут. Сначала пара стихотворений, только не длинных, и тут же предложить соседу напротив, вот увидите, что он уже ждет этого.
В любой скучной компании чтение стихов сначала вызывает резкий протест, но очень быстро люди подхватывают вашу инициативу, а после расходятся довольные и радостные. Это уже проверено.
Вот, я же говорил в начале, что тема о книгах скучная.