В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Александра Дубровского о том, почему политические лидеры, еще недавно казавшиеся настоящими субъектами мировых событий, вдруг превратились в банальных функционеров «одной кнопки».
Никаких комбайнеров и тем более кухарок во власти быть не должно
Ни для кого не секрет, что при любой форме государственности на самом верху могут оказаться персонажи, которых ни в коем случае нельзя туда допускать на пушечный выстрел. Просто нельзя – и все, точка. В противном случае жди беды.
Сложно не согласиться, тем более что как раз моему поколению удалось в здравом уме и памяти пожить в совершенно разные периоды и при самых разнонаправленных режимах: до застоя, при его расцвете и при его закате, при перестройке с ускорением и при разгуле демократии, наконец, в современной России.
И это при всем при том, что впереди еще достаточно времени, чтобы самому наломать очередную порцию своих же дров и в очередной раз убедиться в простой истине: спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
В конце концов, кто бы что ни говорил, но было бы странно каждый раз переносить ответственность за свою жизнь на новоиспеченную власть, напрочь забывая, что за все свои результаты человек несет ответственность сам и только сам.
Во всяком случае могу сказать про себя: никогда и никаких коврижек от власти получать не случалось, чего и всем желаю. Бесплатные медицина, образование и прочие коврижки не в счет, так как в этом не было никакого эксклюзива.
Мораль первая: патернализм не может быть стимулом развития личности. В России тысячи примеров успешных людей, которые сделали себя сами и совсем не зависят от щедрости власти. Во всяком случае в моем совсем не маленьком окружении только такие люди. Кстати, чтобы была ясность: речь вообще не идет о толщине кошелька.
Говоря о своем отношении к власти, подчеркну только один нюанс: мне совсем не все равно, кто рулит моей страной здесь и сейчас и какое будущее ждет моих детей и внуков. В этом смысле я не могу не обратить внимания на характерную деталь: поздний «застой» отметился странными престарелыми личностями (не буду их перечислять), которые, на мой взгляд, вообще уже не в состоянии были понять, в каком мире они живут.
#{smallinfographicright=752096}В результате на поверхность всплыл выскочка, так и оставшийся на уровне перспективного ставропольского комбайнера, единственными достоинствами которого были относительная молодость и давно забытая способность вещать без бумажки.
Народ, уставший от перманентного анекдота «в Кремле минус один», получил приятную неожиданность, разобрался не сразу и вынужденно заглотил обманку. Итог известен.
Мораль вторая: никаких комбайнеров и кухарок во власти быть не должно. Высшие руководители обязаны адекватно понимать мироустройство, уметь заглядывать в будущее и в первую очередь бескомпромиссно отстаивать суверенитет и безопасность своей страны. Ну и весьма желательно думать о том, как ненавязчиво создавать условия своему народу для саморазвития и впоследствии просто не мешать.
Кстати, ничего зазорного в комбайнерском прошлом нет и быть не может, если человек все-таки окажется адекватен тому сверхвысокому и гиперответственному месту, которое занял волею судьбы.
Но я, собственно, о другом – не о себе и даже не о России, хоть прошлой, хоть современной. Последнее – разве что в сравнении.
Насколько я могу помнить, даже несмотря на популярность советского карикатурного жанра, западные лидеры и чиновники высокого ранга не вызывали особого недоумения.
По крайней мере было понятно, что они действовали хоть и против России-СССР, но уж точно не против самих себя и своих стран. Это теперь понятно, что вынужденное соревнование с советской системой родило рейганомику и накинуло на весь Запад долговую петлю.
Тогда же это все виделось несколько иначе: даже великовозрастный Рейган выглядел сильно моложаво, не говоря о Гельмуте Коле и прочих. А уж глупцами они точно не казались и даже не были. И Буш-старший впоследствии, кстати, тоже, и Клинтон, и даже Жак Ширак.
Особенно на фоне наших «в Кремле минус один» и последовавшей за ними камарильи, окончательно добившей Союз. В то время картина на Руси была еще та, исключительно черно-серая, пока кто-то (или что-то) не подсказал Ельцину, что хватит, пора ставить точку, иначе останешься в истории главным могильщиком пока еще самой большой страны. Так наступил XXI век, на рубеже которого картина резко поменяла цветовую гамму.
Мораль третья: если ты сегодня «на коне», всегда помни, что история движется по спирали, даже если тебе не повезло (или повезло) родиться, жить и застать переход из одной спирали в другую. Если не застал, то всего лишь умрешь локально счастливым, так и не поняв, что мир гораздо сложнее, чем тебе казалось.
XXI век начался бурно, скорость событий нарастала лавинообразно, изменились не только цвета, но и суть событий. Время сжалось неимоверно: войны, теракты, перманентные революции (кстати, цветные), перевороты, глобальные кризисы и глобальные же банкротства, сшибки идеологий и прочие радости жизни постепенно стали привычным фоном.
В 2008 году на миг показалось, что достигли дна, но сегодня это дно – уже потолок. Под сомнение взяты самые основы парадигмы развития человечества, и лишь поголовная инертность не позволяет понять главное: мир катится в пропасть, так действительно жить больше нельзя.
Исторические спирали то ли сжались, то ли ускорились, а западные лидеры, еще недавно казавшиеся настоящими субъектами мировых событий, вдруг превратились в банальных функционеров «одной кнопки». Не в том смысле, что могут нажимать одномоментно только на одну кнопку, а в том, что у них, как выясняется, на всех кнопка только одна.
Временное затишье на юге Европы продемонстрировало фантастическую неспособность европейских бюрократов даже в большом приближении адекватно оценивать окружающий мир. Впрочем, даже при поверхностном взгляде на какую-нибудь групповую фотографию (причем без всяких фотошопов, именуемых фотожабами), особенно в компании с президентом России, возникает затяжное недоумение: а что, стилисты, визажисты, физиономисты и прочие «-исты» остались только у нас?
Или там уже все такие, в том числе и эти самые «-исты»? Не может такого быть, говорю я себе, оглядываясь по сторонам при очередном посещении Европы. И хоть женщины и девушки там подурнее наших, но мужики-то в целом еще далеко не все выродились, подобрать можно было бы вполне.
Вот кто-нибудь сможет объяснить мне, неразумному, в чем преимущества так называемой западной демократии перед другими формами общественно-политического устройства, если в результате ее торжества на вершине власти со временем оказываются персонажи, совсем не знакомые с логикой причинно-следственных связей?
Как можно, если ты в здравом уме и памяти, тушить пожар бензином, откладывая дефолт Греции с помощью очередных виртуально-многомиллиардных вливаний, призывая к монетаристским манипуляциям и не делая ровным счетом ничего для реального восстановления экономики?
Это все равно что лечить постоянные головные боли с помощью обезболивающих, создавая скрытые от самого себя возможные серьезные патологии в головном мозге. Оказывается, так можно, если есть только одна кнопка под названием, например, «виртуальный печатный станок», а все другие выброшены за ненадобностью.
Единственное, в чем надо отдать должное Западу, так это в том, что даже такая, мягко говоря, странная неразлучная троица, как Обама, Олланд и Меркель, никак не может разрушить построенное отцами-основателями.
Система оказалась сложной, многоуровневой и хотя давно перегружена ошибками и не способна к быстрым простым решениям, но еще дышит, а «экран смерти» все никак не появляется.
Мы тут уже который год пыжимся, из кожи лезем и предсказываем неизбежный крах, а приедешь в какой-нибудь загнивающий Дойчланд, а там все как обычно: тишь, да гладь, да божья благодать. Ни тебе забастовок, ни демонстраций, и даже нет – и давно не было – погромов, часто демонстрируемых на наших центральных каналах.
А если и пересечешься с какой-нибудь человеческой рекой с транспарантами, то, кроме «хи-хи ха-ха», ничего более серьезного. Разве что простой народ стал еще больше улыбаться, узнавая, что ты русский: «Ооо, Русланд, я, я, натюрлихь, Путин гут, карашо»...
Говорят, лет 25 назад тоже улыбались, но все больше под «перьестройку», но я в те времена по причине режимности был не совсем выездным, поэтому судить могу только по рассказам более везучих выездных товарищей.Так что же, по всему выходит, что все мы тут, как бы это сказать помягче, находимся под привычным пропагандистским прессом? В принципе, вполне возможно, только тогда объясните мне такую совсем не черно-белую картину, которую я неоднократно видел в разных европейских странах.
Сидим в каком-нибудь помещении, будь то ресторан, кафе, вокзал, при относительно большом скоплении народа. На стенах везде панели, идут новости, постоянно мелькают знакомые до боли трансатлантические персоны и все время глубокомысленно вещают что-то архиважное, периодически упоминая Россию и Путина.
Никто из окружающих не обращает на эти судьбоносные магические действа ни малейшего внимания, но ровно до тех пор, пока неожиданно на экране не появляется Владимир Путин собственной персоной.
Видели бы вы, как все тут же бросают все свои разговорчики и отставляют в сторону гаджеты! Иногда кажется, что в этот момент он тоже их всех видит – и если скажет на чистом немецком: «Aufstehen!» – то все тут же встанут. Я это видел не раз, и это реально незабываемо.
А еще я видел, как в киевском ресторане бармен немедленно переключил программу, когда на экране появилась говорящая голова одного известного коренного одессита с грузинскими корнями. Я в Киеве был совсем недавно, о чем уже подробно рассказывал, а вот этот случай, каюсь, упустил.
Мораль четвертая и последняя: умный учится на своих ошибках, а дурака никакими ошибками не научить. Касается всех без исключения, в том числе и меня...
Источник: Блог Александра Дубровского