В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Антона Копасова о том, что мы оставим в наследство потомкам.
Уважаемые потомки! Не забывайте, что мы тоже были, хотя этому нет никаких доказательств
От нас ничего не останется. Эта грустная мысль пришла ко мне по поводу довольно пустячному. Увидел фотографию разрушенного Энтертейнмент Центра в Сиднее.
Вспомнил, как в 2003-м забрел в его недра и вышел с приступом тоски, граничащей с депрессией. Мрачно, темно, сыро, бетон, арматура (кое-где уже проглядывавшая), трещины в потолке.
В тот год центру исполнилось 20 лет, а выглядел он, как склеп, оставшийся от цивилизации Кин-дза-дза. Наконец-то его сносят, давно пора!
А за окном разбирают небоскреб. Зрелище не для слабонервных. Снимают всю обшивку (гнилье – ужас, как там люди работали?), оставляют скелет из швелеров и, не побоюсь этого слова, двутавров.
На него, видимо, будут нашивать новые стены. Узнал у строителей, сколько лет было ветерану небоскребостроения. Оказалось, тридцать два. Невдалеке крушат еще один. А всего по центру таких «лом-площадок» штук восемь.
Получается, что средняя продолжительность жизни офисных зданий от 30 до 40 лет. А на Невском стоят купеческие конторы и доходные дома, датированные серединой ХIХ века, и хорошо стоят!
Но бог с ними, с конторами, не слишком-то о них потомки пожалеют! Вот объекты культуры – другое дело! Это в теории, а на практике – то же самое. Даже послевоенные дома культуры сбрасывают гипс с колонн и кирпичи со стенной кладки, а что говорить о храмах муз 70-х и 80-х?
Пресловутая Европа и та сподобилась в последние полвека привнести в мировую сокровищницу архитектуры лишь несколько недоразумений вроде Центра Жоржа Помпиду. О вкусах не спорят, но то, что площадь вокруг него считается самым криминальным местом в Париже, уже о чем-то говорит.
Культовые объекты всегда и всюду выручали археологов. Но это было раньше, «до исторического материализма». Не знаю, из чего строят новодельные храмы в России, но на Западе современные спиритические сооружения лепят из той же гипсофанеры, что и офисы. В лучшем случае из быстро распадающегося бетона.
И чего мы покажем внукам? Книги, фильмы, музыку? Ну, внукам, может, еще и покажем, а вот правнукам уже вряд ли достанется!
Писательство и композиторство превратилось из профессии в хобби. Либерально-демократический интернет упразднил буржуазный пережиток – авторские права. Даже суперпопулярный писатель-фантаст, ранее появлявшийся на страницах этого ресурса, недавно опубликовал капитуляцию перед Сетью.
А ведь еще каких-нибудь лет за пять до этого тот же автор у себя в блоге писал, что не надо бояться человека с копипастой, надо, мол, его использовать для саморекламы и так далее. Человек оказался хитрее.
После уничтожения грамзаписи музыканты надеются лишь на YouTube для раскрутки, а потом на корпоративы и свадьбы детей олигархов, куда их пригласят, если они тронут струны душ крошек-мажоров. И как вы думаете, кто доберется до этих струн? Только Ксюша-Нюша-Хрюша знают туда путь.
Современный интернет-пользователь, тем не менее, питает очень мало сочувствия к горе-литераторам и прочим художникам. Это не профессия, говорит он тоном бывалого искусствоведа, это потребность! Художник должен быть голодным! Классики творили не за деньги!
Так-то оно так, но даже голодный художник мечтает в конце концов наесться. Почитайте письма-жалобы Пушкина. И еще высказывание человека-парохода Михаила Светлова. Один начинающий поэт протянул автору «Гренады» замасленную тетрадку со своими творениями и пояснил с гордостью: «Вот, в первую смену тружусь в механическом, а во вторую пишу стихи».
Мастер пробежал глазами по строчкам и ответил: «Запомните, молодой человек, стихи нельзя писать во вторую смену».
Многие радетели бесплатно-электронного будущего указывают на появляющиеся в Сети литературные сайты, где сначала читаешь, а потом, если хочешь, можешь перечислить автору сколько не жалко. Здорово! Особенно если представить энтузиазм столяра-мебельщика, узнавшего, что теперь он должен выставлять свои табуретки на улице для свободного разбора, а рядом класть шляпу для пожертвований.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», однако под кино вождь мирового пролетариата подразумевал то, что идет в кинотеатрах. Ну, с нашими кинотеатрами все понятно. Но, говорят, в них народ по-прежнему ходит. Ходят, сам видел.
Только вот наш земляк Стивен Спилберг с кино прощается. В интервью калифорнийскому киножурналу он предрек Голливуду скорую и безболезненную смерть.
Кинотеатры держатся за счет тинейджеров, которые отказываются смотреть то, что не летает и не крошит лазерными мечами головы до странности штампованных монстров. Но такие фильмы стоят очень дорого, жалуется Стива-белорус, их окупаемость на грани, и любая промашка грозит студии разорением.
Кроме того, Спилбергу не нравится, что эта продукция не имеет ничего общего с искусством. Вот и решил он податься в сериалы. Это которые снимают утром, чтобы показать вечером под рекламу уцененного нижнего белья. Нет скидок на белье, нет сериала.
И что получается? Старческое брюзжание? Можно и так сказать. А можно и по-другому. Автором движет гордость. Мы принадлежим к первому поколению, которое не оставит после себя следа в истории человеческой цивилизации. Вот как только это донести до потомков?
Может, закопать на видном месте плиту с надписью: «Уважаемые товарищи потомки! Привет вам от рожденных во второй половине ХХ века! Не забывайте, что мы тоже были, хотя этому нет никаких доказательств. Привет, в общем!». Глядишь, и прочтут, если все еще грамотные.