В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Василия Ходеева о том, что из-за разногласий с Турцией страдают, прежде всего, российские предприниматели.
Деньги не вернуть. Товары не впустить
Очень давно хотелось написать про главный, на мой взгляд, тормоз всех благих начинаний в нашем государстве в «эпоху тучных лет» – это неуважение. Тема большая, думаю, заденет каждого, и каждому есть что по этой теме сказать.
Мы все испытываем неуважение: от мелких чиновников ЖЭКа, от инспектора ГИБДД с расхристанной походкой, от учителя в школе, от начальника на работе, от кондуктора в автобусе, от комментаторов в соцсетях. Все эти люди – это мы, следовательно, мы не уважаем друг друга.
Поскольку мне близок мир предпринимательства, я скажу пару слов про него, про взаимодействие предпринимателей и власти.
В ситуации по факту межгосударственного конфликта с Турцией понятно и логично стремление власти нанести противнику возможно больший урон при минимальных потерях. Большинство моих знакомых в сфере бизнеса с пониманием относятся к такому подходу, а также к тому, что приходится перестраивать каналы поставок.
Вообще, начиная с «крымской весны», по моим ощущениям, бизнес настроен вполне патриотично, хоть и несет убытки – что так не нравится нашей либеральной части интеллигенции, ни черта в функционировании бизнеса не понимающей.
Но выносить тяготы плечом к плечу с товарищем – это одно, а выносить неуважение и пренебрежение от этого самого товарища – совсем другое.
Если ударили по Турции, то почему не смягчили удар по своим? Я действительно не очень понимаю, как можно было бы компенсировать потери туроператорам. Хотя поищи – и механизм найдется.
Но вот таможня не принимает декларации на турецкие товары. Товары стоят на границах в фурах, лежат в портах. Вернуть их турецким отправителям практически нельзя.
Товары полностью проплачены по контрактам, потому что без полной предоплаты мало кто в такое неспокойное экономически время отгружает. Факт проведения предоплаты отследить легко.
Почему нельзя ввести эмбарго на ввоз товаров по новым контрактам и сделкам? В Калининграде, например, застряли товары на несколько миллионов долларов, комплектующие для одного из местных предприятий.
Деньги не вернуть. Товары не впустить. Предприятие минимум встанет, максимум – разорится. Потеря рабочих мест, потеря налогов. Запустите вы эту партию, и тогда уже дайте людям время найти новых поставщиков.
Это что, вредительство? Агенты Госдепа? Да нет, это просто безразличие, иногда злорадство. А проистекает оно от неуважения.Что такое предприниматель? Это человек, обладающий, на мой взгляд, двумя чертами. Во-первых, он «активен поневоле», он рискует свои капиталом и здоровьем, поэтому по жизни не может прятаться в кусты, не может не принимать решений. Во-вторых, это стиль жизни. Предприниматель работает сам, потому что всей его натуре претит работа на «дурака-начальника».
Да, предприниматели частенько отвратительны, наглы, грубы и необразованны, но это активные и, как правило, смелые люди. Готовые учиться и склонные к благотворительности и социальной активности, кстати. Большинство из них никогда не пойдет работать в госмонополию, хоть весь малый и средний бизнес извести на корню. Они уйдут в тень, в черные схемы, в гаражи, срастутся с криминалом.
Потому что предприниматели – это не о деньгах, это об образе жизни. Предприниматель – тот, который сам что-то предпринимает, так же, как и в английском языке businessman – «человек дела».
И вот всю эту лояльную, активную, пусть местами неуправляемую и некультурную, но такую полезную для государства массу людей это же государство демонстративно не уважает!
Отчего? Для меня загадка. Презрительное отношение к такой полезной и активной части общества (можно найти для его оправдания сто и один аргумент) – это путь к его же, общества, самоубийству.