В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Вадима Баурина о том, как должны эффективно меняться налоговая и пенсионная системы в России.
Задача власти номер один – сделать всех налогоплательщиков добропорядочными
Самая хорошая и продуктивная внешняя политика для России – это внутренняя политика. Именно внутренняя политика определяет в конечном итоге вес страны в мире.
Если экономика слабая, если армия небоеспособная, если население необразованное и экономически неактивное, такая страна вряд ли может рассчитывать на влияние в мире.
Именно качество страны и является решающим фактором, определяющим позиции на мировой арене. Особенно интересна политика России на нынешнем этапе своего развития.
В связи с последними событиями, связанными с Украиной и тенденциями в политике США и Европы, направленными на дожимание России, можно сделать совершенно однозначный и всем давно набивший оскомину вывод: Россия нужна Европе только как сырьевой придаток, пусть «страшный», но придаток.
Да, элита 90-х нашла свое место на европейских берегах, а народ России довольствуется берегами Турции, Египта и Таиланда, и то на короткий срок.
Налоги надо платить по нарисованным доходам. Кто это будет делать добровольно? Только крупные корпорации (фото: Петр Ковалев/ТАСС) |
Это приводит к вопросу: какова же должна быть внешняя политика сегодня, каковы ее главные векторы? Куда она должна быть ориентирована?
Во многом это определяется существующей в России экономической моделью развития. В 90-е годы России была навязана Европой и Америкой такая налоговая и бюджетная, денежная политика, которая никогда не могла бы привести к бурному росту экономики.
Скопированные налоговая, денежная, бюджетная системы Запада на самом Западе ориентированы прежде всего на то, чтобы не допустить кризиса перепроизводства в своих странах.
В России эта налоговая система была призвана не допустить какого-либо производства вообще, кроме сырьевого. Мало того, эта система допускала возможность путем бухгалтерских манипуляций и офшорных зон вообще уклоняться от налогов.
Налоговая система для всех предприятий России, кроме подакцизных, носит, в довольно большой мере, фискально-агрессивный характер. Так как учитывает не реальное движение денег, а написанное на бумаге, которое основано на методе начисления, а не на кассовом методе.
Т. е. налоги надо платить по нарисованным доходам. Кто это будет делать добровольно? Только крупные корпорации, которые находятся под постоянным контролем государства, и имеющие достаточное количество оборотных денежных средств.
А задача власти номер один – сделать всех налогоплательщиков добропорядочными. Ужесточение ответственности за налоговые правонарушения без создания приемлемых условий для бизнеса только подхлестнет бегство капиталов в тень или за границу, создаст социальную напряженность в и без того напряженной ситуации.
Ликвидация теневой экономики предполагает легализацию доходов, что в настоящее время для малого и среднего бизнеса смерти подобно, если только это не карманный бизнес власть имущих. Серые схемы в малом и среднем бизнесе использовались в основном для обеспечения выплаты зарплаты сотрудникам. При абсолютном отсутствии оборотного капитала ужесточение налоговой политики затормозит развитие предпринимательства и многих заставит бросить легальный бизнес и уйти в тень.
Если Россия хочет экономического развития, неизбежно придется рано или поздно отказаться от существующего положения вещей в бюджетной и налоговой, денежной сфере. И чем раньше, тем больше шансов выжить России как независимому сильному государству и ее гражданам иметь достойную жизнь.
Как бы трудно это ни было, но пора переходить к реальному реформированию в налоговой и бюджетной, денежной сфере, исходя из новых реалий. Налоговая система должна быть прозрачна и понятна так, чтобы невозможно было уклониться от уплаты налогов.
В то же время нужна гуманизация в этой сфере, как то: большая вариативность уплаты налогов для любых добросовестных налогоплательщиков, а не только для избранных.
Налоги должны быть дифференцированы по отраслям промышленности и хозяйства и зависеть от уровня рентабельности в отрасли. Это позволит быстро стимулировать приток капитала в нужные отрасли хозяйства и гибко управлять налоговыми поступлениями.
Уплата их должна быть только с реально полученных денег от реализации товаров, работ, услуг фирмой-налогоплательщиком, т. е. по кассовому методу (для производственных предприятий точно).
Больной вопрос: пенсионная система. Решение может быть только радикальным. Государство должно гарантировать гражданам до определенного года рождения получение фиксированной индексируемой пенсии в размере прожиточного минимума.
Остальное, в основном молодое население должно озаботиться само своей будущей пенсией, и, главное, уплачивать граждане должны свои пенсионные взносы из своей зарплаты. А не так, как сейчас. Многие даже не знают, какие пенсионные взносы за них заплатила организация и заплатила ли вообще.В настоящее время предприятия начисляют пенсионные взносы на зарплату работников, но зачастую просто не платят даже начисленные. Мало того, бухгалтер имеет возможность бесконтрольно манипулировать суммами, начисленными и зачисленными работникам.
Пенсионные взносы, уплаченные гражданами, должны индексироваться в зависимости от инфляции каждый год.
Без решения вопросов стимулирования внутреннего экономического роста невозможно решить вопросы внешней политики России. Можно, конечно, оставить все как есть и прозябать вечно, поскольку с таким количеством ядерных боеголовок. Но хотим ли мы быть медвежьим углом в мире? Или все-таки хотим быть среди передовых стран мира?
Только созидание позволит России занять подобающее ей место в мире, примирив и включив в свою орбиту многие близкие и далекие страны.