В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Константина Карасева, в котором он рассказал о том, по каким законам изменяется демография.
Наше время во многом характеризуется как постоянными открытиями и новациями в области науки и техники, зачастую с заметным эффектом на бытовом уровне, так и с постоянно обостряющимися проблемами локального и международного характера. Ключом к пониманию очень многих современных проблем является такое, казалось бы, скромное понятие, как демография.
Если мужчина с появлением детей в семье почти никак не меняет привычный образ жизни, то у женщин меняется почти все кардинальным образом
Основные тезисы этой статьи основаны на отдельных выводах из работ академиков Сергея Капицы, Курдюмова, Бестужева-Лады и некоторых других ученых. Суть этих выводов, возможно, сильно удивит некоторых людей, плотно не вникавших в вопросы демографии. Кратко это можно сформулировать так: демографический рост населения Земли (но не в отдельных странах) ведет себя по тем же законам, что и физические неравновесные сложные системы с экспоненциальными и гиперболическими периодами обострения.
Одним из первых обратил на это внимание известный ученый, бельгийский физик-теоретик Илья Пригожин, работавший над вопросами термодинамики. Суммируя все те интересные для практики социальных вопросов выводы, которые дают нам работы этих и других ученых, можно отметить несколько важнейших моментов для понимания процессов демографии на Земле.
1
Скорость роста популяции зависит от квадрата численности населения, и это развитие идет по гиперболическому закону. Более того, большинство производных от основных видов человеческой деятельности, социальные факторы в том числе, также квадратично зависимы от численности населения.
Математический аппарат для этих расчетов был в основном определен группой академика Курдюмова из Института прикладной математики им. Келдыша. Некоторые наиболее интересные данные и выводы из этих работ сводятся к следующим положениям.
Женщинам не выгодна семья (фото: Валерий Левитин/РИА «Новости») |
Рост населения определяется не ресурсной базой, как считал Мальтус, а зависит от социальных факторов. Ресурсная база Земли вполне способна «содержать» от 10 до 20 млрд человек.
Развиваясь по гиперболическому закону, население Земли достигло точки максимума по темпам прироста в 1995 году и составило в абсолютной величине 5,6 млрд человек. После этого темпы прироста населения начинают падать (в 2010 году – 6,8 млрд человек) и выходят на нулевой уровень, примерно, к 2100–2200 году. К этому моменту население Земли стабилизируется на отметке в 11 млрд человек.
Бестужев-Лада считал, что после этого наступит период сокращения численности населения нашей планеты, и в относительно отдаленном будущем (после 2500 года) сократится до уровня стабилизации – менее 1 млрд человек.
2
Наиболее значимым следствием этих выкладок для России является соображение о том, что прирост населения происходит с разной скоростью (при одной общей зависимости) в развитых и развивающихся странах. Причем скорость этих процессов разнится весьма значительно.
Если для поддержания простого воспроизводства населения необходимо иметь 2,15 ребенка на одну женщину, то в развивающихся странах этот уровень намного выше.
В развитых странах с этим обстоит все совершенно иначе. Так, например, по данным на 2009 год этот показатель был равен: в Италии и Испании – 1,2, в России – 1,3, в Японии – 1,37, в Германии – 1,41, на Украине – 1,09.
О чем это говорит? О том, что миграция из развивающихся стран в развитые будет в ближайшие 100 лет только усиливаться со всеми вытекающими из этого последствиями.
Совершенно очевидно, что в Россию первой волной такой миграции (по этой и другим причинам, например таким, как глобальные проблемы с пресной водой) станет население Средней Азии. Замыкать этот процесс будут уже выходцы из Индии и Китая.
3
В демографическом вопросе имеется еще одно очень важное соображение, которое, возможно, является следствием вышесказанного, но, может быть, имеет и собственные корни. Речь идет о процессе отмирания семьи как государствообразующего института.
Инициирует эти процессы принципиально меняющаяся роль женщины в обществе. Если бы не вероятное практически реальное освоение околоземного пространства (Луна, Марс и пр.), когда мужчины будут сильно востребованы, то я вообще назвал бы 21-й или 22-й век веком женщин. Приведу несколько аргументов, судите сами.
Когда-то мужчина легко мог доказать свое доминирование над женщиной путем применения физической силы или холодного оружия. С изобретением ручного огнестрельного оружия простой пистолет начал уравнивать гендерные шансы и возможности людей. Это обстоятельство во многом формирует меняющееся отношение общества в восприятии «обороноспособности» мужчин и женщин. Отсюда же и женщины-борцы, женщины-боксеры, женщины-штангисты и многие другие.
Социальное равноправие в обществе дает возможность женщинам занимать высокие посты на государственной службе и в частных предприятиях. Соответственно, с высоким уровнем финансовых доходов. Никого уже не удивляют бизнесвумен или женщины – президенты корпораций, а то и стран.
Экономическая независимость женщин от мужчин все больше возрастает в развитых странах, что в свою очередь ведет к необязательности брака как социально-экономического образования.
4
Все вышеперечисленное вкупе с другими факторами ведет к перспективам отказа женщин от традиционной семьи. Мотив – дети слишком тяжелый крест для многих.
Если мужчина с появлением детей в семье почти никак не меняет привычный образ жизни, то у женщин меняется почти все кардинальным образом.
Минимум 10–12 лет личной жизни женщина должна посвятить воспитанию и выращиванию каждого ребенка. При рождении двух–трех детей этот процесс может идти параллельно, но все равно дельта составит еще один–три года на каждого ребенка. Таким образом, 15–20 лет из активной личной жизни у женщин, при наличии хотя бы трех детей, будут потеряны.
Это как бы компенсируется ценностью и радостями материнства, но не вполне. В том числе и поэтому женщины в развитых странах рожают все меньше и меньше.
***
Разумеется, у этой проблемы есть и иные основания, как природно-естественного, так и социально-общественного характера. Но что в данном случае будет важным для России, исходя из того, что падение рождаемости – фактор, безусловно, негативный?
Помимо прочих мер, которые сейчас применяются правительством нашей страны (вроде материнского капитала и др.), лекарством от этой беды будет ассимиляция иных народов, мигрирующих в Россию. Основой этого может стать только религиозная и нравственная общность титульной национальности, духовная толерантность и уважительная терпимость к традиционно-историческим особенностям других национальностей страны, а также Национальная Идея (НИ) нашего государства.
Исторический опыт построения многоконфессионального государства у России имеется. Необходимо этим воспользоваться в полной мере, так как близкими перспективами для России станут увеличение численности неправославных конфессий и народностей с нерусским родным языком.
Религия православия, могучая российская культура искусства, язык Тургенева и Пушкина и умелое государственное администрирование в этих вопросах могут и должны стать «плавильным котлом» российской нации в новом времени.
От того, сумеем ли мы создать привлекательную для других народов внутреннюю модель российской общественной жизни, будет во многом зависеть благополучное развитие нашей страны.