Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияЭксперт: Нежелание США делиться властью с Китаем может привести к войне
Судя по недавним эпизодам международной политики, Соединенные Штаты по-прежнему не готовы опираться на исторический опыт и не хотят воспринимать Китай всерьез, пишет исследователь Лондонской школы экономики и университета Пекина Джаред Маккинни в статье для журнала The Diplomat.
Так, замечает эксперт, в 2010 году при поддержке администрации президента США Барака Обамы был разработан пакет реформ структуры руководства МВФ. Предполагалось, что представители группы БРИКС получат такое число голосующих квот, которое бы более справедливо отражало степень их вклада в мировую экономику. Проект реформ был отвергнут конгрессом США, поскольку большинство республиканцев сомневаются в необходимости международного финансового сотрудничества, и, кроме того, новые поправки усилили бы позиции Пекина и ослабили Вашингтон.
«Этот пример показателен, поскольку соответствует той позиции, которую США выработали в отношении роста Китая – с 2005 года Вашингтон постоянно давил на Пекин с призывами к «ответственности» и даже называл Китай «глобальным всадником без головы». Отказ реформировать МВФ усугубил противоречия, и стало ясно, что США не хотят делиться властью с КНР: Вашингтон устраивает текущий порядок», – отмечает аналитик, передает РИА «Новости».
США не хотят делиться властью с Китаем – Вашингтон устраивает текущий порядок
Но мир меняется, пишет Маккинни. Китай создает параллельную глобальную финансовую структуру, запуская АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), а группа БРИКС учреждает Банк развития БРИКС на 100 млрд долларов. Стремление большинства западных союзников Вашингтона вступить в АБИИ вопреки «указке» США создало такую конфликтную среду, при которой военное противостояние между Вашингтоном и Пекином уже не кажется невозможным.
Автор материала обращается к работе «Невозможная война: Китай, США и логика конфликта сверхдержав» профессора Лондонской школы экономики Кристофера Кокера, где тот находит историческую аналогию конфронтации Пекина и Вашингтона – Пелопоннесская война в древней Греции между Делосским союзом (Афины) и Пелопонесским союзом (Спарта). Тогда обе стороны конфликта оказались заложниками так называемой «ловушки Фукидида» – «неизбежной войну сделал рост афинского могущества и страх, который он вызвал в Спарте».
«Настоящий урок Фукидида таков: не допускайте ситуации, при которой ваше государство втягивается в войну. Это соотносится с тем, о чем на самом деле говорил древнегреческий историк: ни Спарта, на Афины не хотели войны, все случилось само собой – в войну их втянули союзники», – полагает эксперт.
Насколько Китай и США сейчас близки к войне, задается вопросом он. США настаивают на сохранении статус-кво, а Китай настроен изменить действующий порядок. Тем не менее, китайские элиты осознают риски своего стремительного роста и предлагают США «новую модель взаимоотношений сверхдержав», однако властные и академические американские круги враждебно отвечают на такие призывы. Вашингтон не хочет разговаривать с Пекином на равных и не понимает предлагаемых китайцами «инноваций в дипломатической теории и практике».
«Предпосылкой к сино-американской войне может стать соперничество между доминирующей силой и претендентом на господство, предлогами могут быть попытки Китая испортить отношения между США и их сателлитами или морские диспуты, выходящие за пределы обычной «игры мускулами». <…> Противоборство между Пекином и Вашингтоном очевидно с начала третьего тайваньского кризиса (1995-1996), с 2010 Китай еще больше нарастил мощь, а США взяли курс на Азию, направленный на сдерживание Пекина», – цитирует Маккинни работу Кокера.
Кроме того, существует кризис доверия: Барак Обама отметил для Китая «красную линию», заявляя о том, что острова Сенкаку являются объектом совместного договора о безопасности между США и Японией. Что случится, если Китай вплотную подойдет к этой линии, как это было, например, в Сирии, задается вопросом аналитик.
«Будет ли давление «ястребов» на американского президента слишком сильным, чтобы устоять от боевых действий? <…> А что подумают США, если Пекин введет контингент в Венесуэлу, установит военные базы на континентальной и морской периферии США, будет патрулировать морское пространство неподалеку от границ территориальных вод Америки или предложит торговую сделку для всех стран двух американских континентов, кроме Соединенных Штатов? Разумеется, американские элиты этого не потерпят. В любой архитектуре нового порядка такое поведение со стороны США будет неприемлемым», – полагает Маккинни.
По версии профессора Кокера, пишет он, шансы Китая и США избежать войны – 50 на 50. Столкновения не произойдет только в случае, если политические лидеры обоих государств сделают все, что в их силах. Но они не делают этого во многом из-за того, что военное противостояние кажется им маловероятным. Война станет «невероятной», если элиты поймут, что только применение навыков «кризисного управления» поможет сохранить мир на континенте, и «неизбежной», если лидеры не смогут осознать серьезности перспективы военного столкновения.
Ранее в воскресенье сообщалось, что странами-учредителями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в воскресенье, 12 апреля, официально стали еще пять государств – Бразилия, Грузия, Финляндия, Дания и Нидерланды.
О создании Азиатского банка было объявлено в прошлом году. Его учредителями выступили Китай и еще 20 стран Азии (в том числе Казахстан), рассчитывающие таким образом пошатнуть гегемонию западных финансовых институтов.
Этот банк может стать серьезным конкурентном в азиатском регионе для Всемирного банка и МВФ, которые находятся под контролем США, и их союзника – Японии, а также соперником Азиатского банка развития. Китаю не нравится, что даже в Азиатском банке развития все контролируют Вашингтон и Токио. Китай рассчитывает таким образом пошатнуть гегемонию западных финансовых институтов.
Заинтересованность во вступлении в банк выразило 21 государство, включая Индию, Сингапур и Таиланд, что представляет угрозу деятельности Азиатского банка развития, поддерживаемого США и Японией, и сигнализирует о возможности перераспределения геополитического баланса сил в мире в сторону большего влияния КНР.
Вместе с тем Соединенные Штаты выразили сомнения по поводу методов управления будущим банком и отказались к нему присоединиться.