Издание напоминает, что парковую композицию «Символ Доброты и Детства – Одуванчик» из бронзы высотой 3 м и весом 250 кг открыли на Приморском бульваре, 15.
 Символ хамса (фото: Bernard Gagnon) |
В церемонии принял участие и сам автор композиции – известный скульптор Григорий Потоцкий, президент и основатель Международной Академии Доброты, реализующей благотворительную программу «В России по-доброму, из России с добротой».
«Жители города шокированы впечатлением, которое остается после осмотра «памятника», установленного прямо на цветочной клумбе», – говорится в заявлении.
«Центральный образ изображения – раскрытая ладонь с глазом в отталкивающем жесте, многократно повторенная во все стороны, никак не ассоциируется с цветком-одуванчиком, однако является легко узнаваемым религиозным символом семитского происхождения, называемым хамса», – поясняют свое беспокойство активисты движения.
По мнению авторов текста, правительство Москвы и глава департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин не успели разобраться в историческом происхождении и значении «кошмарного рукастого сооружения с глазом», пишет УНИАН.
В документе указывается, что в соответствии с Порядком сооружения памятников, монументов (Приказ Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре Министерства культуры и искусств от 30.11.2004г № 231/806), согласование места установки памятника производится управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации только после принятия управлением культуры и туризма решения о целесообразности размещения памятника или памятного знака».
«Русская Община Севастополя» просит Яцубу «дать ответ, на каком основании дано разрешение на установку символа, неприемлемого и унизительного для Севастополя, который (город) является колыбелью православия, в месте крещения Святой Руси – Севастополе (Херсонес, где принял крещение Святой равноапостольный князь Владимир), чтобы в городе-герое под видом «Доброты – Одуванчик» господствовали носители иной религии».
В заявлении содержится требование «провести демонтаж и прекратить кощунственное надругательство над памятью наших предков», а также уверенность в том, что губернатор поддержит заявление «и этот кошмар недолго будет «украшать» наш родной город».
Хамса – это защитный амулет в форме ладони, которым пользуются евреи и арабы. Слово имеет семитские корни и значит «пять».
Археологические данные свидетельствуют о том, что направленная вниз хамса использовалась в регионе как защитный амулет еще до его использования приверженцами монотеистических религий.
Универсальный знак защиты, образ открытой правой ладони виден еще в месопотамских артефактах и мудре Будды учения и защиты (Дхармачакра-мудра), утверждают открытые источники. Другие символы божественной защиты, основанные на изображении руки, включают руку Венеры (или Афродиты) и руку Марии, которые использовались для защиты женщин от дурного глаза, повышения рождаемости, лактации, обеспечения здоровой беременности, укрепления слабого организма.
Одна из теорий постулирует связь хамсы и Mano Pantea, амулета, известного древним египтянам как «два пальца».
В иудаизме хамса также известна как «Яд ха-хамеш» («Рука пяти») или «Рука Мирьям», по имени сестры Моисея и Аарона. Хамсу также связывают с пятью книгами Торы.
В исламе хамсу также называют «Рукой Фатимы» по имени единственной дочери пророка Мухаммеда, которую также связывают со многими чудесами, например с вызыванием дождя. Хамса также считается символом пяти столпов ислама.
В Испании после окончания исламского правления использование хамсы имело достаточно большое значение для того, чтобы Епископальный комитет, созванный императором Карлом V в 1526 году, издал указ, вводящий запрет на Руку Фатимы, а также все амулеты в виде открытой правой руки.
Хамсу используют для защиты от сглаза. Ее можно найти у входа в дом, в машине, на брелоках, на браслетах и в виде кулонов. Часто в центре хамсы помещаются другие символы, защищающие от сглаза: изображение рыбы, глаза или Звезды Давида.