«Считаю, что нереально. Абсолютно», – заявил он в кулуарах Петербургского экономического форума. По словам главы компании, это может произойти не раньше, чем будет принято решение о том, что завершился запрограммированный этап реформирования отрасли, передает ИТАР-ТАСС.
Если принято решение правительства и правительство сочтет необходимым действовать таким образом и в такой период времени, будем думать, что делать
По его мнению, этот вопрос целесообразно поднимать «не раньше, чем будет принято решение о том, что завершен запрограммированный этап реформирования», а также «когда мы увидим стабилизацию на финансовых рынках и в экономической области».
В то же время топ-менеджер подчеркнул, что выражает лишь свое экспертное мнение, поскольку решение о приватизации должно оставаться за правительством. «Если принято решение правительства и правительство сочтет необходимым действовать таким образом и в такой период времени, будем думать, что делать», – сказал он.
По его словам, приватизация блокирующего пакета акций ОАО «РЖД» не поможет решить проблему дефицита инвестиционных ресурсов компании.
«Вот представьте себе, у нас инвестиционный дефицит сегодня 400 млрд рублей до 2015 года, до 2020 года инвестиционный дефицит превышает объем 1 трлн рублей. Если при нынешнем состоянии рынка и при той оценке актива РЖД продать 25%, например, мы за счет этого получим 260 млрд рублей», – сказал Якунин «Интерфаксу».
«Соотнесите то, что государство получит, и то, что необходимо, и ответьте сами себе на вопрос: что мы в результате приобретаем? Ответ: в этой композиции мы не приобретаем ничего, кроме головной боли. Почему? Потому что сегодня строительство сочинских объектов осуществляется по схеме увеличения уставного капитала РЖД, а как только появляются миноритарные партнеры, эту схему использовать нельзя. По такой же схеме реализуются проекты для АТЭС, проекты в Татарстане», – отметил глава РЖД.
Обновленный план приватизации, одобренный правительством в начале июня, предусматривает продажу к 2016 году 25% минус 1 акция РЖД.
По мнению Якунина, РЖД должны идти дальше по пути продажи дочерних компаний, а не собственных акций.
«В прошлом году мы осуществили крупнейший проект по приватизации активов стоимостью 125 млрд рублей – «Первая грузовая компания». Мы это готовили по поручению правительства, мы провели, никаких замечаний, сплошные аплодисменты, все хорошо. Наверно, по этому пути и надо идти. Что я, честно говоря, пока не понимаю, это возможность приватизации непосредственно акций самих РЖД», – сказал глава компании.
При этом, говоря о возможной форме приватизации и принимая во внимание намерения приватизировать блокирующий пакет акций РЖД, Якунин выразил мнение, что продажу пакета необходимо проводить в форме IPO.
Якунин также рассказал, что РЖД не отказываются от идеи приватизации своей телекоммуникационной «дочки» ЗАО «Транстелеком» (ТТК).
«Решение совета директоров (РЖД) по этому поводу было принято, и мы решили, что в том состоянии, в котором Транстелеком сегодня находится, его продавать невыгодно. Во-первых, мы мало чего с этого получим, а во-вторых, мы усложняем себе технологическую работу по управлению сетью», – сказал глава РЖД, отвечая на вопрос о планах по продаже ТТК.
По его оценке, Транстелеком может быть подготовлен к продаже за срок в пределах двух лет.
«В ближайших планах приватизации Транстелекома нет – по крайней мере по решению совета директоров. Но не думаю, что это (подготовка к продаже) протянется больше, чем года–два», – сказал глава РЖД.
Пока РЖД самостоятельно развивают актив и работают над ростом его капитализации. В частности, как напомнил Якунин, РЖД утверждена инвестиционная программа телекоммуникационной «дочки».
«Было принято решение, была принята инвестиционная программа Транстелекома. Мы рассматриваем его как возможный актив для приватизации. После того как мы поднимем капитализацию, мы сможем уверенно получить за этот актив соответствующие ресурсы, соответствующие деньги и при этом для себя сами определим, каким образом мы решаем технологические проблемы», – сообщил Якунин.
ТТК на 100% принадлежит РЖД, является магистральным оператором с протяженностью оптоволоконных линий более 75 тыс. км. Компания обслуживает предприятия своей материнской компании, оказывает услуги на межоператорском и корпоративном рынках, а также физическим лицам. В настоящее время продолжается процесс консолидации на базе ТТК региональных телекоммуникационных «дочек».
В 2011 году РЖД была утверждена стратегия оператора до 2015 года, согласно которой ТТК должен стать вертикально интегрированной компанией, занять 15% регионального рынка ШПД и войти в число пяти ведущих универсальных операторов связи РФ. Совокупные инвестиции ТТК до 2015 года составят 31,7 млрд рублей, а выручка, согласно стратегии, будет расти на 10% в год, до 43 млрд рублей к 2015 году.
Вопрос о возможной продаже ТТК рассматривался РЖД еще в 2010 году. Тогда РЖД разослали инвестбанкам предложение рассмотреть возможность участия в продаже пакета акций ТТК в ходе IPO либо частного размещения. Обсуждался также вариант продажи оператора стратегическому инвестору. В частности, интерес к ТТК проявляла АФК «Система». Однако в конце 2010 года Якунин заявил, что приватизировать ТТК имеет смысл не ранее 2012 года, при этом продавать 100% актива РЖД не будут.