«Для многих чиновников отставка страшнее, чем ответственность. Поэтому я считаю, что и отставки должны быть мерой реагирования государства на те или иные проблемы», - заявил Медведев, передает Первый канал.
Глава государства напомнил, что за срок его президентства сменилось 50% руководителей субъектов России. Вы мне назовите хоть какой-нибудь иной период в нашей истории, когда так быстро происходила ротация», - заметил Медведев.
По его словам, некоторые губернаторы уходили по завершении срока полномочий, некоторые уходили «по доброй воле, потому что считали, что у него не идет».
«Ну а что скрывать, даже в некоторых случаях, когда люди писали заявления, они делали это не добровольно. Они делали это потому, что мне приходилось им говорить: «извините, ребята, у вас не получается, до свидания», - добавил президент.
Не следует забывать и о том, добавил глава государства, что есть случаи, когда главы субъектов находятся под следствием.
Так, напомнил президент, ряд губернаторов были отправлены в отставку в связи с подозрением в участии в коррупции, в отношении некоторых из них расследуются уголовные дела, но часть ушла от ответственности ввиду отсутствия доказательств.
«Я вынужден был отправить в отставку 50% губернаторов. Часть из них ушла именно потому, что, допустим, не было достаточно доказательств совершения преступления. У нас презумпцию невиновности никто не отменял, она действует... С другой стороны, Следственный комитет мне докладывал, другие материалы были, мне приходилось принимать такое решение, вызывать соответствующего коллегу и говорить: «Вы сами уходите, иначе будет хуже», - сказал Медведев, отвечая на вопрос о борьбе с коррупцией.
При этом он добавил, что в отношении целого ряда бывших губернаторов возбуждены уголовные дела.
Также президент рассказал, что следственный комитет России сейчас расследует 17 тыс. преступлений коррупционной направленности чиновников, но результаты борьбы с коррупцией пока «скромные», поскольку чиновники - это корпорация.
«Число регистрируемых и расследуемых коррупционных преступлений с каждым годом растет. Сейчас в производстве Следственного комитета 17 тыс. преступлений коррупционной направленности, по которым проходят чиновники», - сказал Медведев в ходе телеинтервью.
Он подчеркнул также, что только в результате действий СК России установлены 53 организованные группы, которые совершали преступления коррупционной направленности.
«Считать, что ничего не делается - было бы большим преувеличением. Но, если говорить о результатах, здесь я с вами соглашусь - результаты скромные. Почему? Скажем откровенно, потому что чиновники - это корпорация, они не очень хотят, чтобы в их дела вмешивались», - сказал Медведев.
Вместе с тем, как отметил президент, было бы неправильным считать всех чиновников преступниками. «Чиновники - такие же граждане, как и мы. Но мы должны ставить государственный аппарат в такие условия, когда у него не будет возможности повернуть ни вправо, ни влево, когда его поведение будет регламентировано соответствующими законами и правилами», - подчеркнул президент.
В ходе общения журналисты, говоря о борьбе с коррупцией, в качестве примера предложили президенту сделать Навального руководителем антикоррупционного комитета либо назначать расследования по его публикациям.
Президент на это ответилчто с коррупцией должно бороться государство, и не стоит из отдельных личностей, в том числе блогера Алексея Навального, делать икону. «Борьбу с коррупцией должно вести государство, как во всем мире, а мы как граждане должны государству в этом способствовать», - заявил Медведев в интервью российским телеканалам.
«У меня просьба - давайте исходить из того, что ни у кого нет патента на борьбу с коррупцией. В этом заинтересованы все мы, и, кстати, все мы в этом смысле - гражданские активисты», - отметил президент.
По его словам, много случаев, связанных с коррупцией, в том числе в системе МВД, стали «выплывать наружу» в связи с новым информационным пространством. «Опираться на социальных активистов и можно, и нужно, только я бы ни в коем случае не рекомендовал бы из кого-либо делать икону. Потому что кто-то из таких активистов это реальные борцы с коррупцией, которые движимы абсолютно альтруистическими побуждениями, а для кого-то это политическая программа, а иногда, по сути, политическая авантюра», - подчеркнул Медведев.
По мнению президента, есть случаи, когда за антикоррупционной риторикой «стоит желание создать свой политический капитал». «Я, кстати, за это не осуждаю, потому что это и есть политическая борьба, но это не филантропия. Это политическая борьба, и к ней так и надо относиться», - сказал Медведев.
При этом он добавил, что чем больше в сети фактов о коррупционных проступках, тем лучше для дел борьбы с коррупцией. «Потому что, что бы ни говорили, власть на самом разном уровне вынуждена на это реагировать, даже если ей это не нравится», - отметил он.
Президент также отметил, что бытовая коррупция среди врачей и преподавателей является не менее серьезным преступлением, чем «большая» коррупция среди чиновников.
«Мы специально разделили коррупцию на «большую» - когда речь идет о начальниках. Она, конечно, больше всего людей раздражает, но у нас еще в больших масштабах бытовая коррупция. Давайте о ней не забывать», - сказал Медведев.
Он пояснил, что коррупция распространена во врачебной среде или среди преподавателей, «честное слово, это не менее опасно для общества, только мы к ней привыкли. И деньги преподавателю, врачу вообще дают без зазрения совести».
Президент страны полагает, что «коррупция чиновников» раздражает людей не только потому, что корпорация покрывает самое себя, а потому, что подчас незаметно, как именно с ней ведут борьбу.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, президент России Дмитрий Медведев в четверг отвечает на вопросы представителей пяти федеральных телеканалов в прямом эфире в рамках интервью, посвященного итогам его управления страной в качестве главы государства.
Газета ВЗГЛЯД ведет онлайн-репортаж выступления президента.