Взгляд
23 августа, пятница  |  Последнее обновление — 01:44  |  vz.ru
Разделы

Товарищ Навальный выбирает тактику Ильича

Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Навальный предлагает создать в вузах «инициативные группы», которые должны выяснять у студентов, «кто за, кто против». Ничего не напоминает? «Бесы» Достоевского? «Пятерки», шантаж, устранение «изменников». Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Понял людей с триколором на спине

Дмитрий Самойлов, театровед
Буквально всем можно гордиться своей страной, носить свой флаг и с гордостью говорить – «Я из Албании». И только мы сами себя загнали в какой-то стеснительный угол. А зачем? Что нам от этого стеснения, от этого угла? Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Все мы либералы, только очень разные

Алексей Алешковский, сценарист
Амплуа резонера мне, конечно, мило. Но никак не хотел бы я показаться человеком, который «знает, как надо». Политические предубеждения прекрасно заменяют мне убеждения, и я скорее знаю, как не надо – по крайней мере, для меня самого. Подробности...
Обсуждение: 75 комментариев

    В России отметили День флага

    В нынешнем году Россия отмечает 350-летие одного из главных символов страны – триколора. Торжества по случаю Дня государственного флага прошли 22 августа во всех российских регионах, в том числе в Крыму
    Подробности...

    Иран представил зенитно-ракетный комплекс «Бавар-373»

    Президент Ирана Хасан Роухани лично представил новейший ЗРК «Бавар-373». О разработке этого комплекса было известно более десяти лет назад. Роухани заявил, что «Бавар-373» сильнее российского С-300 и близок к С-400
    Подробности...

    Пилот героически посадил пассажирский самолет в кукурузном поле

    Самолет А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в четверг совершил экстренную посадку в кукурузное поле неподалеку от Жуковского из-за попадания в двигатели самолета птиц. Благодаря грамотным действиям пилотов 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:На Украине назвали главную помеху для начала переговоров с Россией по газу

          Главная тема


          ВТО дорого обошлась России

          реабилитация нацизма


          Нетаньяху раскритиковали за благодарность Украине

          завершающие испытания


          Минобороны опубликовало видео первого полета новейшего беспилотника «Форпост-Р»

          обострение обстановки


          Турция отправила в Идлиб бронетехнику и военных

          Видео

          Москва – Париж


          Макрон продемонстрировал Путину непонимание России

          АЭС «Белене»


          Россия дает экономике Болгарии шанс на выживание

          покупка Гренландии


          Ссора США с Данией выгодна «Северному потоку – 2»

          военная помощь


          Мозамбик заманивает Россию в опасный и прибыльный проект

          викторина


          За что в СССР признавали Героем?

          Витрина для Тайваня


          Геворг Мирзаян: Почему Пекин не может подавить протесты в Гонконге

          «Трамповская» рецессия


          Дмитрий Дробницкий: Каким будет новый мировой экономический кризис

          ресторан «Армения»


          Сергей Худиев: Миссия государства – защита интересов мещанина

          на ваш взгляд


          Должна ли Россия вернуться в «Большую восьмерку»?

          Как поезд «Ласточка» заново откроет Псковскую область

          Глава РЖД Олег Белозеров и и. о. губернатора Псковской области Михаил Ведерников   10 августа 2018, 18:40
          Фото: pskov.ru
          Текст: Юрий Васильев,
          Псков – Москва

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Псковскую область относят к числу наиболее бедных и неблагополучных регионов европейской части России. Однако и. о. главы Псковщины Михаил Ведерников верит, что ситуацию можно исправить. Новый скоростной поезд Санкт-Петербург - Псков должен кардинально изменить жизнь в уникальном историческом регионе.

          Тема из фильма «Рокки» несется над вокзалом Пскова. У оркестра псковских десантников разнообразный репертуар, в том числе и от вероятных партнеров. Военные духовики встречают «Ласточку» из Санкт-Петербурга. Вместе с несколькими сотнями псковичей, и. о. главы региона Михаилом Ведерниковым и главой РЖД Олегом Белозеровым.

          В без пяти семь утра сесть в Питере – в десять с небольшим прибыть во Псков. Ежедневное движение, три с половиной часа без пересадок до Северной столицы; этого здесь ждали очень давно. «В Питер либо один поезд в неделю, либо десять часов на перекладных через Бологое, либо на маршрутках по пробкам», – описывает недавнюю транспортную реальность Ольга Борисова, держащая у вокзала торговлю сувенирами и закусками.

          Прибытие поезда. Оркестр смолкает. Олег Белозеров подробно рассказывает собравшимся о «железнодорожном ответе» на запросы псковских пассажиров. В том числе – о том, что наконец-то удалось улучшить путейскую инфраструктуру в регионе.

          – Многие не верили до последнего, что у нас все получится, – говорит Михаил Ведерников. – Где Псков – и где наши космические «Ласточки»? Но срослось же. Более того, сейчас коллеги из РЖД немного поизучают рынок – и я хотел бы, чтобы «Ласточка» летала к нам не один, а два раза в день.

          Михаил Юрьевич принял Псковскую область прошлой осенью и неприятно удивился тому, насколько регион труднодоступен. Конечно, это не Крайний Север и не Дальний Восток. А в Пушкинский заповедник, в Изборск, на Чудское озеро – просто так и на многочисленные исторические фестивали, вроде популярного среди первых «ласточкиных» пассажиров «Железного града» – туристы, в конце концов, могут приехать и на маршрутках.

          Но, как объясняют в областной администрации, дело не в туристах, а в их количестве. А прежде всего – в развитии того, что может предложить Псковская область.

          – Важный, ключевой момент для транспортной доступности целого региона, – объясняет значение «Ласточки» Ведерников. – У нас есть что показать. Многие к нам приезжают с удовольствием – и в туристических, и в познавательных целях, и с желанием развить бизнес. Но инвесторы прямо говорят: «Слушайте, при всем уважении, но трястись девять часов в машине – или 11 часов в поезде – не самое большое удовольствие». Плюс, разумеется, все ценят свое время.

          Кроме состояния путей, препятствием на пути «Ласточки» встали восемь миллионов рублей долга железнодорожникам за пригородные перевозки. Деньги небольшие, но в прежние годы не уплаченные. Хотя долг есть долг, и платить все равно бы пришлось.

          – Давайте лучше о будущем, – отвечает Ведерников на этот и любые другие вопросы, связанные с предыдущей администрацией. Не упуская случая отдать должное Андрею Турчаку, ушедшему в Совет Федерации на пост вице-спикера: «Парламентская поддержка у нашего региона – дай бог каждому».

          - Многие не верили до последнего, что у нас все получится, - говорит Михаил Ведерников. – Где Псков – и где наши космические «Ласточки»? Но срослось же. (фото: pskov.ru)
          – Многие не верили до последнего, что у нас все получится, – говорит Михаил Ведерников. – Где Псков – и где наши космические «Ласточки»? Но срослось же (фото: pskov.ru)

          В ближайшем будущем у Михаила Юрьевича – открытие авиасообщения с Москвой из реанимированного псковского аэропорта, «чтобы не 11 часов до Москвы, а чуть больше часа». И планы – с помощью тех же «Ласточек» – заполучить авиапассажиров из соседнего Великого Новгорода, где аэропорта просто нет.

          В принципе, могло не быть и самой «Ласточки», которую обычно ведет электропоезд. «По самым предварительным подсчетам, электрификация нашего железнодорожного участка обошлась бы в 15 миллиардов рублей, – поясняют в областной администрации. – Которые никогда не вернутся». Это почти половина областного бюджета (31 миллиард рублей). Или чуть меньше госдолга Псковской области (более 16 миллиардов). Но деньги искать не пришлось: псковскую «Ласточку» везет теплоэлектровоз – по Ленинградской области на электричестве, а дальше обычным путем. Форменное спасение для регионов, где электрификации путейского хозяйства нет и не предвидится.

          – Коллеги из РЖД показали: даже строгая, консервативная по определению организация может быть гибкой, когда есть запрос сотен тысяч людей, – констатирует Ведерников. – Так же должны поступать и мы. До конца года мы никакого экономического чуда не придумаем, хотя к этому надо стремиться. Важно, чтобы люди понимали наши возможности на сегодняшний день. Что мы делаем для того, чтобы эти возможности расширить. И что мы планируем делать завтра. Важно, чтобы мы находились в диалоге, чтобы вместе принимали решения – и чтобы у людей была соответственность за эти решения.

          «Страшно, что такие школы у нас в стране еще есть»

          От Пскова до районного города Струги Красные, в принципе, чуть более часа езды. Но сейчас – два: на трассе поставили шесть временных светофоров. Идет активный ремонт, одна из полос на той или иной стороне занята техникой. Приходится ждать – и только затем двигаться несколько километров вдоль раскопанной полосы, своей либо встречной.

          Массовый ремонт – и здесь, и на других трассах Псковщины – можно, конечно, связать с грядущими выборами. Но все же куда проще учесть общее состояние областного хозяйства – во многих случаях дошедшего до критической черты. За последние лет двадцать, если не все двадцать пять.

          – Дороги, ветхое жилье, требующие капремонта детсады, больницы, – перечисляет Ведерников основные «убитости» региона. – Школы. Вот Новохованская, Невельский район – страшно, что такие школы у нас в стране еще есть. Там и грибок-плесень, и перекрытия в одном крыле в аварийном состоянии – вообще это крыло закрыли, дети в другом учатся. Кошмар.

          Постройка одной, а лучше двух новых школ в год – в те годы, когда они строятся вообще – важный повод для публичной гордости любого руководства Псковщины 2010-х. В последние годы денег здесь обычно хватает только на школьные ремонты. И то далеко не везде.

          – Приехали в Новохованскую, – вспоминает Ведерников. – Родители нам: «давайте-давайте-давайте». Давайте, говорю. Правда, денег нет. Но я порвусь, средства найду, сделаем – только скажите, что надо сделать прежде всего. Просят: «надо сделать крышу». Правильное предложение. Сделаем крышу. Она перестанет течь. Уйдет избыточная влажность – а вместе с нею и грибки с плесенью перестанут распространяться... Второе предложение – уже мое: поменять проводку. Потому что аварийность такая, что не дай бог.

          На третью просьбу – «А нам бы спортзал отремонтировать» – последовало: «Отлично. Давайте. Крыша и проводка с меня. А для спортзала мы купим хорошие безопасные современные лаки и краски, и все дальнейшее уважаемый родительский комитет возьмет на себя».

          – Такого, конечно, по идее быть не должно, – признает Ведерников. – Но раз мы все находимся в одной и той же ситуации – и администрация, и родители учеников... В общем, договорились. Подрядчик работает, крышу латает, проводку меняет. И общими усилиями мы постепенно приведем в порядок всю школу... Вот вам только один пример диалога, его пользы и необходимости.

          Когда мы закрываемся от людей – даже если у нас есть на то объективные причины – люди начинают задумываться. А что бывает, когда люди додумывают подобные мысли до конца – вы не хуже меня знаете.

          На ручное управление всем, до чего доходят руки, областное руководство переходить не собирается. Но при нынешнем состоянии дел, уверен Ведерников, без хождения в народ не обойтись. Тем более если далеко ходить и не надо.

          – Псков, Октябрьский проспект, 22. Красный дом напротив администрации, – сообщает и. о. губернатора ближайший к месту своей нынешней работы адрес. – Больше 120 лет ему. Меняли во дворе коммуникации, обещали заасфальтировать. Потом сказали, что техника туда не пройдет, и вместо асфальта положат плитку. Дальше было много-много всяких вопросов – в том числе о том, какими короткими фразами и какого содержания отвечает на запросы граждан управляющая компания. И длилось это – так или иначе – шесть лет. Мы поговорили, нашли поэтапные варианты, люди все приняли.

          За год прямого общения Михаил Ведерников понял, что проблема не в том, что что-то не делается или делается слишком медленно. Хотя и в этом тоже.

          (фото: pskov.ru)
          (фото: pskov.ru)

          – Проблема в том, как к людям относятся власти – от управляющих компаний и подрядчиков до управлений и администраций, – уверен он. – Когда люди идут с маленькими детьми через свой двор как, простите, через общественный туалет – такого быть не должно. И дело не в деньгах. И в Москве, и во Пскове люди платят за коммунальные услуги. Но если сотрудники на любом уровне не умеют нормально разговаривать – ну, пусть сидят, бумажки перебирают, а из общения с людьми их следует исключить.

          – Где новых-то взять?

          – А вокруг посмотреть не пробовали? – парирует и. о. главы Псковщины. – Я, например, смотрю. У меня сегодня есть четыре общественных помощника. В случае победы на выборах, и если они согласятся – с огромным удовольствием предложу им места в новой областной администрации. То, что мы с ними сделали за этот год... Честно скажу: не у всех руководителей направлений есть такой список завершенных и профессионально организованных процессов. Люди есть. Надо выстраивать процессы так, чтобы мы видели, кто рядом. И чтобы нам все время на пятки наступали. И вам, кстати, тоже. Всем эта процедура полезна.

          «Хочешь не хочешь, а хочешь»

          «Давление на пятки – главный двигатель прогресса», – время от времени повторяет Ведерников. Особенно когда речь заходит о взаимоотношениях с региональной оппозицией. Областных идеологических противников и. о. губернатора подчеркнуто приветствует – если речь идет об их конкретных предложениях. К примеру, по мусорным полигонам.

          До минувшей зимы Псков оставался одной из немногих областных столиц, где свалка расположилась не на отшибе, а в городских пределах. Псковский полигон закрыли – после чего возросла нагрузка на полигон под Порховом. С предсказуемой реакцией жителей этого города.

          – Люди-то правы на самом деле, – говорит Михаил Ведерников. – Все живут. У всех дети. Они переживали, что к ним будут возить отходы со всей области – а может быть, даже и из Ленинградской. Ну надо же было разговаривать, нет? Мы начали диалог с людьми. Ездили в Порхов, и у меня встречались. Объяснили, что планируется делать. Услышали дополнительные опасения в связи с этим.

          Потенциал у темы, признает Ведерников, взрывоопасный. Но основные риски, по его мнению, позади:

          – Моя позиция неизменна: при формировании новой схемы обращения с отходами Порховский полигон мы не рассматриваем, он использоваться не будет. А сейчас нужно немножко потерпеть. Пока что мы решим, как именно уменьшить нагрузку – есть несколько вариантов, они абсолютно жизнеспособны. И потом, когда будет новая схема, будем думать о том, как рекультивировать Порховский полигон – чтобы он не стал экологической бомбой замедленного действия.

          В числе тех, кого Ведерников благодарит за помощь в решении проблемы, – оппоненты:

          – Когда оппозиция критикует, и эта критика направлена на совершенствование системы управления, подходов, решение проблем – опять же, это всегда полезно. Когда депутаты отнюдь не от партии власти входят в рабочую группу по твердым коммунальным отходам, нам куда легче расшить конфликт, найти решение. А подход «ты земляной червяк, потому что я начальник» – ну несерьезно же. Если вокруг профессионалы – и рядом, и в оппонентах – как говорит мой знакомый, «хочешь не хочешь, а хочешь».

          «Тут уже резать нельзя, нечего»

          В послужном списке Ведерникова – работа в полпредствах: Северо-Западный и Северо-Кавказский округа. Псковская область – первый «собственный» регион. От сравнения с другими он просит воздержаться:

          – Хорошо, когда есть опыт работы в разных регионах. Но есть универсальные вещи, которые работают везде. В первое время они дают возможность уйти от каких-то ошибочных действий. Не рубить сплеча. Не перестраивать ради перестраивания. Это только с первого взгляда кажется, что вокруг одни дураки сидят, а ты умный, пришел вот – и сразу все сделаешь...

          Из того, что Ведерников понял за девять месяцев работы в предлагаемых обстоятельствах: оптимизировать социальные расходы в регионе невозможно.

          – Тут уже резать нельзя, нечего. Только за счет ухудшения качества жизни людей, что недопустимо, – подчеркивает он. – Мы будем выполнять все ранее взятые обязательства в этой сфере. Они отнюдь не избыточные. Более того: они недостаточные для людей. Надо развивать регион. Я всегда не за то, чтобы экономить – а за то, чтобы больше зарабатывать. «Ласточка» – важная точка роста. Хороший двигатель для всего. И туризм, и экономика, и взаимодействие между регионами.

          Шесть утра. «Ласточка» из Пскова до Санкт-Петербурга, третий день после запуска маршрута. Поезд заполнен до отказа: выходные закончились, люди едут в Питер. Вахта по-псковски, как и во многих других регионах, соседних со столицами: рабочая неделя – там, выходные дома. Продавцы, офис, охрана и далее везде.

          – И деньги они тратят в основном там, – констатирует и. о. губернатора.

          Среди основных чиновных аргументов против «Ласточки» – а были и такие – чаще всего звучало: «У вас тогда вообще вся область уедет». До логичной контратаки – «Может быть, дороги по границам региона раскопать?» – в полемике вроде бы не дошло.

          – Нам не изолироваться надо, а научиться правильно использовать ситуацию, – приводит куда более мягкий аргумент Михаил Ведерников. – Есть все больше работ, которые не требуют твоего постоянного присутствия. Рынок труда меняется, какие-то вещи можно делать дистанционно. Нам нужно быть участниками этих изменений, искать варианты – и, конечно, создавать собственные рабочие места.

          С местами – как везде. Есть мощный электротехнический кластер в Великих Луках («Тут нашей заслуги нет, нам только благодарить, помогать с участием в программах, приваживать федеральные деньги и преференции»). Есть особая экономическая зона Моглино. Рядом наготове вторая площадка. Те же льготы областная администрация попытается раздобыть для зоны вокруг Дедовичской ГРЭС – с прицелом на развитие территории, пришедшей в упадок.

          – Инвестор заходит – ему нужны квалифицированные кадры. Кадры не поедут в заброшенный район. Надо строить жилье, входить в программу строительства детсадов и школ. Поддерживать городскую инфраструктуру. Одно к другому как снежный ком. Будет у нас маленькое Монако в Дедовичском районе, только без казино, – шутит Ведерников.

          Правда, тут же отмечает он, есть еще одно обстоятельство:

          – В случае с ОЭЗ мне очевидно, что эффект будет виден лет через десять. Но я буду тянуть эту лямку. Для региона это жизненно важно. Как и ближайшие приоритеты – наладить авиасообщение и достроить перинатальный центр... А так – сделать все возможное и невозможное, чтобы жизнь в Псковской области изменилась в лучшую сторону.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............