В мире

5 июля 2023, 17:20

Литовская ассоциация автоперевозчиков увидела «самый большой кризис» из-за санкций против России

Фото: REUTERS/Vasily Fedosenko

На литовско-белорусской границе выстроились очереди из сотен грузовиков. Литву «ждет самый большой кризис в истории транспортного сектора», пророчат специалисты. Но парадокс в том, что кризис этот устроил Прибалтике Запад, и связан он с антироссийскими санкциями. Более того, это лишь часть куда более масштабной картины бедствий транспортной системы Прибалтики.

Человеку, едущему по литовской дороге, становится ясно, что впереди находится один из КПП на границе с Белоруссией, еще задолго до приближения к государственным рубежам. Безошибочно определить это можно по нескончаемой колонне грузовых фур с грустными водителями, понимающими, что «загорать» здесь им предстоит много часов.

Нескончаемые очереди

Как отметил генеральный секретарь Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас, кризис начался еще в феврале. Буйвидас жалуется, что литовским пограничным пунктам «не хватает мощностей» для увеличения пропускной способности для грузовиков.

Генсек Linava пытается запугать литовские власти падением репутации Литвы как транзитного государства, не понимая, что правящая коалиция именно к этому и стремится. По его словам, Литву «ждет самый большой кризис в истории литовской границы и транспортного сектора... Люди... простаивают в очередях по несколько дней и измождены. К тому же сейчас лето, температура воздуха днем может достигать 30 градусов. Представьте, как тяжело может быть в таких условиях», – пытается Буйвидас достучаться до литовских государственных чиновников. Те сохраняют олимпийское спокойствие.

Очередное увеличение числа грузовиков из Евросоюза и третьих стран в пунктах пропуска на литовско-белорусской границе наблюдается с 1 июня. Начиная с этого дня Польша запретила въезд на свою территорию не только грузовикам, но и всем прицепам и полуприцепам, зарегистрированным в России или Белоруссии. Перевозчикам, зарегистрированным в Союзном государстве, теперь приходится осуществлять перегрузку на иностранные прицепы.

Власти России и Белоруссии отплатили полякам той же монетой: в частности, РФ запретила проезд по своей территории фурам с польскими номерами (за исключением перевозки критически важных товаров). Что, разумеется, привело к увеличению времени прохождения груза через границу.

Поляки хотели навредить россиянам и белорусам, но под «дружественный огонь» угодили и литовцы. Дело в том, что Литва находится в транспортной «кишке» – груз, следующий по ее территории сухопутным путем на запад в ЕС, неизбежно должен следовать через Польшу. Ну а поскольку поляки заблокировали почти все свои транспортные КПП на белорусской границе, автоперевозчикам поневоле приходится двигаться в обход и ехать в Белоруссию через Литву. В результате самые длинные очереди грузовиков образовались в пункте пропуска Мядининкай, где 520 грузовиков простаивают примерно по 50 часов. Хуже всего дела в пунктах пропуска обстоят после выходных, когда время ожидания доходило до 60 часов.

В конце июня литовский министр транспорта Марюс Скуодис хладнокровно предупредил, что из-за ужесточения контроля соблюдения санкционного режима очереди на контрольно-пропускных пунктах со стороны Литвы в Белоруссию будут только расти. «Очереди грузовиков образовались не просто так, а из-за значительного усиления контроля за выполнением санкций. И я поддерживаю и буду поддерживать таможню в ее работе. В то же время некоторые товары двойного назначения вскоре будут запрещены к перевозке через границу», – сказал министр в интервью литовским СМИ.

Вот что действительно волнует литовские власти – известия о том, что, невзирая на стремление «законопатить все дыры», до сих пор «параллельный импорт» в Россию осуществляется в том числе и транзитом через Литву. Литовские власти неустанно размышляют, как бы ввести все новые «фильтры» для борьбы с подобным импортом, а беды автоперевозчиков для них – дело десятое.

Невеселое будущее литовского транзита

В целом объемы следующего через Литву транзита неуклонно снижаются. О продолжающемся падении объемов грузоперевозок в текущем году сообщила на днях администрация порта в Клайпеде. Правда, там попытались завернуть горькую пилюлю в сладкую обертку. Дирекция литовской гавани проинформировала: «Клайпедский порт сохраняет за собой, невзирая на спад объемов обработки грузов, лидирующие позиции в странах Балтии, и на восточном побережье уступает лишь трем российским конкурентам (имеются в виду Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург – прим. ВЗГЛЯД)».

Бодрый тон этого сообщения не вполне соответствует реальности: за пять месяцев текущего года перевалка грузов в Клайпеде уменьшилась на 11% и составила 13,7 млн тонн. Если по итогам 2021-го грузооборот Клайпеды уменьшился на 4,5%, то по результатам 2022-го – аж на 21%.

В последнее время администрация порта ведет лихорадочный поиск новых вариантов грузоперевозок. Кое-что удается найти. Так, в январе 2023-го «Литовские железные дороги» приступили к транзитной перевозке каменного угля из порта в Клайпеде в Польшу. Поляки проявили интерес к этому маршруту после того, как их страна, отказавшись от российских энергоносителей, принялась скупать уголь по всему миру.

Городское издание «Клайпеда за неделю» с грустью констатирует, что теперь большинство логистических цепочек Европы проходят мимо Литвы. Газета пишет, что будущее Литвы, как транзитного государства, предстает еще более мрачным, если побывать в Польше. «Достаточно проехать от Елгавы через Йонишкис до Шяуляя, чтобы понять, насколько мрачна реальность в Литве. Даже литовский «автобан» Вильнюс – Каунас – Клайпеда гораздо хуже по качеству (во многих местах ухабы и выбоины), чем многие польские дороги, и значительно уступает большей части латвийских дорог», – отмечает «Клайпеда за неделю».

Издание ссылается на мнение депутата Европарламента от Латвии Андриса Америкса. Когда-то он был главой правления порта Риги, а теперь является заместителем председателя комитета ЕП по транспорту и туризму Европейского парламента. По словам Америкса, из-за боевых действий на Украине сейчас происходит радикальная перестройка транспортных путей.

«США и Евросоюз тратят много денег и сил на то, чтобы убрать Россию с транзитных путей Европы. Предпринимаются усилия по созданию альтернативных транспортных коридоров в обход России»,

– отмечает Америкс. Он добавляет, что в особенности американцев и западноевропейцев интересует создание новых маршрутов в страны Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан. В частности, уже готовы крупные проекты по строительству железных дорог в Казахстане и планируется построить несколько новых портов на Каспии. Америкс утверждает, что в настоящее время в структурах ЕС анализируется «проект международного транспортного коридора через Украину и строительства европейской железнодорожной линии в этой стране после окончания войны».


Однако ни Латвия, ни Литва в новых схемах транспортного транзита, разрабатываемых ЕС, не упоминаются. Эти государства «зажаты» между Россией и Белоруссией – и все транзитные пути, идущие через Прибалтику, как правило, затрагивают территорию одного из этих государств. Таким образом, в обход России – означает и в обход стран Прибалтики. К тому же прибалты до сих пор пользуются оставленной им в наследство железнодорожной колеей российского образца. Литва до сих пор не имеет железнодорожной линии европейского образца, ведущей от Каунаса до Клайпеды, что серьезно сужает транзитные перспективы этой страны на будущее.

Правда, в настоящее время страны Прибалтики осуществляют одиозный долгострой – возводят железнодорожную трассу европейского образца Rail Baltica, которую собираются ввести в эксплуатацию в 2030 году. Однако это больше политический, нежели экономический проект – вряд ли найдется большое количество грузов, чтобы возить их из Польши в Литву, Латвию, Эстонию и обратно. Литва пытается добиться включения участка от Каунаса до Клайпеды в проект Rail Baltica – пока что безуспешно.

Текст: Станислав Лещенко

Вам может быть интересно

Путин и Си Цзиньпин начали переговоры в Пекине
Темы дня

В покушении на Роберта Фицо виден украинский мотив

В Словакии в результате покушения тяжело ранен премьер-министр республики Роберт Фицо. Нападавшим оказался сторонник оппозиционной партии «Прогрессивная Словакия». Эксперты полагают, что у этого нападения есть политический подтекст, потому что Фицо выступал против поставок оружия Украине и за мирное урегулирование конфликта.

Запад показал в Грузии новую колониальную политику

Парламент Грузии в финальном третьем чтении принял закон об иноагентах. На этом фоне США начали угрожать местным политикам введением персональных санкций, а в ЕС допускают заморозку заявки Грузии на членство в ЕС. Какие цели на самом деле преследуют Вашингтон и Брюссель? И удастся ли Тбилиси удержаться под давлением американских и европейских властей?

Глава охраны Ельцина рассказал об ошибке службы безопасности премьера Словакии

В Харькове развернули блокпосты

В Москве арестовали треш-блогера за пранки над пенсионерками

Новости

США пригрозили Raiffeisen Bank ограничениями из-за бизнеса в России

Министерство финансов США предупредило австрийский Raiffeisen Bank International (RBI) о возможном ограничении его доступа к американской финансовой системе из-за его деятельности в России, пишет Reuters.

ЕС намерен запретить вещание ряда российских СМИ

Страны Евросоюза могут уже на следующей неделе утвердить решение о запрете вещания на территории сообщества ряда СМИ, включая российские, сообщил европейский источник.

Названы новые командующие Московским и Ленинградским военными округами

Герой России генерал-полковник Александр Лапин возглавил Ленинградский военный округ, генерал-полковник Сергей Кузовлев – войска Московского. Их новые должности приводятся в опубликованном на сайте Кремля перечне участников встречи с президентом России Владимиром Путиным.

Путин прибыл в Пекин (видео)

Глава Российского государства Владимир Путин прибыл в Пекин, визит носит статус государственного, то есть наивысшего по дипломатическому протоколу.

В Ростовской области ввели режим ЧС из-за заморозков

В Ростовской области введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС) из-за заморозков, нанесших ущерб сельскому хозяйству, сообщил глава региона Василий Голубев.

Польский военный: Украинские потери столь велики, что стали обыденностью

Население западной Украины привыкло к боевым действиям в стране, большие потери стали для украинцев обыденностью, заявил польский подполковник Петр Левандовский.

ВСУ перебросили штурмовую бригаду «Лють» из-под Часова Яра к Харькову

Элитная штурмовая бригада украинской национальной полиции «Лють» переброшена из-под Часова Яра в Харьковскую область Украины, сообщили в силовых структурах.

В Латвии арестовали тяжелобольную мать «парня с флагом России»

Латвийские спецслужбы арестовали на два месяца Светлану Дубяго, мать Александра Дубяго, известного как «парень с флагом России», сообщили СМИ.

Илон Маск поделился наблюдениями сети Starlink за инопланетянами

Американский предприниматель Илон Маск заявил, что спутниковая сеть Starlink, насчитывающая около 6 тыс. аппаратов, ни разу не фиксировала НЛО.

Стрелявший в Фицо мужчина объяснил свои мотивы

Совершивший покушение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо 71-летний писатель из города Левице (юг Словакии) Юрай Цинтула объяснил мотивы своего поступка.

Украина атаковала Белгородскую область авиабомбами Hammer и дронами

Российская ПВО уничтожила две управляемые авиационные бомбы французского производства Hammer над территорией Белгородской области, сообщило Минобороны России. Губернатор региона Вячеслав Гладков сообщил об атаке дронов на ряд населенных пунктов.

Словацкое ТВ рассказало о состоянии Фицо

Глава правительства Словакии Роберт Фицо, на которого произошло покушение, потерял много крови, но важнейшие артерии не повреждены, сообщили СМИ.
Мнения

Глеб Простаков: Глобальная экономика разваливается на части

Жить в новом блоковом мире станет дороже, но интереснее и безопаснее. Наибольшую выгоду получат государства – лидеры блоков, контролирующие транспортную и финансовую инфраструктуру, задающие тон технологической кооперации. У России есть шанс стать лидером такого блока.

Сергей Миркин: Выдаст ли Польша Зеленскому украинских мужчин

Варшава понимает, что в случае, если из Польши начнут депортировать украинских мужчин, то не только потенциальные призывники, но и их жены побегут из Польши в более безопасные страны, а это ударит по экономике страны и вызовет новые протесты фермеров и других работодателей, которые потеряют своих батраков.

Александр Тимохин: Ради чего Белоусов готов жертвовать собой

Правильно ли то, что министром обороны назначается человек, не имевший отношения к военной службе? Да, правильно. На этой должности и нужен человек не из «системы», смотрящий на нее независимым взглядом. Тот факт, что Андрей Белоусов не военный – не минус для этой должности, это его преимущество.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?