Человеку, едущему по литовской дороге, становится ясно, что впереди находится один из КПП на границе с Белоруссией, еще задолго до приближения к государственным рубежам. Безошибочно определить это можно по нескончаемой колонне грузовых фур с грустными водителями, понимающими, что «загорать» здесь им предстоит много часов.
Нескончаемые очереди
Как отметил генеральный секретарь Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava Зенонас Буйвидас, кризис начался еще в феврале. Буйвидас жалуется, что литовским пограничным пунктам «не хватает мощностей» для увеличения пропускной способности для грузовиков.
Генсек Linava пытается запугать литовские власти падением репутации Литвы как транзитного государства, не понимая, что правящая коалиция именно к этому и стремится. По его словам, Литву «ждет самый большой кризис в истории литовской границы и транспортного сектора... Люди... простаивают в очередях по несколько дней и измождены. К тому же сейчас лето, температура воздуха днем может достигать 30 градусов. Представьте, как тяжело может быть в таких условиях», – пытается Буйвидас достучаться до литовских государственных чиновников. Те сохраняют олимпийское спокойствие.
Очередное увеличение числа грузовиков из Евросоюза и третьих стран в пунктах пропуска на литовско-белорусской границе наблюдается с 1 июня. Начиная с этого дня Польша запретила въезд на свою территорию не только грузовикам, но и всем прицепам и полуприцепам, зарегистрированным в России или Белоруссии. Перевозчикам, зарегистрированным в Союзном государстве, теперь приходится осуществлять перегрузку на иностранные прицепы.
Власти России и Белоруссии отплатили полякам той же монетой: в частности, РФ запретила проезд по своей территории фурам с польскими номерами (за исключением перевозки критически важных товаров). Что, разумеется, привело к увеличению времени прохождения груза через границу.
Поляки хотели навредить россиянам и белорусам, но под «дружественный огонь» угодили и литовцы. Дело в том, что Литва находится в транспортной «кишке» – груз, следующий по ее территории сухопутным путем на запад в ЕС, неизбежно должен следовать через Польшу. Ну а поскольку поляки заблокировали почти все свои транспортные КПП на белорусской границе, автоперевозчикам поневоле приходится двигаться в обход и ехать в Белоруссию через Литву. В результате самые длинные очереди грузовиков образовались в пункте пропуска Мядининкай, где 520 грузовиков простаивают примерно по 50 часов. Хуже всего дела в пунктах пропуска обстоят после выходных, когда время ожидания доходило до 60 часов.
В конце июня литовский министр транспорта Марюс Скуодис хладнокровно предупредил, что из-за ужесточения контроля соблюдения санкционного режима очереди на контрольно-пропускных пунктах со стороны Литвы в Белоруссию будут только расти. «Очереди грузовиков образовались не просто так, а из-за значительного усиления контроля за выполнением санкций. И я поддерживаю и буду поддерживать таможню в ее работе. В то же время некоторые товары двойного назначения вскоре будут запрещены к перевозке через границу», – сказал министр в интервью литовским СМИ.
Вот что действительно волнует литовские власти – известия о том, что, невзирая на стремление «законопатить все дыры», до сих пор «параллельный импорт» в Россию осуществляется в том числе и транзитом через Литву. Литовские власти неустанно размышляют, как бы ввести все новые «фильтры» для борьбы с подобным импортом, а беды автоперевозчиков для них – дело десятое.
Невеселое будущее литовского транзита
В целом объемы следующего через Литву транзита неуклонно снижаются. О продолжающемся падении объемов грузоперевозок в текущем году сообщила на днях администрация порта в Клайпеде. Правда, там попытались завернуть горькую пилюлю в сладкую обертку. Дирекция литовской гавани проинформировала: «Клайпедский порт сохраняет за собой, невзирая на спад объемов обработки грузов, лидирующие позиции в странах Балтии, и на восточном побережье уступает лишь трем российским конкурентам (имеются в виду Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург – прим. ВЗГЛЯД)».
Бодрый тон этого сообщения не вполне соответствует реальности: за пять месяцев текущего года перевалка грузов в Клайпеде уменьшилась на 11% и составила 13,7 млн тонн. Если по итогам 2021-го грузооборот Клайпеды уменьшился на 4,5%, то по результатам 2022-го – аж на 21%.
В последнее время администрация порта ведет лихорадочный поиск новых вариантов грузоперевозок. Кое-что удается найти. Так, в январе 2023-го «Литовские железные дороги» приступили к транзитной перевозке каменного угля из порта в Клайпеде в Польшу. Поляки проявили интерес к этому маршруту после того, как их страна, отказавшись от российских энергоносителей, принялась скупать уголь по всему миру.
Городское издание «Клайпеда за неделю» с грустью констатирует, что теперь большинство логистических цепочек Европы проходят мимо Литвы. Газета пишет, что будущее Литвы, как транзитного государства, предстает еще более мрачным, если побывать в Польше. «Достаточно проехать от Елгавы через Йонишкис до Шяуляя, чтобы понять, насколько мрачна реальность в Литве. Даже литовский «автобан» Вильнюс – Каунас – Клайпеда гораздо хуже по качеству (во многих местах ухабы и выбоины), чем многие польские дороги, и значительно уступает большей части латвийских дорог», – отмечает «Клайпеда за неделю».
Издание ссылается на мнение депутата Европарламента от Латвии Андриса Америкса. Когда-то он был главой правления порта Риги, а теперь является заместителем председателя комитета ЕП по транспорту и туризму Европейского парламента. По словам Америкса, из-за боевых действий на Украине сейчас происходит радикальная перестройка транспортных путей.
«США и Евросоюз тратят много денег и сил на то, чтобы убрать Россию с транзитных путей Европы. Предпринимаются усилия по созданию альтернативных транспортных коридоров в обход России»,
– отмечает Америкс. Он добавляет, что в особенности американцев и западноевропейцев интересует создание новых маршрутов в страны Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан. В частности, уже готовы крупные проекты по строительству железных дорог в Казахстане и планируется построить несколько новых портов на Каспии. Америкс утверждает, что в настоящее время в структурах ЕС анализируется «проект международного транспортного коридора через Украину и строительства европейской железнодорожной линии в этой стране после окончания войны».
Однако ни Латвия, ни Литва в новых схемах транспортного транзита, разрабатываемых ЕС, не упоминаются. Эти государства «зажаты» между Россией и Белоруссией – и все транзитные пути, идущие через Прибалтику, как правило, затрагивают территорию одного из этих государств. Таким образом, в обход России – означает и в обход стран Прибалтики. К тому же прибалты до сих пор пользуются оставленной им в наследство железнодорожной колеей российского образца. Литва до сих пор не имеет железнодорожной линии европейского образца, ведущей от Каунаса до Клайпеды, что серьезно сужает транзитные перспективы этой страны на будущее.
Правда, в настоящее время страны Прибалтики осуществляют одиозный долгострой – возводят железнодорожную трассу европейского образца Rail Baltica, которую собираются ввести в эксплуатацию в 2030 году. Однако это больше политический, нежели экономический проект – вряд ли найдется большое количество грузов, чтобы возить их из Польши в Литву, Латвию, Эстонию и обратно. Литва пытается добиться включения участка от Каунаса до Клайпеды в проект Rail Baltica – пока что безуспешно.