В мире

28 мая 2022, 11:27

Прибалтика и Белоруссия ведут собственную игру с украинским зерном

Фото: cargo.litrail.lt

В Литву прибыл первый железнодорожный состав с украинским зерном, призванным «спасти мир от голода» – по крайней мере, так заявляется. На самом деле новый маршрут транспортировки украинского продовольствия должен спасти множество предприятий Прибалтики. А кроме того, эта тема позволила Западу снова заигрывать с Лукашенко. Каким же образом?

Известие от пресс-службы предприятия Lietuvos gelezinkeliai («Литовские железные дороги») о том, что состав с зерном прибыл на станцию Шештокай на границе Литвы с Польшей, в Вильнюсе восприняли как триумф. Этому составу, тронувшемуся в путь еще 27 апреля, пришлось совершить трудное «испытательное» путешествие.

Предприятие LTG Cargo (филиал Lietuvos gelezinkeliai) сначала отправило поезд с терминала в Каунасе до польско-украинской границы. Потом он совершил обратный путь – с Украины через Польшу в Шештокай. Как сообщил директор по коммуникациям Lietuvos gelezinkeliai Мантас Дубаускас, пробным рейсом с Украины в Литву отправили полсотни контейнеров, наполненных двумя тысячами тонн зерна. Это первый такой маршрут в истории LTG, когда грузы с Украины доставили в Литву в обход Белоруссии. Из Шештокай поезд проследовал в порт Клайпеды.

Первый пошел!

Думать об организации этого рейса начали еще в апреле. Министр сельского хозяйства Украины Николай Сольский заявил: «Мы видим прекрасные технические возможности и хорошо организованную инфраструктуру в ваших портовых городах. Также есть отлаженная железная дорога, и мы видим весь потенциал, чтобы сделать это на отлично», – отметил Сольский.

По его словам, в прошлом году через черноморские порты Украины ежемесячно перевозилось 5 млн тонн, между тем в марте этого года экспортировано всего 200 тыс. тонн. Николай Сольский добавил, что Киев хотел бы перевозить через Прибалтику не только зерно, но и другие сельскохозяйственные культуры, ранее экспортировавшиеся через черноморские порты.

И вот теперь первый рейс состоялся. В Lietuvos gelezinkeliai отмечают, что «первая ласточка» предназначена для оценки условий нового маршрута, времени транспортировки и выявления потенциальных логистических проблем. Когда эти вопросы будут решены, рейсы станут регулярными. Как отметили в Lietuvos gelezinkeliai, только на текущей неделе с Украины прибыли еще два состава с зерном, кукурузой и подсолнечным маслом.

Несколькими днями ранее глава литовского МИДа Витаутас Ландсбергис предложил заинтересованным странам силой оружия пробить «зерновой коридор» морем из Одессы. Но, судя по всему, государства Западной Европы пока в таком варианте не заинтересованы.

Президент же Литвы Гитанас Науседа, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, сказал, что проблема «двоякая»: с одной стороны, по его словам, Украина не может экспортировать излишки зерна. С другой – украинское зерно не доходит до Северной Африки, которая может стать главной ареной будущего продовольственного кризиса. «Разблокирование портов было бы, вероятно, самой подходящей альтернативой для решения проблемы. Но даже если удастся разблокировать Одессу, есть и другие альтернативные каналы – логистические пути для экспорта зерна через польские и балтийские портовые города», – предложил президент Литвы.

Поддержать падающие штаны

У рассуждений Науседы есть двойное дно. Прикрываясь демагогией о «необходимости спасения человечества от голода», литовские власти пытаются поддержать свой транспортный сектор, пришедший за последнее время в окончательный упадок. Недавно в Lietuvos gelezinkeliai сообщили, что сократят почти четверть своих сотрудников. Это происходит из-за обвала объема работ и потери заказов в связи с санкциями Евросоюза, введенными против России и Белоруссии.

По прогнозам Lietuvos gelezinkeliai, компания недосчитается доходов на сумму примерно в 150 млн евро. На сегодняшний день оператор планирует перевезти в течение года около 26,5 млн тонн грузов. Это вдвое меньше, чем годом ранее – и самый низкий объем грузоперевозок за всю историю существования компании.

До недавнего времени в Lietuvos gelezinkeliai работало около девяти тысяч человек. В середине апреля предприятие объявляло о закрытии своих представительств в России и Белоруссии. А стивидорная компания Klasco, работающая в порту Клайпеды, сократит 76 рабочих мест – что составляет 14% от ее штатной численности. Гендиректор компании Витаутас Штумбергас рассказал: «Объемы грузов уменьшились на четверть, у нас нет другого выбора, кроме как сократить количество сотрудников».

Поэтому в Литве хватаются за перевозки украинского зерна, как за якорь спасения своей железной дороги. Аналогичные надежды лелеют и в Латвии с Эстонией, где железнодорожная отрасль по тем же причинам находится в плачевном состоянии.

Так, например, эстонский президент Алар Карис в своей статье, опубликованной на сайте Politico, заявил, что на фоне возможного мирового продовольственного кризиса страны Запада должны вывезти зерно с Украины, чтобы избежать мирового голода. «Украина рассматривает наши порты, как возможность экспортировать зерно через страны Прибалтики», – проинформировал глава эстонского Минэкономики Таави Аас.

Министр заявил, что эстонские порты могли бы принять под перевалку не менее четырех миллионов тонн украинского зерна. Однако он тоже указывает на серьезнейшие неудобства, связанные с необходимостью двойной перегрузки зерна из вагона в вагон по пути в Эстонию. «В первую очередь речь идет о польско-литовской границе, где нужно менять вагонные тележки, потому что размеры железнодорожной колеи разные. Я предложил, чтобы технические специалисты провели встречу и обсудили решения для бутылочного горлышка на польско-литовской границе, чтобы можно было пропускать больше поездов», – сообщил Таави Аас.

По словам же председателя правления эстонской железнодорожной компании Eesti Raudtee Кайдо Циммерманна, «перевалка зерна из вагона в вагон сложнее, чем в случае других грузов: вагоны загружаются зерном сверху, а разгружаются снизу, и такой возможности на погранпереходах нет». По его оценке, украинское зерно можно было бы перевозить в контейнерах, которые переставлять значительно проще. В любом случае, по словам эксперта, транспортные расходы при таком способе доставки будут высокими.

Пойдет ли Белоруссия на сделку?

О наличии проблем говорят и литовские чиновники. Министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис заявил, что количество зерна, которое можно вывезти с Украины через страны Прибалтики и Польшу, сильно ограничено из-за логистических трудностей. «Тут мы сталкиваемся с огромными техническими барьерами – из-за разницы в колеях и тому подобного», – признает Скуодис. По его словам, через Польшу могут ходить только два-три поезда в сутки, а на границе нужно менять подвижной состав.

Правда, есть еще один путь вывоза зерна с Украины в Прибалтику – через Белоруссию. Однако этот способ не подходит, поскольку Минск является стратегическим союзником Москвы и придерживается отличной от литовской позиции в украинском конфликте. «Для этого потребуется какой-то гуманитарный коридор через Беларусь… Переговоры идут, но это прежде всего обязанность международных структур – достичь определенных договоренностей», – отметил Марюс Скуодис.

На проблему обратили внимание за океаном. И вот появились сообщения о том, что если Белоруссия пропустит зерно с Украины через свою территорию, США смогут частично снять с нее санкции – и позволить ей экспортировать калийные удобрения (попавшие в прошлом году под западные санкции). Об этом в частности пишет Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники. Предложение, выгодное для западного сообщества вдвойне, ведь в случае согласия Минска Запад получит не только хороший канал для вывоза украинского зерна, но и доступ к большому количеству удобрений, с которыми сейчас в западных странах тоже плохо.

Советник Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов отмечает, что эта идея может показаться Минску весьма соблазнительной.

«Беларусь получает фрагментарное снятие санкций, возобновление доступа к клайпедскому порту, а также дополнительные бюджетные поступления за счет оплаты перевозки украинского зерна. Приятным политическим бонусом становятся хотя бы частичная отмена политической блокады со стороны Запада и расширение поля для внешнеполитического маневрирования. Для лоббистов белорусской многовекторности, все еще удерживающих позиции в коридорах власти, идея украинского зернового транзита – настоящий подарок», – говорит Шимов.

Пока что реакция белорусских властей оказалась невнятной. Отчасти о ней можно судить по тексту, размещенному на сайте белорусского гостелеканала «Общенациональное телевидение». Автор текста негодует: «Очередной пример цинизма американцев: сначала, введя санкции в отношении белорусских удобрений, поставили под угрозу голода миллионы людей, а сейчас хотят решить проблему с продовольствием во всем мире, временно сняв ограничения на продажу нашего калия. Взамен этого хотят, чтобы Беларусь разрешила транзит через свою территорию украинского зерна». На телеканале обращают внимание на то, что снять ограничения на экспорт белорусского калия американцы обещают лишь временно – ровно на тот срок, какой потребуется, чтобы полностью вывезти украинское зерно.

В свою очередь постпред Белоруссии при ООН Валентин Рыбаков довольно уклончиво заявил, что его страна «всегда внимательно и ответственно подходила к вопросу продовольственной безопасности как на национальном уровне, так и в международном контексте». Комментируя последние предложения Запада, Рыбаков отметил, что «со своей стороны Белоруссия готова работать со всеми заинтересованными сторонами и рассмотреть любые конструктивные предложения – без каких-либо политических предубеждений». Пока что, судя по всему, в Минске сочли американское предложение недостаточным. И теперь Белоруссия для того, чтобы предоставить свою территорию под украинский зерновой транзит, хочет получить гораздо более ощутимые выгоды.

Текст: Станислав Лещенко

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области
Темы дня

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

Россия совершила инженерное чудо в авиации

Глава Минтранса Андрей Никитин заявил, что Россия совершила инженерное чудо в обслуживании иностранных самолетов. С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность и масштабы авиаперевозок в стране. Как ей это удалось?

Бойцы «Востока» показали захваченный штаб ВСУ в центре Гуляйполя

Китай построил грузовое судно с 60 вертикальными пусковыми установками

Ветеран ФСБ предупредил молодежь о мошеннических схемах

Новости

Стоимость золота достигла нового исторического максимума

На торгах в Нью-Йорке стоимость золота установила очередной рекорд, превысив 4561 доллар за тройскую унцию по февральскому фьючерсу.

Трамп заявил об ударе по «террористическим подонкам» в Нигерии

Американский лидер Дональд Трамп сообщил в соцсети True Social об атаке по боевикам ИГ (ИГИЛ, террористическая группировка, запрещенная в России) в Нигерии в качестве возмездия за их нападения на христиан.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Китай построил самый длинный в мире тоннель под Тянь-Шанем

В северо-западном регионе Китая открыт для движения уникальный автотоннель через горы Тянь-Шань длиной 22,13 километра – самый длинный в мире.

Вышла новогодняя серия «Простоквашино» с Путиным

Президент России Владимир Путин стал персонажем новогоднего эпизода мультсериала, который вышел в онлайн-кинотеатре Okko и получил название «Настоящий Новый год».

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт рассказал о «клещах» для освобождения трех ключевых городов Донбасса

Дружковско-Краматорско-Славянская агломерация представляет собой мощнейший укрепрайон. Наступление ВС России с востока практически невозможно. Поэтому армия обходит район с севера, а также с юга. Противник это понимает, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Юрий Кнутов. Ранее стало известно о стягивании войск ВСУ к трем ключевым городам Донбасса.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

Погибших при взрыве в Москве полицейских решено похоронить с воинскими почестями

Церемония прощания с инспекторами отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Южному округу Ильей Климановым и Максимом Горбуновым прошла на территории управления внутренних дел по Южному административному округу столицы.

Захарова показала подарок Путина на день рождения

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выложила в Telegram-канале фото подарка, который вручил ей в день рождения президент страны Владимир Путин.

В ЕС собрались ограничить полномочия будущих новых членов

Европейская комиссия разрабатывает инициативу, которая позволит ограничивать полномочия вступивших в ЕС стран при отступлении от демократических ценностей, пишет Politico.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов