В мире

11 мая 2022, 19:40

У членов ЕС отбирают последний признак самостоятельности

Фото: Michele Tantussi/REUTERS

Лидеры Евросоюза обсуждают рискованную реформу этой организации, которая способна привести даже к ее развалу. Пересмотреть планируется важнейшие принципы существования ЕС. О чем идет речь, какие новшества требуют внедрить реформаторы – и почему для отношений России и ЕС эти перемены будут иметь весьма противоречивые последствия?

Президент Франции Эммануэль Макрон намерен кардинально реформировать Евросоюз. Он призвал собрать так называемый конституционный конвент для пересмотра Маастрихтского договора о евро и единой денежной политике, Шенгенского соглашения об отмене фиксированного пограничного контроля внутри ЕС, а также принципа единогласного принятия решений по важнейшим вопросам.

Право вето укрепляло – но теперь разъединяет

Все эти темы, безусловно, важны. Европе нужно ужесточить правила приема в еврозону, чтобы туда не вступали неготовые страны и не создавали аналоги греческого долгового кризиса. Европе нужно ужесточить правила приема в Шенгенскую зону, чтобы не допустить новых массовых притоков гастарбайтеров на национальные рынки труда (как это было после приема Болгарии и Румынии). Однако самым важным – по сути революционным – предложением является именно полный отказ от принципа единогласного принятия решений. Института вето, который, по мнению ряда политиков ЕС, превратился из механизма укрепления Европы в важнейший тормоз развития Евросоюза.

Да, в самом начале евроинтеграции без него было никуда. Первые конструкции будущего Евросоюза создавались на пространстве, которое только-только пережило две мировые войны. Где народы веками резали друг друга, а значит особо не доверяли соседям. И принцип консенсуса в процессе принятия решений был гарантией защиты их национальных интересов.

Изначально предполагалось, что право вето будет использоваться в редких, исключительных случаях, ведь в Евросоюз на момент его официального создания в 1992 году (по Маастрихтскому договору) входило 12 практически гомогенных государств. Государств с едиными ценностями, принципами законодательства, взглядами на внутреннюю и внешнюю политику, а также пониманием европейской идентичности (разве что Британия несколько отличалась от остальных). Особых разногласий между ними не было.

Однако после окончания холодной войны Евросоюз принял решение включить в себя вышедшие из-под российского контроля страны Восточной Европы. Страны с неразвитой, нерыночной экономикой, консервативной идеологией, а также высоким уровнем этнического национализма, который противоречит концепции европейской идентичности. В результате гомогенность исчезла, и сейчас Евросоюз состоит из 27 разных по сути стран, некоторые из которых фактически противопоставляют себя Брюсселю.

Отчасти система принятия решений была реформирована в середине нулевых годов (в рамках Лиссабонского договора). Сейчас по большинству вопросов – внутренняя политика, миграция, экономика и т. п. – решения принимаются большинством или квалифицированным большинством внутри Европейского совета (то есть странами-членами). Однако право вето сохраняется во внешнеполитической тематике, вопросах безопасности, а также в пунктах, которые касаются основ функционирования Евросоюза.

«И здесь раз за разом возникал тупик. Взять хотя бы нынешнее обострение с Россией. С одной стороны, возникла необходимость преодолевать вето Венгрии и Кипра, настроенных к России относительно лояльно и выступающих против жестких санкций. С другой – вето на умеренные решения слишком горячей Литвы, которая на словах уже чуть ли не воевать с Россией готова», – говорит доцент РГГУ Вадим Трухачев.

Глиняные ноги разрушали – но теперь спасают?

Неудивительно, что Макрон – далеко не единственный политик, который призывает к отказу от права вето. На днях эту же мысль выразила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. А 4 мая Европарламент принял резолюцию, в которой поддерживает проведение глубинных реформ Европейского союза (в частности, отмену права вето) ради укрепления самой организации.

«Табу на обсуждение темы усиления Европейского союза тает быстрее, чем ледники в Альпах. Взять хотя бы темы евробондов, расширения европейского бюджета, европейской системы здравоохранения, европейской обороны (которую уже можно обсуждать). Придание новых полномочий Европейскому союзу является логичным ответом на внешние вызовы – будь то пандемия или Путин, – говорит депутат Европарламента Софи Ин’т Вельд. – Мир сегодня стал очень негостеприимным для гиганта на глиняных ногах, в которого превратился ЕС».

И с ней можно было бы почти согласиться, если бы не одно «но». Право вето дает не только возможности для злоупотребления, но и способ защитить свою страну (и весь ЕС) от падения во внешнеполитическую пропасть, куда Европу толкают пустозвоны из Европарламента и идеологизированные управленцы из Еврокомиссии.

«Отказ от права вето усилит позиции евробюрократии, которую никто не выбирал (следовательно, она в принципе безответственна), и предоставит ей возможность перестроить ЕС в соответствии со своими представлениями о должном и прекрасном. А эти представления очень часто не только противоречат интересам стран-членов ЕС, но и здравому смыслу вкупе с законами физики», – говорит глава аналитического проекта СОНАР-2050 Иван Лизан.

Это касается как радикальных пунктов шестого пакета об отказе от российской нефти, так и планов по навязыванию Европе отказа от российского газа.

Самоубийственных по сути для экономики стран-членов (точнее, тех из них, которые заботятся об экономике, а ставят главной целью своего существования сдерживание России). «Фактор угрозы с Востока сейчас не настолько силен, чтобы заставить национальные правительства сдать остатки своего суверенитета евробюрократии, которая демонстрирует абсолютную беспомощность в решении экономических проблем», – продолжает Иван Лизан.

Скептически к планам Макрона относятся и другие эксперты. «На сегодняшний день право вето воспринимается рядом стран ЕС как неприкосновенное и безусловное. Как последний инструмент суверенитета, который остался у членов Евросоюза, ведь ЕС все-таки является не конфедерацией и не федерацией, а союзом суверенных государств, – поясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. – Поэтому отказ от этого права не представляется реализуемым в обозримой перспективе. Ведь в ином случае речь пойдет о переходе ЕС в состояние как минимум конфедерации, Соединенных Штатов Европы».

Бюрократия мешает суверенитету – но потом создаст?

Значительная часть государств и политических сил в ЕС не готовы к такому переходу. Они считают евробюрократов неэффективными управленцами, никем не избранными и неспособными защищать интересы рядовых европейских граждан. Эти страны и силы, которых называют евроскептиками, уверены в том, что ЕС и без того слишком централизирован, и должен превратиться не в конфедерацию, а в клуб по интересам.

«Так что если вопрос об отказе от права вето будет реально поставлен на повестку дня, это вызовет чудовищное сопротивление со стороны целого ряда государств, а также ряда крайне правых и крайне левых сил внутри абсолютного большинства стран-членов ЕС. В итоге сама постановка вопроса может попросту развалить ЕС – некоторые государства могут сказать, что им лучше выйти из состава ЕС, нежели чем отказаться от суверенитета», – продолжает Дмитрий Суслов. 

Практика подтверждает этот прогноз. 13 стран Евросоюза (Чехия, Польша, Дания и другие) уже выступили против предложения Макрона. «У нас уже есть Европа, которая работает», – заявили они. Правильнее было бы, конечно, сказать: «У нас уже есть Европа, которая работает так, как нам надо, и другой нам не надо». Интересно, кстати, что и саму предлагаемую реформу необходимо принять единогласно.

Впрочем, шансы на успех у реформаторов все-таки есть. «Больше других будут упираться Польша и Венгрия. Возможно недовольство со стороны Чехии (но не при нынешнем правительстве), а также Греции. Поупираются, возможно, Дания с Ирландией, где сильны евроскептические настроения. Однако несмотря на все это сопротивление правило голосования, скорее всего, реформировать удастся. За изменение выступают самые сильные и самые богатые, а угроза утраты денег из общеевропейских фондов заставит более бедных подчиниться», – считает доцент РГГУ Вадим Трухачев.

И России, как ни странно, в этой борьбе нужно топить за реформаторов. За отмену права вето. Да, на первый взгляд, эта победа принесет Москве лишние проблемы и сложности.

«России отказ ЕС от права вето невыгоден. ЕС по-прежнему остается достаточно рыхлым образованием, члены которого, несмотря на разное отношение к Москве, используют фактор России как элемент торга в своих взаимоотношениях с Брюсселем. Процесс такого торга замедляет скорость введения антироссийских санкций, а некоторые санкции выхолащивает. Москве же такая ситуация позволяет выстраивать с рядом стран ЕС двусторонние отношения, частично компенсируя разрыв связей с ЕС. Отказ от права вето сделает такое лавирование невозможным как для условной Венгрии, так и для России», – говорит Иван Лизан.

Однако в долгосрочной перспективе – если заглянуть за горизонт нынешней спецоперации на Украине и российско-европейского конфликта – реформа может быть для Москвы выгодна, поскольку она приведет к большей автономности и независимости ЕС от США. «Если отказ от права вето не развалит ЕС, то он приведет к усилению его субъектности. Кроме того, США лишатся возможности использовать своих прокси внутри ЕС – Польшу, Литву и т. п. – для блокирования ненужных Америке решений и продвижения тех, которые нужны Вашингтону», – говорит Дмитрий Суслов. А с суверенной Европой мы как-нибудь договоримся.

Текст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Вам может быть интересно

Дрозденко сообщил об уничтожении всех воздушных целей в Ленинградской области
Темы дня

Переговоры в Женеве вызвали дрожь в Киеве

Трехсторонние переговоры в Женеве оставили Украину разочарованной: Киеву не удалось выбить для себя никаких послаблений. Кроме того, над Владимиром Зеленским продолжают сгущаться тучи: его активно критикуют внутри страны, а позиции элиты по вопросу мирного урегулирования начинают расходиться. Можно ли считать внезапные проблемы Киева признаками давления со стороны Вашингтона?

Контратаки сжигают последние резервы ВСУ в Запорожье

В то время как на Запорожском направлении российские войска уверенно продвигаются вперед, на отдельных его участках ВСУ предпринимают попытки встречных контратак. Как выглядят эти попытки, насколько они результативны и почему в итоге приведут лишь к сжиганию украинских резервов?

Украина обманула МАГАТЭ о состоянии Южно-Украинской АЭС

Макрон назвал свободу слова «полной чушью»

Подростка из Кривого Рога отправили в детдом после мобилизации отца

Новости

Путин поставил арктические регионы в пример по рождаемости

В арктических регионах зафиксирован коэффициент рождаемости 2,2, к этому должна стремиться вся Россия, заявил президент России Владимир Путин в ходе заседания наблюдательного совета АСИ.

Пропавшие в Петербурге мать и две дочери найдены во Владимирской области

Местонахождение жительницы Петербурга и ее двух дочерей было установлено, все трое были обнаружены живыми и здоровыми во Владимирской области.

Путин заявил о совместном праздновании с Кубой 100-летия Фиделя Кастро

Россия и Куба планируют совместно отметить столетие со дня рождения Фиделя Кастро, сообщил президент РФ Владимир Путин.

Лавров: Россия ведет СВО, если Европа готовит войну, то это будет другая война

На Украине Россия проводит специальную военную операцию, если Европа будет готовить войну против России, у такой войны будут иной характер и средства, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Лавров сообщил об обсуждении с американцами в Женеве «понимания Аляски»

Российская и американская делегации продолжили обсуждать на переговорах в Женеве «понимание Аляски», касаемо первопричин украинского конфликта и их устранения, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Эксперт разъяснил смысл веганского алкоголя

Несмотря на то, что алкоголь делается, как правило, из растительного сырья, в нем могут оказаться продукты животного происхождения, сказал газете ВЗГЛЯД глава Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, комментируя первую в России выдачу веганского сертификата на алкоголь компании из Башкортостана.

Эксперт: Россия не собирается «скомкать» завершение СВО ради сделки

Раннее завершение второго дня переговоров по Украине в Женеве означает, что Киеву нужно принять решение: либо пересматривать переговорную позицию, либо вовсе отказаться от диалога. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал политолог Станислав Ткаченко. Ранее Владимир Мединский, возглавляющий российскую делегацию, заявил, что переговоры были тяжелыми, но деловыми.

МОК объяснил, почему не выдал подарочные телефоны россиянам

Международному олимпийскому комитету (МОК) запрещено распространять подарочные телефоны среди спортсменов определенных стран, сообщили в пресс-службе МОК.

Ростехнадзор выдал ЗАЭС лицензию на эксплуатацию второго энергоблока

Ростехнадзор выдал Запорожской АЭС лицензию на эксплуатацию энергоблока №2 сроком на десять лет.

Лавров: Сирия считает российское присутствие в Хмеймиме стабилизатором

По мнению властей Сирии, присутствие России в Хмеймиме и в Тартусе является фактором стабильности, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Захарова сравнила Макрона с Пугачевой за слова о свободе слова

Официальный представитель МИД России Мария Захарова иронично прокомментировала высказывания французского президента Эммануэля Макрона о свободе слова, отметив их схожесть с заявлениями певицы Аллы Пугачевой о браке.

Вучич заявил о готовности Сербии вступить в ЕС без права вето

Президент Сербии Александр Вучич обозначил интерес страны к вступлению в Евросоюз даже на условиях ограниченного членства без права вето.
Мнения

Архиепископ Савва: Суворовский девиз «Мы – русские, с нами Бог» снова звучит громко

Да, мы не ожидали, что нынешний этап многовековой войны так затянется. Но мы обрели и обретаем соборное самостоянье, братство и взаимопомощь. Пусть эти навыки останутся с нами и в мирное время.

Глеб Простаков: Широкая улыбка нефтяного сфинкса

Санкции против российской нефти снимут не из-за «очень хороших отношений» Трампа с Путиным, как любит говорить американский президент, а потому что это будет выгодно при определенных условиях. И в этом динамичном танце интересов победит тот, кто лучше рассчитает ходы.

Тимофей Бордачёв: Момент слабости сделал Запад сговорчивее

Для Запада любое соглашение с теми, кто находится за его пределами, всегда является временным. Поэтому задачей всех остальных стран является воспользоваться в своих интересах моментами слабости США и Европы, заставляющими их на очень короткий срок быть готовыми к уступкам.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов