В мире

17 февраля 2022, 15:10

Прибалтика дарит России белорусские деньги

Фото: Reuters

Эстония стала еще одной страной, которая подключилась к блокаде транзита белорусских товаров. На этот раз речь идет о нефтепродуктах, причем таких, которые вовсе не запрещены общеевропейскими санкциями. Почему Таллин принял такое решение, какие убытки ему за это грозят и какие прибыли, в свою очередь, заработает в результате Россия?

Когда на протяжении последних полутора лет Евросоюз обкладывал Белоруссию санкциями, в них оказались лазейки – некоторые белорусские товары под санкции не попали. И тогда Литва, Эстония и Латвия принялись по собственному почину «латать» санкционные «прорехи».

Сначала Литва отказалась от транзита продукции «Белоруськалия», хотя спокойно могла бы продолжать на нем зарабатывать. В свою очередь Эстония на днях запретила транзит через свою территорию белорусских нефтепродуктов.

«Чудовищное упущение!»

Для стороннего наблюдателя «война», объявленная Эстонией белорусским нефтепродуктам, стартовала абсолютно внезапно. Началось с того, что эстонская пресса в январе забила тревогу. Было проведено «журналистское расследование», в результате которого выявился «чудовищный факт»: Белоруссия использует Эстонию для экспорта своих нефтепродуктов в «рекордных количествах!».

Как сообщило издание Eesti Paevaleht, в прошлом году импорт белорусских нефтепродуктов оказался почти в три раза больше, чем годом ранее. При этом в Эстонию была направлена треть белорусской нефти, которая раньше шла через латвийские порты.

Издание писало, что для экспорта нефтепродуктов использовался «обман» с товарными кодами – то есть попадающие под санкции нефтепродукты якобы декларировались под кодами, свободными от ограничений. «Когда компания NNK (белорусская фирма по экспорту нефтепродуктов – прим. ВЗГЛЯД) объявила о первом тендере на перевозку мазута через порты балтийских стран, количество прибывших в Эстонию товаров с кодом "2707" (бензол, толуол, ксилол, сольвент-нафта, нафталиновые масла и сырой нафталин, антраценовые масла и сырой антрацен, феноловые масла, пиридиновые, хинолиновые и акридиновые основания, креозотовые масла и т. д. – прим. ВЗГЛЯД) подскочило с нуля до 150 000 тонн в месяц. В Латвии и Литве они по-прежнему на нулевом уровне. Еще поразительнее то, что Эстония, по сути, единственная страна Евросоюза, которая вообще импортирует из Белоруссии товары с кодом "2707". В прошлом году в некоторые месяцы доля Эстонии в импорте товаров с этим кодом в 100%», – указало эстонское издание.

Было искусно спровоцировано «народное возмущение» – как же так, неужели мы, эстонцы, способны продавать свою совесть за «грязные деньги диктаторского режима»? И 31 января эстонский премьер-министр Кая Каллас заявила, что «проблему» нужно срочно решать.

«Ситуация выглядит плохо, и я отношусь к ней очень серьезно», – сказала она. Каллас подчеркнула, что принципы внешней политики должны реализовываться и внутри страны. «Если мы договорились о санкциях, то должны их выполнять – а если есть пробелы, то их надо устранять. В противном случае мы снизим собственный международный авторитет и право высказываться», – подчеркнула Каллас. Глава эстонского МИДа Эва-Мария Лийметс тоже заявила, что она против транзита белорусских нефтепродуктов, и призвала правительство его запретить.

В налогово-таможенном департаменте Эстонии заявили, что как раз данный вид транзита осуществляется без нарушений. Через территорию страны проходят те виды топлива, которые в санкционный список не включены. «Тот товар, который перевозится сейчас через Эстонию, не находится под санкциями», – признала и Каллас. Она пояснила, что товары с таможенным кодом «2707» не подпадают под санкции ЕС против Минска – а следовательно, их транзит через эстонскую территорию был юридически корректным.

Но глава правительства в порыве комсомольского задора сообщила, что они с коллегами решили «усилить» санкции Евросоюза – на своем эстонском уровне. По ее словам, «мы приняли решение ввести дополнительные санкции против Белоруссии и прекратить транзит нефтепродуктов под таможенным кодом "2707" через Эстонию».

Разрубили гордиев узел

Основная интрига с белорусскими нефтепродуктами заключалась в том, что из Литвы они ушли, а в Россию в полном объеме пока не пришли. Минск частично перенес их перевалку в порты Латвии и Эстонии. Эти страны не вмешивались во внутриполитические процессы в Белоруссии так активно, как Литва – поэтому на каком-то этапе Минск счел приемлемым для себя прибегать к их услугам.

Но надолго это не затянулось. Идею введения «индивидуальных дополнительных санкций» всецело поддержала министр финансов Эстонии Кейт Пентус-Розиманнус. «Евросоюз ввел санкции в отношении Республики Беларусь – в связи с нарушением международных избирательных стандартов и прав человека, а также репрессий против гражданского общества и демократической оппозиции. Для того, чтобы нарушения прекратились, санкции должны быть эффективными и применяться таким образом, чтобы их невозможно было обойти, например, импортируя товары через тайных агентов в третьих странах», – патетически заявила глава эстонского Минфина.

Она подтвердила, что действующие в настоящее время санкции ЕС не распространяются на произведенную в Белоруссии продукцию группы «2707» и ее транзит. Что, по мнению Пентус-Розиманнус, ослабляет экономическую эффективность санкций. Поэтому эстонское министерство финансов потребовало, чтобы страна «в самые краткие сроки» установила собственные «национальные санкции» в отношении и этой группы белорусских товаров. И вскоре правительство Эстонии распорядилось запретить транзит белорусских нефтепродуктов через свою территорию – с 1 марта.

Прямые потери государственных предприятий Эстонии от данного шага оцениваются, как относительно небольшие – всего в несколько миллионов евро в год. В 2021 году эстонская железнодорожная компания Eesti Raudtee заработала с белорусского транзита около 1,8 млн евро, что составляет 11-12% от общей суммы поступлений за использование железной дороги. Что касается эстонского предприятия Operail, то на Белоруссию пришлось 15% (5,8 млн евро) прошлогоднего товарооборота компании. Компания сообщила правительству, что в случае потери этого оборота ей придется уволить 80 работников (18% нынешнего штата). Нельзя забывать и о грядущих потерях порта в Таллине – на Белоруссию приходится 9% его грузооборота (2 млн евро прибыли). Со стороны Белоруссии теперь возможно требование покрытия ущерба.

Транспортируя свои нефтепродукты через Латвию и Эстонию, белорусы имели некоторый географический выигрыш – в этом случае транспортное «плечо» было не столь размашистым, как при отправке грузов через российскую Ленинградскую область. Как отметил руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН, доктор экономических наук Николай Межевич, в этом случае Таллин сыграл именно на пользу России. По его словам, сейчас, когда транзит через Эстонию данных видов продукции будет прекращен, в Белоруссии еще раз убедятся в том, что единственным надежным направлением является российское. «Стороны найдут экономический механизм, позволяющий и Минску, и Москве выйти из этой ситуации с наименьшими потерями», – считает эксперт.

В свою очередь российский политолог Виктория Федосова отмечает, что в данном случае Таллин руководствуется принципом «балтийской солидарности». Если уж Литва по собственному почину запретила транзит калийных удобрений из Белоруссии, то и Эстония не могла не включиться в запущенный соседями «флешмоб». Федосова не согласна с тем, что потери Эстонии окажутся небольшими – ведь

в правительстве страны не пожелали учесть того, что их заработки от перевозки белорусских нефтепродуктов могли бы в ближайшем будущем существенно возрасти.

Политолог подчеркивает: «Беларусь в этой ситуации имеет возможность переориентировать свой экспорт, а вот экономические потери Эстонии компенсировать не удастся, и они будут ощутимы – ведь в последние два года наблюдался активный рост транзита. Если обратиться к примеру Литвы, прямые убытки Эстонии могут дойти до сотен миллионов евро. Тем более, что Беларусь наверняка, помимо корректировки путей транзита, усилит "эффект" применением зеркальных санкций в отношении эстонского экспорта».

Когда «принципы» важнее «грошей»

Однако страны Прибалтики в данном случае если чем и руководствуются, то отнюдь не экономическими выгодами. Для них куда важнее идеологические мотивы – в данном случае возможность «наказать диктатора, попирающего основы демократии». Поэтому примеру Эстонии следует и Латвия, которая тоже зарабатывала на белорусском транзите. Еще в декабре прошлого года имел место случай, когда в Латвии развернули в обратном направлении 383 тонны нефтепродуктов из Белоруссии. Причиной послужили санкции ЕС и США, которые запрещают перевозку нефтепродуктов из Белоруссии – в том случае, если договоры о поставке были заключены после 21 июня 2021 года. Руководство «Латвийской железной дороги» бросилось оправдываться – спихнув ответственность за инцидент на нерадивых сотрудников таможни.

В прошлом году министр сообщения Латвии Талис Линкайтс не без удовлетворения говорил, что порты этого государства существенно нарастили транзит белорусских нефтепродуктов. Удовлетворение понятное – если учитывать тяжелейший кризис, в который погрузилась транспортная отрасль Латвии в связи с выводом российского транзита. Однако аналитики сразу заявили, что белорусский нефтетранзит в портах Латвии надолго не задержится. «Любое нормальное правительство попыталось бы воспользоваться ситуацией и доказать Батьке, что ему выгодно использовать латвийское направление для экспорта нефтепродуктов, удобрений и всего остального. А Линкайтс предлагает просто наблюдать за ситуацией», – писал в апреле 2021-го политолог Алексей Ильяшевич.

Объясняя логику поведения Риги, он говорит, что вести переговоры с белорусскими грузоотправителями для нее сегодня означало бы изменить геополитическим установкам Латвии на «сдерживание России» и минимизацию ее влияния в республиках бывшего СССР.

Правда, в отличие от Таллина, Рига пока еще не запретила полностью транзит белорусских нефтепродуктов. Но зато вслед за Вильнюсом она закрыла путь для провоза продукции «Беларуськалия». Данное предприятие, после того, как ему указали на дверь в Литве, могло бы перенести свои перевозки в Латвию. Во всяком случае, в Вильнюсе выражали опасения, что «братья по балтийскому содружеству» прикарманят заработки, которых Литва – строго по ее собственному выбору! – лишается.

Но ничего такого не произошло. В декабре 2021-го Латвия заявила, что «в знак солидарности с Литвой» отказывается от любого сотрудничества с «Беларуськалием» – до 15 января нового года. А в январе 2022-го государственные и частные перевозчики Латвии заявили, что считают невозможным транзит удобрений «Беларуськалия» через территорию этой республики. А теперь от белорусского транзита отказалась и Эстония. Санкционный режим против Белоруссии позволял Таллину не только сохранить, но и увеличить транзит грузов из «последней диктатуры Европы». Сами же не захотели – и теперь эти грузы, а значит, и деньги от их транзита, уйдут в Россию.

Текст: Андрей Винников

Вам может быть интересно

ПВО уничтожила атаковавший Москву беспилотник
Темы дня

Вэнс раскрыл ложь Зеленского из лучших побуждений

Вице-президент США Джей Ди Вэнс раскрыл всему миру страшный секрет украинских властей о реальных перспективах ВСУ в Донбассе. Этим он нанес Киеву серьезный политический ущерб и разоблачил ложь Владимира Зеленского. Зачем это Вэнсу?

Почему Гренландия становится приоритетной целью для США

Специальный посланник Дональда Трампа отныне будет заниматься реализацией мечты хозяина Белого дома присоединить Гренландию к Соединенным Штатам Америки. Что это за человек и почему Трамп, несмотря на категорическое сопротивление всей Европы, так стремится обладать этим северным островом?

Военкор Коц: ВС России отрезают Украину от Черного моря

В Госдуме отреагировали на жалобы WhatsApp

Эксперт объяснил увеличение количества волков в России

Новости

Для поступающих в педвузы введут профильное вступительное испытание

Минпросвещения России рассматривает возможность обязательных профильных экзаменов для поступающих на педагогические специальности, стартовать нововведение планируют с 2027 года, сообщили в ведомстве.

Пезешкиан заявил о водном кризисе в Иране

Острая нехватка воды поразила все провинции Ирана из-за самой сильной за 60 лет засухи, что вынудило власти прибегнуть к ограничениям, заявил президент Ирана Масуд Пезешкиан.

Al Hadath назвал возможную причину крушения самолета с начальником генштаба Ливии

Причиной крушения самолета Falcon 50, на борту которого был начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад, могли стать перебои в работе электросистемы, сообщает Al Hadath.

Минтранс приказал запретить хождение судов у калининградского СПГ-терминала

С 1 февраля 2026 года в акватории Балтийского моря у терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа в Калининградской области будет введен запрет на хождение судов, сообщается в тексте приказа Минтранса России.

Медведев удивился мирным заявлениям Писториуса и Стубба

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев обратил внимание на недавние заявления министра обороны Германии Бориса Писториуса и президента Финляндии Александра Стубба.

Начальник генштаба армии Ливии погиб в результате крушения самолета в Турции

Начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад и сопровождающие его лица погибли в результате крушения самолета, который исчез с радаров вскоре после вылета из Анкары, сообщил глава базирующегося в Триполи Правительства национального единства Ливии Абдельхамид Дбейба.

Украинский генштаб признал потерю Северска в ДНР спустя почти две недели

Украинский генштаб подтвердил, что подразделения ВСУ покинули Северск, заявление было сделано спустя почти две недели после освобождения города.

Суд в Москве арестовал счета Чубайса по иску «Роснано»

Счета Анатолия Чубайса почти на 11,9 млрд рублей заблокированы по иску «Роснано», говорится в решении Арбитражного суда Москвы.

Мелони в рождественском поздравлении заявила, что 2026 год будет «гораздо хуже»

Во время церемонии поздравления с рождественскими праздниками премьер Италии Джорджа Мелони заявила, что 2026 год по сравнению с 2025-м будет гораздо хуже.

SANA сообщило о встрече Путина с главами МИД и минобороны Сирии

В Москве состоялась встреча президента России Владимира Путина с министром иностранных дел Сирии Асаадом аш-Шибани и министром обороны генерал-лейтенантом Мурхефом Абу Касром, сообщило сирийское государственное новостной агентство SANA.

При обыске в сейфе Эпштейна нашли наличные рубли

Правоохранители США при обыске в доме Джеффри Эпштейна обнаружили в его сейфе наличные в разных валютах, в том числе несколько рублевых купюр, и крупные запасы драгоценных камней.

На границе России и Польши образовалась многокилометровая пробка

На польско-российской границе у погранперехода Гжехотки образовалась огромная пробка на въезд в Россию.
Мнения

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов