В мире

19 декабря 2022, 18:54

Без России железные дороги Прибалтики приближаются к разорению

Фото: ldz.lv

Еще недавно железнодорожная отрасль была одной из самых важнейших в странах Прибалтики, они получали баснословные доходы за счет транзита. По мере ухудшения отношений с Россией прибалты сами же целенаправленно начали рвать транспортные связи – и результатом их усилий стали гигантские убытки железной дороги.

Правительство Эстонии утвердило требования к принадлежащей государству железнодорожной компании Operail. В соответствии с приказом, который подписала министр экономики и инфраструктуры Рийна Сиккут, Эстонское государство ставит перед своей компанией шесть основных целей. Основная поставленная перед Operail задача – «заниматься прибыльной и эффективной экономической деятельностью». Но как именно предлагается этого добиваться? А вот как.

Без российских грузов

Руководству предприятия поручено «оценить этичность коммерческих отношений компании с Россией и Беларусью и отказаться от таких деловых отношений (при необходимости постепенно), заменив их новыми направлениями бизнеса». Также Operail велено «прекратить с 1 января 2023 года перевозку товаров, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь». Сиккут пояснила: «государственная компания не должна перевозить грузы российского происхождения».

К слову, незадолго перед тем финское телерадиовещание Yle сообщило, что эстонский Operail планирует начать перевозки российского никеля в Финляндии. В Operail в свое оправдание пояснили, что никель не находится, мол, под санкциями – однако всё равно предприятие подверглось жесточайшей критике со стороны эстонского министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу. «Да, этот бизнес разрешен с юридической точки зрения. Но вопрос в том, является ли этот бизнес морально приемлемым для компании, принадлежащей налогоплательщикам Эстонской Республики? В этом отношении я бы остался на однозначно отрицательной позиции», – жестко подчеркнул Рейнсалу.

Для полноты картины необходимо иметь в виду, что за этот год объем грузоперевозок Operail уже сократился вдвое – а если компания перестанет перевозить все грузы российского происхождения, то он может упасть еще на 65–70%. «Затраты на содержание железной дороги только растут. Если их распределить на оставшиеся маленькие объемы грузоперевозок, то размер этих затрат станет настолько большим, что фактически не будет смысла перевозить грузы по железной дороге», – предупреждает председатель правления Operail Рауль Тоомсалу.

Однако Сиккут ничтоже сумняшеся утверждает, что у нее есть план, как спасти железную дорогу. Предлагается переместить на нее грузы, перевозимые в настоящее время автомобилями.

Другой эстонский железнодорожный концерн Skinest Rail в течение этого года распродал 6857 принадлежавших ему вагонов, предназначенных для перевозки жидкого топлива. Ранее в этих вагонах клиенты предприятия перевозили нефтепродукты, в том числе по территории Российской Федерации. «В нашем парке вагонов осталась примерно тысяча цистерн, которые мы сдаем в аренду предприятиям стран Балтии, Украины и Казахстана. В Россию наши цистерны больше не ездят», – заявил член правления Skinest Grupp Сергей Яковлев. 

По его словам, речь идет о «стратегическом решении» – отказаться от важнейшего некогда российского рынка. «Мы решили выйти, так как посчитали это правильным», – добавил Яковлев. Он, конечно, не стал пояснять, что у предприятия не было другого выхода – если бы оно не приняло своего «стратегического решения», то ему просто не дали бы жизни…

Переход к «режиму пригородной электрички»

Ничуть не лучше ситуация, сложившаяся в Литве. Ранее государственное предприятие «Литовские железные дороги» (Lietuvos gelezinkeliai, LTG) проинформировало, что за девять месяцев текущего года оно потеряло почти 40% грузовых перевозок. Недавно представитель этого ведомства Котрина Дзикарайте грустно сообщила: «Перевозки за период с января по сентябрь существенно уменьшились – из-за международных санкций против Белоруссии и в связи с применением международных комплексных мер против России после начала военного конфликта на Украине».

По словам Дзикарайте, потери по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили 23,6 млн тонн (37%) от всего грузооборота. Министр транспорта и связи Литвы Марюс Скуодис считает, что к концу года падение грузопотоков ЛЖД может возрасти до 50 процентов. 

«Причина проста – восток закрывается. Мы очень часто представлялись мостом между востоком и западом. Но почему-то все наши связи были только с одной стороны моста – на востоке», – говорит Скуодис. Пытаясь утешить слушателей, он отмечает, что Литва, отказавшись от грузов из России и Белоруссии, дескать, начинает переориентировать свое транспортное сообщение в западном направлении.

Главная надежда Вильнюса связана с железнодорожным проектом Rail Baltica. Прокладываемая в его рамках магистраль европейского стандарта соединит Таллин, Ригу, Каунас (с ответвлением на Вильнюс), Варшаву и Берлин. Стоимость проекта, который планируется завершить в 2026 году, оценивается в 5,8 млрд евро. Большую часть этих средств (около 85%) составляет финансирование, полученное из еврофондов. 

Однако литовские правители всё чаще признают, что Rail Balticа в нынешних реалиях – проект не столько экономический, сколько, что называется, имиджевый. Более того, замминистра коммуникаций и транспорта Лорета Маскалёвене откровенно говорит, что это «вопрос военной мобильности и безопасности» – то есть Rail Balticа предполагается использовать в том числе и для переброски войск в регион.

Серьезнейшие проблемы «Литовских железных дорог» наметилась еще в конце прошлого года – из-за решения Вильнюса запретить транзит грузов «Беларуськалия». А сейчас министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис в интервью нидерландскому изданию Elseviers weekblad сообщил, что его государство может полностью «отсоединиться» от российской железной дороги. 

К слову, сокращение внешней деятельности «Литовских железных дорог» закономерно совпало с затуханием их внутренней активности. ЛЖД и Минтранспорта Литвы рассматривают идею ликвидировать некоторые железнодорожные маршруты на севере страны, не приносящие больше прибыли. Причина проста – резкая депопуляция Литвы, обезлюживание многих регионов…

Плюс ко всему в Литве постоянно раздаются призывы окончательно заблокировать российский железнодорожный транзит в Калининград. «Давайте посмотрим на карту. Вообще весь транспортный комплекс Прибалтики, а особенно Литвы, зависит от того уровня взаимодействия, который у Литвы есть с Российской Федерацией и с Китаем», – говорит по этому поводу губернатор Калининградской области Антон Алиханов. По его мнению, если вдруг это взаимодействие сойдет на нет, то «Литовские железные дороги» проживут, «может, года два в режиме пригородной электрички».

«Нас спасет европейская колея и RailBaltica»!

Что касается «Латвийской железной дороги», то недавно официальная Рига решила выделить этому госпредприятию дотацию в размере 6,5 млн евро – на «поддержание штанов». Факт красноречивый, если иметь в виду, что в прошлые годы это предприятие само приносило государству большой доход. 

Еще в августе латвийский министр сообщения Талис Линкайтс предостерегал, что «хотя наихудший сценарий в сфере грузовых перевозок в Латвии не сбылся», для того, чтобы железнодорожная инфраструктура могла функционировать, предприятию потребуются государственные дотации. По оценке Линкайтса, речь может идти о десятках миллионов евро в год. Еще ранее Линкайтс признал, что из-за сокращения грузоперевозок Latvijas dzelzcels может уволить еще около 600 сотрудников. Крупные сокращения штата были произведены на железной дороге и в предыдущие годы.

Сейчас прибалты носятся с ноу-хау, которое, по их мнению, поможет поправить дела их железнодорожной отрасли. Надо отказаться от прежней железнодорожной колеи, оставшейся им в наследство от России и СССР, и перейти на европейскую! Решено, что к 2025-2026 годам страны Балтии должны разработать план, который позволит перевести колею железнодорожных путей шириной 1520 мм на стандарт 1435 мм. Помимо этого, продолжается воплощение «проекта века» – уже упомянутой магистрали Rail Baltica.

Однако экономическая целесообразность введения европейской колеи глубоко сомнительна. Страны Прибалтики были интересны именно с точки зрения «моста» между востоком и западом, и ни в каком ином ракурсе. Ну какие грузы, какое количество пассажиров нужно возить по пустеющему и все глубже погружающемуся в упадок региону из Польши в Финляндию, чтобы добиться должной рентабельности?

Текст: Станислав Лещенко

Вам может быть интересно

США подтвердили предупреждение от России «незадолго до запуска» «Орешника»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?