Список «самых влиятельных женщин Украины», составленный редакцией журнала «Фокус» и опрошенными ею «экспертами», хотя и носит как будто развлекательный характер, способен сказать об Украине больше, чем любое академическое исследование. Причем чистую правду.
Главное, пожалуй, в том, что Украина – государство не суверенное (при том, что убивает в Донбассе людей под соусом «защиты суверенитета») и глубоко провинциальное. Чтобы понять это, знакомиться со всей сотней нет никакого смысла – достаточно первой тройки.
На третьем месте – генеральный прокурор Ирина Венедиктова. Отрицать, что генпрокурор – человек влиятельный, вряд ли кто-то будет. Однако влиятельность Венедиктовой – это продолжение влиятельности президента Владимира Зеленского, которому она обязана стремительным карьерным взлетом.
Генпрокурор у Украины относительно молодой (42 года) и теоретически квалифицированный. «Теоретически», поскольку большую часть жизни харьковчанка Венедиктова занималась на своей малой родине именно теорией права. Она доктор юридических наук и профессор, автор многочисленных статей, преподавала гражданское делопроизводство и международный коммерческий арбитраж, но существенных должностей в системе государственной власти не занимала.
В 2015-м Венедиктова стала кандидатом на должность судьи кассационного гражданского суда в составе Верховного суда Украины, но не набрала достаточного количества баллов. Свою удачу она поймала за хвост в 2018-м, когда познакомилась с Владимиром Зеленским и вошла в его предвыборный штаб в качестве советника по юридическим вопросам.
Следующая значимая остановка в карьере – Верховная рада, куда малоизвестный юрист попала с третьего места в предвыборном списке пропрезидентской партии «Слуга народа», причем не являясь членом партии. Депутатствовала она недолго – менее полугода, став врио директора Государственного бюро расследований Украины, а еще через два месяца поднялась до генерального прокурора.
Как следствие, Венедиктова упоминается в СМИ чаще всего в связи с делами, направленными против политических оппонентов Зеленского и в первую очередь против Виктора Медведчука, возглавляющего политсовет самой популярной партии страны «Оппозиционная платформа – За жизнь». Обвинив его в «покушении на разграбление национальных ресурсов на временно оккупированной территории АР Крым», генпрокурор «отлила в граните»:
«Нельзя создавать армию информационных клоунов и кукловодить ими в собственных антиукраинских интересах».
В России Венедиктова известна в основном благодаря этой сочной фразе, а также уголовному делу о ссылке на порнографический сайт, размещенной в школьном учебнике. Что характерно, это был учебник по украинскому языку. Что еще более характерно, «оплошность» заметили лишь спустя три года.
На втором месте рейтинга – Елена Зеленская, многолетний сценарист студии «Квартал 95» и супруга действующего президента. Она больше не пишет для мужа юмористические скетчи (или пишет; кто ж ее знает), а занимается типичной для первых леди благотворительной и общественной деятельностью. Оригинального в ней лишь то, что о распространении, например, украинских аудиогидов в зарубежных музеях почему-то печется человек, родной язык которого – русский.
Прямо скажем, появление первой леди или первого джентльмена на лидирующих позициях в рейтингах влияния – это не международное, хотя и не сугубо украинское. Обычно такого рода «влиятельность» характерна для авторитарных режимов и никогда – для демократических, подразумевающих подотчетность политиков населению. В качестве примеров можно вспомнить Елену Чаушеску, Грейс Мугабе, жен некоторых латиноамериканских диктаторов и Цзян Цин – супругу Мао Цзэдуна, которую сам председатель называл «страшным человеком» (она была одним из лидеров «культурной революции» и осуждена по делу «банды четырех» после смерти мужа).
Сама Зеленская наверняка предпочла бы, чтобы ее сравнивали не с Эвой Перон, а с Мишель Обамой. Но в целом ее присутствие в этом списке – показатель не реального влияния на украинскую политику, а отражение хуторских представлений о семье. Мол, Зеленский, конечно, «голова» государства, но «жинка» – шея, которая этой головой вертит. В Европе, куда так стремится Украина, в таких категориях давно уже не мыслят.
Ну а лидером списка стал человек, не имеющий ни украинского гражданства, ни украинских корней. Это Кристина Квин – даже не посол, а временный поверенный в делах США на Украине. Ее лидерство – констатация, что страна находится под внешним управлением. Только в таких условиях дипломат может быть влиятельнее генпрокурора.
Полноправного американского посла в Киеве нет с 2019 года. Занимавшая этот пост Мари Йованович была досрочно отозвана президентом Дональдом Трампом в Вашингтон за нелояльность и, как подчеркивалось позднее, за препятствия в выдаче виз тем украинцам, которые могли бы дать показания против отца и сына Байденов. Ожидать от нее, демократки, чего-то другого было бы наивно (и Трамп эту наивность проявил). Госпожа посол создала в Киеве мощную структуру, направленную как на управление страной, так и на покрывательство коррупционных схем нескольких видных демократов.
Квин назначалась временным поверенным дважды: после Йованович и после Уильяма Тейлора, который был прислан на смену Йованович, но уже через несколько месяцев возвращен в Вашингтон примерно по той же причине. Оба этих дипломата давали потом показания против Трампа на процессе о его импичменте.
Как и ее предшественники, Квин является весьма опытным дипломатом. Работала в Британии, России, Таиланде, на Филиппинах, в структурах ЕС, одно время отвечала в Госдепе за Словению, но послом не была никогда. Возможно, все-таки станет – на Украине, а если даже нет, ее первого места в нынешнем рейтинге такое не умалит. Да, представитель США – влиятельнейший политик на Украине, американской криптоколонии.
Кстати, пятое место в рейтинге заняла Мелинда Симмонс – посол Великобритании. А между ней и генпрокурором расположилась лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, то есть женщина, влиятельность которой в Киеве еще десять лет назад никто не рискнул бы оспорить.
Нашлось в первой десятке место и для посла Украины в США Оксаны Маркаровой. Тут, казалось бы, должно быть что-то одно – или посол Украины в США, или посол США на Украине. Но кому, как не русским, знать, что в украинцы может быть записан любой деятель, кто имел несчастье с Украиной соприкоснуться.
Таким образом, самые влиятельные женщины Украины – это американская генерал-губернаторша, жена президента и его же карманная прокурорша. Список настолько «говорящий», что в комментариях не нуждается.
Кроме, пожалуй, одного. Журналом «Фокус» владеет Александр Борщевич, которого медиаэксперты Украины считают человеком Игоря Коломойского. Того самого Коломойского, который дал Зеленскому путевку в политическую жизнь. Того самого Коломойского, на которого американцы впоследствии наложили санкции, требуя от Зеленского самых решительных мер против олигарха.
Видимо, Игорь Валерьевич что-то такое знает, если на первое место в рейтинге «Фокуса» вдруг вышла Квин – человек весьма и весьма непубличный, хотя еще в прошлом году она проигрывала генпрокурору.