В мире

13 декабря 2021, 08:18

Страх перед США ввергает Литву в разорение и политический кризис

Фото: Karolis Kavolelis/Reuters

Считается, что союзники Вашингтона по НАТО, особенно прибалтийские, с большой энергичностью претворяют введенные Соединенными Штатами санкции. Однако внезапно выяснилось, что как минимум в случае с Литвой и транзитом белорусских удобрений это не так. А результатом этой коллизии стал невиданный политический кризис в этой стране – и угроза больших убытков.

В Литве разразился очередной политический скандал. Восходящая «звезда» местной политики, министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис (внук знаменитого Витаутаса Ландсбергиса), которого многие считали будущим президентом государства, подал в отставку.

Ландсбергис потерял лицо, когда выяснилось, что Литва не сможет срочно присоединиться к санкциям США, наложенным на «Беларуськалий» – и по крайней мере, в течение ближайшего месяца продолжит зарабатывать на белорусском транзите. То, что для литовских железнодорожников выглядит, как отсрочка перед казнью, в глазах литовских политиков оказалось несмываемым позором – не сумели немедленно и стопроцентно ублажить США!

Волю Вашингтона не выполнили

США объявили о введении санкций в отношении предприятия «Беларуськалий» еще 9 августа, в действие они вступили 8 декабря. Как ожидалось, после наступления этой даты полностью прекратится перевозка белорусских калийных удобрений через гавани стран Прибалтики, в том числе через основной для «Беларуськалия» перевалочный порт – литовскую Клайпеду. Тем более, что 2 декабря Минфин США внес в свой санкционный список еще и «Белорусскую калийную компанию», а также ее дочернее предприятие – ООО «Агророзквит».

Литовские железнодорожники и портовики ожидали приближения этой даты с ужасом. Ведь «Беларуськалий» вывозит свою продукцию на экспорт через порт в Клайпеде, пользуясь услугами «Литовских железных дорог». Погрузку этих удобрений в Клайпеде производит предприятие «Терминал насыпных грузов» – 30% его акций принадлежит «Беларуськалию». Поставки из Белоруссии составляют более 30% всего грузооборота порта и в одном только 2019 году составили около 10 млрд долларов. Если остановить этот поток – литовские транзитчики окажутся на грани банкротства.

Однако прекращения транзита «Беларуськалия» через Литву пока так и не произошло – грузы как возили, так и продолжили возить. А почему?

Литовский премьер Ингрида Шимоните не смогла сразу объяснить, почему ее государство не выполнило волю Вашингтона. 7 декабря Шимоните туманно заявила, что из-за некоторых «юридических нюансов» Литва пока не знает, как в ней будут реализованы санкции США. «У санкций США есть некоторые особенности... Они отличаются от привычных для нас санкций Евросоюза, которые согласуются ведомствами ЕС и накладывают ограничения на компанию, а не на продукт. И теперь есть такие юридические нюансы, которые необходимо сначала полностью прояснить», – уклончиво сказала Шимоните.

В свою очередь министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявлял, что проведение в жизнь санкций США в отношении «Беларуськалия» зависит, мол, от конкретных предприятий. «Каждый участвующий в цепочке поставок юридический субъект должен определиться: будет он заключать сделки или нет? По сути проведение санкций в жизнь зависит от решения самого субъекта. Прямого юридического обязательства проводить в жизнь введенные США санкции не возникает», – утверждал Ландсбергис.

По его словам, местный бизнес, включая участвующие в транзите белорусских удобрений государственные предприятия «Литовские железные дороги» (ЛЖД) и порт Клайпеды, «не обязан отчитываться перед государством за принятие решений».

При этом министр неоднократно подчеркивал, что у Литвы есть возможность «в рамках своей компетенции искать выходы – как услышать приглашение стратегических партнеров к солидарности». Он обещал «продолжить выяснение, как помочь нашим стратегическим партнерам, чтобы эти санкции были проведены в жизнь».

Цирк на дроте

Что стояло за этим туманом пустословия? А выявился занимательный факт.

«Литовские железные дороги» уже успели получить аванс за перевозку продукции «Беларуськалия» – и потому они будут заниматься этим как минимум до конца текущего года, а может быть и дольше. «Несомненно, это уникальная ситуация, которой раньше не было в Литве. Ее нужно анализировать и анализировать. Не сомневаюсь, что это будет сделано», – растерянно заявил позднее Ландсбергис. С его слов, он узнал о получении «Литовскими железными дорогами» платежа от «Беларуськалия» лишь за несколько дней до вступления санкций в силу.

Министр добавил, что авансовый платеж был «нетипичным» – а потому он, Ландсбергис, пребывает в раздумьях. Действительно странно – ведь представители ЛЖД утверждают, что загодя проинформировали министерства транспорта и иностранных дел своей страны о полученном от белорусов авансе. Однако Ландсбергис заявляет, что знал только о сентябрьском авансе за октябрьские услуги, а о дальнейших платежах ему не сообщали. В свою очередь министр транспорта Литвы Марюс Скуодис отмечал, что договор с «Беларуськалием» может быть расторгнут – если власти сочтут, что он представляет «угрозу для национальной безопасности».

Тем временем глава «Литовских железных дорог» Мантас Бартушка громогласно сообщил, что в случае потери грузов «Беларуськалия» предприятию потребуются ежегодные субсидии в размере 49 млн евро.

И это в лучшем случае, ведь всего, по предварительным оценкам, только от потери белорусских платежей литовская железнодорожная компания будет терять ежегодно около 60-70 млн евро. «Но одновременно у нас есть и другие негативные тренды – из Клайпедского порта уходят и российские металлы, становится меньше других российских продуктов. «Часть белорусских товаров, нефтепродукты, продукты «Гродно Азот» уже ушли», – отметил глава ЛЖД. По его словам, авансовый платеж «Беларуськалия» на перевозку продукции в декабре был выполнен в прошлом месяце. Возможно, что его хватит и на часть января. «В любом случае вся логистическая цепь может столкнуться с определенными вызовами. Так как в ней не только мы, но и терминалы, фрахтовщики судов», – пояснил Бартушка.

Ингрида Шимоните 8 декабря во время встречи со своими коллегами из Латвии и Эстонии Кришьянисом Кариньшем и Каей Каллас заявила, что транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву не должен продолжаться долго. Это безобразие надлежит поскорее прекратить! Правда, глава кабинета министров Литвы не смогла назвать каких-то конкретных дат, но лишний раз подчеркнула, что США являются «стратегическим партнером Литвы» и цели их санкций соответствуют намерениям Вильнюса. Кроме того, по уверениям Шимоните, правительство готово помочь «Литовским железным дорогам» – но не пояснила, на какую именно сумму.

Реванш Науседы

А вскоре наступил очередной акт «марлезонского балета». 9 декабря сразу два министра правительства Литвы объявили о своей готовности уйти в отставку – именно из-за ситуации с «Беларуськалием». Одним из них оказался Марюс Скуодис, а вторым – сам Ландсбергис, сокрушавшийся о том, какой страшный урон, дескать, понесла Литва, продолжая зарабатывать на белорусском транзите. «Я понимаю, какой репутационный ущерб нанесен Литве», – сказал Габриэлюс, великодушно добавляя, что не снимает ответственности за это и с самого себя.

А Ингрида Шимоните посулила: «Мы обязательно найдем решение о расторжении договора таким образом, чтобы Литовская Республика подверглась наименьшему риску финансового ущерба». Данное замечание было сделано недаром – в случае разрыва контракта литовской стороне грозят серьезные денежные потери.

Судя по всему, Ландсбергис, хоть и объявил о своей возможной отставке, в действительности уходить с поста не хотел. Но ситуацией немедленно воспользовался президент Литвы Гитанас Науседа, практически открыто враждующий с Ландсбергисом.

Тут стоит понять внутриполитический расклад, сложившийся в этой стране. Габриэлюс, возглавляющий объединение «Союз отечества – Христианские демократы Литвы», принадлежит к почти всемогущему в Литве клану Ландсбергисов, его дедушку Витаутаса почитают здесь, как «отца литовской независимости».

После того, как в конце прошлого года партия СО-ХДЛ по результатам парламентских выборов возглавила правительство, Ландсбергису-внуку выделили в нем кабинет министра иностранных дел. Это очень выгодная позиция – проблемами простых литовцев занимаются другие министры, а Габриэлюс мог вволю красоваться, картинно «воюя» с Россией и Белоруссией, которых он осыпал оскорблениями за отсутствие «демократии».

Пост министра иностранных дел рассматривался для Габриэлюса как трамплин в кресло президента. Однако министр оказался слишком нетерпелив и быстро рассорился с президентом Литвы Гитанасом Науседой. Партия СО-ХДЛ обвиняла Науседу во всевозможных грехах и даже попыталась организовать его импичмент. Спасая свой статус, Науседа начал искать возможность для ответного удара – и дождался! Габриэлюс сам подставился, когда из-за ситуации с «Беларуськалием» заявил, что подумывает об отставке.

Науседа немедленно вцепился в это заявление своего политического противника. Глава государства согласился с тем, что сложившаяся ситуация бросает тень на репутацию страны в глазах партнеров по НАТО. Президент Литвы особо отметил, что по сложившейся в Европе традиции министры, которые говорят о своей готовности очистить кресло, обычно так и поступают. Ландсбергису не оставалось ничего иного, как уйти в самом деле.

В связи с этим политолог Александр Носович констатирует: «Президент Литвы Гитанас Науседа победил клан Ландсбергисов нокаутом. Карьера мажора-внука, которого двигали на его место, теперь, можно сказать, закончена. Не удивлюсь, если сценарий скандала и писался на площади Дауканто, 3 – в администрации президента Литвы. По моей информации, команда Науседы давно поддерживает связи с парламентской оппозицией, включая социал-демократов, которые традиционно связаны с Литовскими железными дорогами», – отмечает Носович.

По его мнению, дед Габриэлюса – великий и ужасный Витаутас Ландсбергис – не простит Науседе такую подлость. «А dedule Ландсбергис не простит. Если он только в ближайшее время от злости и старости не помрет, политическая жизнь в Литве станет очень жаркой», – предрекает политолог. Остается только запасаться попкорном...

Текст: Валентин Жуков

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Российские войска освободили Бердычи в ДНР

Российские военные взяли под контроль село Бердычи в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?