В мире

20 ноября 2021, 16:20

Россия выбила Латвию из большого транзита

Фото: FILIP SINGER/EPA/ТАСС

«Министр иностранных дел Латвии рычит [на Россию] как собака». Такими словами эксперты объясняют первопричины кризиса, в котором погрязло железнодорожное хозяйство этой прибалтийской страны. Сами власти винят во всем «советскую оккупацию» и увольняют железнодорожников. Налицо разительный контраст с тем, что происходит с расположенной неподалеку Калининградской областью России.

Как свидетельствуют данные министерства сообщения Латвии, в латвийских портах за десять месяцев 2021 года обработано суммарно 33,835 млн тонн грузов, что на 9,3% меньше, чем за соответствующий период 2020 года. Больше всего перевалено насыпных грузов – 15,532 млн тонн (минус 11,6% к показателю за соответствующий период прошлого года). Наливных грузов обработано 7,544 млн тонн (минус 22,5%), в основном это нефтепродукты – 6,99 млн тонн (минус 24%). 

За десять месяцев текущего года по железной дороге в Латвии было перевезено 17,538 млн тонн грузов, что на 10,1% меньше, чем в январе – октябре 2020 года. Объем транзитных грузов за десять месяцев 2021 года достиг 13,479 млн тонн, что на 11,2% меньше, чем за тот же период прошлого года. Объем железнодорожных транзитных грузов, идущих через порты Латвии, за десять месяцев этого года составил 9,809 млн тонн, что на 22% меньше, чем за соответствующий период 2020-го. В прошлом году объем железнодорожных грузовых перевозок в Латвии снизился по сравнению с 2019-м на 41,9% и достиг 24,113 млн тонн. Столь плачевные показатели обусловили сокращения латвийских железнодорожников.

Недавно государственное АО Latvijas dzelxcels («Латвийская железная дорога», ЛЖД) известило о намерении прервать уже до конца года трудовые отношения еще с 684 работниками. Причина – «необходимость урезания издержек». Тут надо помнить, что за последние три года численность сотрудников ЛЖД и так сократилась с более чем 10 тысяч до примерно семи тысяч человек. Однако этих сокращений оказалось недостаточно. Ведь если за первые восемь месяцев 2012 года оборот «Латвийской железной дороги» составлял 43 млн тонн, то в 2018-м – 32,3 млн, а в этом году – уже 13,4 млн тонн. Поэтому компания продолжает «урезать осетра». С другой стороны, пришлось увеличить господдержку «Латвийской железной дороги» – в виде различных дотаций предприятие получило 75 млн евро. Это при том, что еще несколько лет назад ЛЖД являлась одним из доходнейших государственных предприятий!

Для многих бывших железнодорожников увольнение стало шоком – особенно учитывая специфический опыт, получаемый в этой профессии, который трудно применить в другом месте. Так, даугавпилсская пресса разместила интервью с уволенным с ЛЖД машинистом Альбертом Куко. Тот рассказал, что работа на железной дороге всегда считалась престижной, а первая волна сокращений четыре года назад обрушилась на латвийских железнодорожников совершенно неожиданно.

«Для многих это стало трагедией. Сложно было найти работу. Я сам с ужасом ожидал увольнения, но первая волна меня не затронула.

Основная масса моих друзей работала на железной дороге. С десяток знакомых ушли в дальнобойщики. Остальные замерли в ожидании. Когда пошла вторая волна сокращений, меня понизили в должности – был машинистом-инструктором, стал просто машинистом. А должность машиниста-инструктора сократили.

А к третьей волне увольнений я был готов. Дело в том, что по прежнему (ныне отмененному) положению, если имелся достаточный стаж работы до 1998 года, можно было уходить на пенсию по выслуге лет. Я как раз подходил под этот закон, оставалось отработать пару месяцев до пенсии. Со мной в паре трудился мужчина. Если бы его уволили, то ему некуда было бы идти. А из двух машинистов оставляли одного. При стаже более 34 лет у меня было преимущество, но я решил, что для него работа более необходима. И ушел на пенсию по выслуге лет», – делится Куко. Он никак не может поверить, что железная дорога потеряла свою значимость. «Сокращения продолжаются. Куда пойдут эти безработные?» – сокрушается бывший машинист.

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс предупредил, что «издержки» потребуется сокращать и впредь. «У нас все еще сотрудников в пересчете на одну тонну перевезенных грузов и на один обрабатываемый километр больше, чем в соседних странах. Значит, есть возможности для преобразования различных технологических процессов, оптимизации деятельности», – говорит министр.

Более того, как это вошло в обыкновение в странах Прибалтики, министр списал нынешние беды латвийских железнодорожников на последствия «советской оккупации». Дескать, «советские оккупанты», развивая предприятие, неумеренно раздули его штат – и вот сейчас приходится улаживать последствия этого... «Мы-то, грешным делом, думали, что железнодорожников в Латвии увольняют из-за падения объемов грузооборота. Но нет! Оказывается, в ЛЖД просто работало слишком много людей (больше, чем на аналогичных предприятиях в соседних странах). Не виновата власть, которая «прозевала» потерю российского транзита. Виновато поганое советское наследие», – иронизирует политический обозреватель Алексей Ильяшевич.

А вот мнение латвийского специалиста. Айварс Стракшас был заместителем главы «Латвийских железных дорог» – его уволили осенью 2019 года. И теперь он обвиняет власти Латвии в сознательном доведении прежде прибыльного предприятия до нынешнего плачевного положения. По словам Стракшаса, темпы падения транзита могли бы быть меньше даже с учетом того, что Россия развивает собственные порты на Балтике. Но официальная Рига делает всю возможное, чтобы лишний раз оскорбить и разозлить россиян – а страдает в итоге латвийская экономика.

«Бизнес-среда в России неоднородная. С одной стороны, владельцы терминалов в российских портах на Балтике стремятся привлечь как можно больше грузов, и не в их интересах, чтобы эти потоки шли через порты стран Балтии. С другой стороны, часть грузоотправителей по-прежнему готова работать с портами Прибалтики, в частности Латвии, поскольку они могут обеспечить высокое качество услуг и – нередко – привлекательные тарифы», – объясняет Стракшас.

Он вспоминает недавнее высказывание премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша – о том, что, дескать, транзит – это пережиток прошлого, от которого в республике богатеют лишь несколько человек. «Конечно, это вызвало недоумение. Во-первых, факты свидетельствуют о совершенно противоположном. Во-вторых, в сфере, связанной с транзитом, работают, точнее, можно сказать, работали 80 тысяч человек, которые, оказывается, наносят вред экономике Латвии», – прокомментировал Стракшас. Он даже предположил, что во власти Латвии завелись «кроты», которые намеренно портят отношения республики с РФ – на благо российских портовиков.

По его словам, в выигрыше от убытков «Латвийской железной дороги» остаются уже упомянутые владельцы терминалов в портах России, во-вторых, традиционные конкуренты латвийцев – литовцы и финны «Я хотел бы здесь пояснить, что строительство и содержание транспортной инфраструктуры – дорогостоящая необходимость для любой страны. Обеспечить поступления в госбюджет можно, только найдя возможности для перевозки товаров из других стран через свою территорию.

Это не всегда получается. Основное условие – находиться в экономически выгодных точках пересечения потоков этих товаров. Латвия, Литва, Эстония и Финляндия расположены именно в таких местах. Вот почему наши соседи борются за каждую тонну грузов – это освобождает бюджет от затрат на содержание инфраструктуры, а национальная экономика получает дополнительные деньги. Благодаря объемам перевезенных грузов только Латвия и Литва из всех стран-членов ЕС могли содержать свою железнодорожную инфраструктуру без поддержки из госбюджета», – сказал Стракшас.

Он предположил, что нынешние власти Латвии, по-видимому, предполагают длительную стагнацию в секторе транзита грузов, поскольку установленная планом развития народного хозяйства на 2021-2027 годы цель в 28,5 млн тонн – очень скромный показатель в сравнении с имеющимися возможностями.

Эксперт привел данные: в России ежегодно погрузка на железной дороге составляет около 1,2 млрд тонн, из них 360-380 млн тонн грузов экспортируется. В Белоруссии вообще нет собственных портов, а в 2020 году объем железнодорожных грузов составил около 85 млн тонн. Только объем контейнерных перевозок в прошлом году превысил один миллион контейнеров, в большинстве своем это перевозки из Китая в Европу.

«Латвия, похоже, отказалась от участия в этом мероприятии. При этом экспорт китайских грузов в Скандинавию и ряд других европейских стран является экономически целесообразным, несмотря на пренебрежительные комментарии, которые появились после того, как в Ригу прибыли экспериментальные грузовые составы из Китая», – сказал Айгар Стракшас, в свое время приложивший много усилий, чтобы уговорить китайцев пользоваться транзитным путем через Латвию.

Бывший премьер-министр Латвии, ныне оппозиционер Вилис Криштопанс тоже ругает нынешнее правительство страны.

«Конечно, русские построили у себя порты. Однако по-прежнему остается немало грузов, которые понемногу проходят через Латвию. Их было бы намного больше, если бы латвийские политики не рычали на Россию как собаки. Канцлер Германии Ангела Меркель тоже говорит, что ей не нравится что-то в российской политике, но Германия и Россия сотрудничают. А что у нас? Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич рычит как собака. А потом он хочет, чтобы Россия не накладывала вето на все, на что возможно?» –возмущается Криштопанс.

Самое интересное, что в последнее время российская Калининградская область столкнулась с таким интенсивным наплывом китайских грузов, что трассы региона не успевают их пропускать, возник затор. То есть грузопоток у Китая настолько велик, что он мог бы обеспечить им и Прибалтику. Но Литва, намеренно пошедшая на ссору с Пекином, сама лишила себя этой возможности, а латыши... латыши проявляют странную инертность.

«Всеми своими действиями власти Латвии доказывают, что участвовать в большой транзитной гонке на Балтике они больше не желают. По крайней мере, перспектива лишиться одного из основных источников наполнения государственного бюджета их не страшит. А кого-то даже радует» –заключает Ильяшевич. Это действительно непонятно – особенно если учитывать, что по нынешним временам 40-футовый контейнер, отправленный от Шанхая до Риги морем (время в пути 45 дней), стоит не менее 11 тыс. долларов. Тогда как по железной дороге его доставка обойдется в семь тысяч долларов, а время в пути составит только 14 дней.

Текст: Валентин Жуков

Вам может быть интересно

Япония сообщила, что санкции США не затронут ее участие в «Сахалине-2»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?