«Подписан меморандум между министерством по делам ветеранов Украины и управлением министерства обороны США по розыску военнопленных и пропавших без вести», – такое сообщение в пятницу опубликовала пресс-служба украинского минветеранов.
Поиск американских военнопленных и без вести пропавших решено провести весьма оригинальным образом. Украинские чиновники должны помочь представителям Пентагона найти живущих на Украине ветеранов советских вооруженных сил, которые «принимали участие в боевых действиях во Вьетнамской войне 1959–1975 годов, или которые проходили военную службу во Вьетнаме в 1975–1986 годах».
Вряд ли придется проводить розыскные операции в поисках тех, кто служил в группе советских военных специалистов. В структуре Всеукраинского союза участников войны (ВСУВ) действует объединенный совет ветеранов Вьетнамской войны. На запрос теоретически могли бы откликнуться несколько десятков ветеранов – известно, что шесть лет назад в киевском доме офицеров ВСУ на V ветеранскую конференцию собралось тридцать делегатов. Правда, на инициативу министерства ветеранов о помощи американцам, в объединенном совете пока не откликнулись.
«Найденных ветеранов будут интервьюировать относительно имеющейся у них информации о военных операциях, в ходе которых военные США попали в плен или пропали без вести», – сообщило киевское издание Страна.ua.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Евгений Кобелев назвал намерения американцев «надуманной проблемой» – ведь Вьетнам передал США еще в 1980-е годы всех военнопленных во исполнение решения Парижского мирного соглашения 1973 года. Соглашение было оговорено таким образом, что в обмен на возвращение всех военнопленных Соединенные Штаты выводят войска, – пояснил Кобелев газете ВЗГЛЯД.
«Так что ни о каких военнопленных речи быть не может.
Прецедентов, чтобы американцы оставались в плену после завершения войны, не было», – добавил эксперт.
Иное дело пропавшие без вести. После завершения войны, то есть с середины 1970-х, пропавшими числились около 2600 солдат и офицеров армии США.
Коллега Кобелева, ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин пояснил газете ВЗГЛЯД: программа поиска пропавших без вести американских ветеранов войны во Вьетнаме – одна из главных в сотрудничестве Вашингтона с Ханоем, когда эти отношения восстановились. Американские поисковые группы начали работать с 1992 года во Вьетнаме и других странах Индокитая, которые затронула Вьетнамская война – в Лаосе и Камбодже. По состоянию на 2008 год не были найдены останки 1741 американца, в 2010-м Госдеп сообщал, что пропавшими числятся 1310 человек.
Практически общепризнано, что речь, скорее всего, идет о пока не найденных захоронениях, или же о тех останках, которые найти невозможно «в силу обстоятельств потери». Лишь немногие – например, бывший конгрессмен Джон Лебутилье (который входил в комиссию по розыску пропавших без вести американских военных и встречался по этому поводу с лидерами Вьетнама и Лаоса) – допускают, что кто-то из пропавших может оставаться в живых и до сих пор находится в неких тайных застенках.
Но, как отмечают российские эксперты, такой злой умысел не соответствует нынешней политике Вьетнама, который старается прагматично сотрудничать с США (как, впрочем, и с Россией). Ранее вьетнамцы обращались и к России с просьбами присоединиться к поискам пропавших военнослужащих и помочь преодолеть последствия войны, рассказал Владимир Мазырин.
Другое дело, как именно советские ветераны, которые более 40 лет назад проходили службу в братском Вьетнаме, сейчас могут помочь в розыске тех «джи-ай», которые могли тогда же, в 1960-х, попасть в плен или пропасть без вести? Ведь американцы и «советские» могли увидеть друг друга разве что через прицел.
Разве что делается расчет на то, что, к примеру, бывший зенитчик вспомнит, как сбил американский «Фантом» или «Скайрейдер», который упал в таком-то квадрате.
Как известно, Советский Союз, в отличие от США, официально не принимал участия в одном из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века. Но во Вьетнаме в годы войны действительно присутствовало сводное воинское формирование, называвшееся Группой советских военных специалистов. Целью было оказание военной и инженерно-технической помощи армии Северного Вьетнама и Вьетконгу (Народному фронту освобождения Южного Вьетнама).
Всего, по оценке некоторых военных историков, с начала 1965-го и по 1974 год во Вьетнаме побывало почти 11 тысяч «льенсо» – «советских»: 4,5 тыс. солдат и сержантов, а также 6,3 тыс. офицеров в ранге военных советников.
У американского и советского присутствия во Вьетнаме есть общая черта. Для США Вьетнамская война официально началась в марте 1965 года, с операции ВВС «Раскаты грома» и с высадки морпехов в Дананге. Но «зеленые береты» присутствовали в Южном Вьетнаме как минимум с конца 1950-х. Решение о начале широкомасштабной военно-технической помощи Демократической Республике Вьетнам было принято в начале 1965 года. Но еще с начала 1960-х в ДРВ находились военные летчики-транспортники, которые помогали в переброске войск, боевой техники и боеприпасов, а также летчики 11-й отдельной армии ПВО.
Воздушные бои американских и советских асов, прославленные в песне о «летчике Ли Си Цыне» – факт, который до сих пор нельзя назвать официально признанным. Хотя, например, в «календаре воина» на сайте Минобороны упомянуто, что 4 апреля 1965 года советские летчики на самолетах МиГ-17 открыли боевой счет в небе Вьетнама, сбив два американских самолета F-105.
К слову заметим, что военнослужащие украинского происхождения присутствовали и по другую линию фронта, в рядах американской армии. Речь, конечно, идет о тогдашней эмигрантской молодежи, в том числе о потомках коллаборационистов времен Второй мировой. Так, например, 5 июля 1970 года в боях с вьетнамцами одним из первых погиб сержант-парашютист Юрий Лещинский, сын бывшего офицера дивизии СС «Галичина» Михаила Лещинского. По подсчетам украинских эмигрантских организаций,
во Вьетнаме воевало от 200 до 500 украинцев – американских солдат и офицеров.
В частности, сообщается о целой эскадрилье ВВС, на две трети укомплектованной этническими украинцами, и из-за этого прозванной Flying Cossacks – «Летающие казаки». Один из «казаков», капитан Степан Олек, считается настоящим асом – на его счету было более 500 боевых вылетов, в том числе налетов на Ханой и Хайфон, которые прикрывали советские зенитчики.
Официально основной задачей советских военных специалистов была помощь ВВС Вьетнамской народной армии в качестве инструкторов и советников, и поддержка ПВО ДРВ в отражении налетов американской авиации. Первым результатом помощи северовьетнамским зенитчикам считаются три американских самолета, сбитые над Ханоем опять-таки до официального начала американской операции в июне 1964 года.
Данные о потерях в группе советских специалистов за годы войны разнятся – от семи до 16 человек, обычно говорится о 13 погибших. Для сравнения, в послевоенное время – с 1975-го и до 2001 года, до закрытия пункта обеспечения ВМФ в Камрани, погибло 44 советских военнослужащих.
Возможно, американцы делают ставку и на тех украинцев, которые служили во Вьетнаме после войны – в 1970–1980-е, и что-то слышали об американцах, находившихся в плену, или знают о захоронениях, о которых не знают американцы.
Но, скорее, в инициативе Пентагона и министерства ветеранов Украины просматривается политическая подоплека, считают эксперты. «В свете нынешних проблем взаимоотношений Украины с Россией американцы всячески разыгрывают эту карту, чтобы лишний раз создать нам неблагоприятное информационное поле», – отмечает Мазырин. Возможно, это лишь очередная попытка Киева выслужиться перед американцами, продемонстрировав готовность помочь.