Прошедший в Сочи саммит «Россия – Африка» продолжает сильно беспокоить международное сообщество. Как отмечает Московский центр Карнеги (один из немногих финансируемых из США мозговых центров, публикующих относительно взвешенную аналитику о российской внешней и внутренней политике), успех мероприятия сомнению не подлежит.
Когда аналогичное мероприятие организовывали США, к ним приехали лишь 34 главы африканских государств. В Россию – 43, а делегации прислали все 54 страны. Больше сумел собрать только Китай, но его товарооборот с Африкой несравним с нашим.
Более того, что раньше было анекдотом, теперь становится эффективным инструментом международной политики. В анекдоте рассказывалось про еврея, который читал исключительно антисемитскую прессу, потому что в ней евреи правят миром. Западные СМИ регулярно публикуют статьи о российских неуловимых хакерах, о спецоперациях ГРУ и о том, как Россия по всему миру вмешивается в выборы – и в результате авторитет Москвы на международной арене растет, в том числе и в Африке.
Очень показательна в этом отношении статья в «Нью-Йорк Таймс», написанная московским корреспондентом Антоном Трояновским. Этот журналист ранее писал для «Вашингтон Пост» и «Уолл-стрит Джорнал», а значит, отлично знает, что нужно американским редакторам и американским читателям. Статья озаглавлена: «Новое послание: Россия тренирует свою пропагандистскую машину на Африке».
Сперва автор последовательно пересказывает все популярные страшилки про «Вагнера» и Евгения Пригожина, финансирующего «вмешательство» российских политтехнологов в американские выборы. Отметим, что, когда французский политтехнолог Жак Сегела работал в той же Африке, а также в Израиле и Польше, никто не кричал о «французском вмешательстве». Как и работа ныне отбывающего наказание Пола Манафорта на Януковича никому не дала повода назвать бывшего украинского президента «американским ставленником».
Также Трояновский предупреждает, что Россия якобы намерена помогать политику из Кот-д'Ивуар Мамаду Кулибали победить на следующих выборах и рассказывает о переговорах государственного ТАСС с коллегами из Ганы о предоставлении информации. Кроме того, в статье рассказывается о планах RT и агентства «Спутник» проводить семинары для африканских журналистов.
Значительная часть статьи создает у читателя ощущение, что Россия намерена «отозвать» пропагандистов, которые ранее занимались «вмешательством во внутренние дела США», и перебросить их на «африканский фронт». Однако финал несколько смазывает впечатление. Автор цитирует министра иностранных дел Джибути Махмуда Али Юсуфа, который сперва перечисляет страны, пострадавшие от «ошибочной политики Запада» – это Ирак, Афганистан, Сирия и Ливан (возможно, имеется в виду Ливия, хотя гражданскую войну 1975–1990 годов в Ливане тоже можно отчасти объяснить неверным поведением западных стран).
После этого Али Юсуф говорит: «Почему бы нам не попробовать новый подход? Новое послание? Возможно, Россия – это альтернативный вариант».
С такой концовкой определить эту статью в 90% негатива, публикуемого американскими СМИ о России, никак не получается. Детально расписав российские пропагандистские мощности, готовые обрушиться на Африку, «Нью-Йорк Таймс» внезапно демонстрирует, что Россию в Африке реально ждут, и «кремлевской пропагандой» это не объяснить. Африканские политики отлично знают, к чему приводит западное вмешательство, и отлично видят, что Россия ведет себя совершенно по-другому.
При этом нет ни малейших сомнений в том, что экономическое, политическое и военное сотрудничество Москвы с африканскими странами должно сопровождаться пиар-поддержкой.
О важности качественной информационной поддержки любой деятельности отлично свидетельствует история с 20 миллиардами долларов долгов, которые Россия списала странам Африки. Имелись в виду советские долги, списанные начиная с 1990-го и заканчивая 2008 годом. Однако западные пропагандистские и российские оппозиционные СМИ выжали максимум негатива из этой чисто экономической информации, повернув ситуацию «в России дети голодают, а мы долги африканцам прямо сейчас даем и тут же списываем». Разумеется, никто из них не извинился и не разъяснил своим читателям, что на самом деле имелось в виду.
Поэтому любая деятельность должна тщательно разъясняться, африканские журналисты должны приезжать на стажировки в Россию, а наши специалисты – устраивать семинары для молодых коллег из Африки. Тем более благодаря «Нью-Йорк Таймс» и другим западных изданиям у африканцев не будет ни малейших сомнений в том, что российская пропагандистская машина – самая лучшая и мощная.