Относительный успех партии Ангелы Меркель на парламентских выборах в ФРГ никого не удивил. Канцлер, успешно правившая первой экономикой Европы на протяжении 12 лет, сумела использовать в своих целях даже раскол немецкого общества по вопросу мигрантов.
Усилиями неумолчной пропаганды леволиберальной прессы удалось сделать так, что любой прогрессивный гражданин буквально вынужден сегодня приветствовать беженцев на территории Германии. Те же, кто сомневается в том, что миллионы мигрантов заслуживают щедрые пособия и бесплатное жилье, за последние два года были окончательно маргинализированы.
Значительную часть избирателей эта пропаганда впечатлила. Многие немцы приходили на участки не столько для того, чтобы поддержать правящую партию, сколько для того, чтобы проголосовать против «Альтернативы для Германии» – единственной в стране политической силы, призывающей к радикальному пересмотру политики по приему мигрантов.
На волне этого «антифашистского» голосования и поднялись христианские демократы. За последний год Мамочка (так в ФРГ нередко называют Меркель) умудрилась улучшить показатели даже среди молодежи. Ее любовь к мигрантам делает лидера консерваторов достаточно прогрессивной в глазах юношества, которое считает Мамочку «смешной, но стильной», и голосует за нее, даже несмотря на то, что она бессменно находится у власти вот уже 12 лет.
Теперь она обеспечила себе еще четыре года правления – большинство, которое ХДС/ХСС получит в коалиции с другими партиями, позволит сформировать кабмин и вновь продвинуть Меркель на пост канцлера ФРГ.
И все-таки победа истеблишмента оказалась серьезно подпорчена – традиционные партии Германии показали достаточно невысокие результаты. Ангела Меркель уже заявила, что разочарована результатами своего блока ХДС/ХСС – одними из худших в истории.
У социал-демократов и того хуже – рекордно низкий процент голосов. Явно расстроенный провалом Мартин Шульц рассудил, что СДПГ не пойдет на пользу альянс с партией Меркель, и объявил, что в новом составе Бундестага в коалицию с ХДС/ХСС не войдет. Вместо этого социал-демократы попробуют объединиться с Левой партией – наследницей компартии ГДР – и со «Свободными демократами» во главе с молодым и прогрессивным Кристианом Линднером. В таком случае ХДС/ХСС придется создавать коалицию с «Зелеными», но идеалы консервативной баварской ХСС и продвинутых эко-воинов подчас прямо противоположны, так что представить их в рядах одной коалиции довольно трудно.
Если же союз со «Свободными демократами» удастся заключить Меркель, это будет серьезно угрожать ее планам по сближению с Францией и реформированию ЕС. Лидер СвДП Линднер уже заявил, что не собирается больше делиться с партнерами по Евросоюзу. «60-миллиардный бюджет, уплывающий куда-то во Францию или Италию, – нет, это не для нас», – отрезал он.
Как бы ни сложилась в итоге коалиция, канцлеру придется как никогда изощряться в своих дипломатических талантах, чтобы противостоять в Бундестаге оппонирующим ей малым партиям. Впервые за долгое время две ведущие политические силы – ХДС и СДПГ – растеряли свое безусловное лидерство. Впервые с 50-х годов в парламенте будут представлены сразу шесть партий.
Самой проблемной из них в глазах правящего класса, безусловно, является «Альтернатива для Германии». «Это большой вызов для нас», – заявила Меркель, комментируя высокие результаты АдГ, пришедшей к финишу третьей, на территориях бывшей Восточной Германии – второй, а в отдельно взятой Саксонии и вовсе первой.
Евроскептицизм «Альтернативы» и их требование ограничить приток мигрантов в страну обеспечили им поддержку миллионов немцев и ненависть политических врагов. В Бундестаге партия, скорее всего, окажется в гордом одиночестве – ее не пригласят ни в одну коалицию. Лидеры «Зеленых» вообще заявили, что не собираются сидеть в одном парламенте с «наци».
Информационная атака на АдГ ведется сейчас по всем фронтам и сильно напоминает тот шквал обвинений, который посыпался на Национальный фронт, когда Марин Ле Пен вышла в финальный тур президентских выборов во Франции.
Комментаторы подчеркивают, что АдГ – первая националистическая партия в парламенте ФРГ с 1949 года, когда несколько мест в Бундестаге получила «Правая партия Германии». Сравнение это довольно оскорбительное. В Правой партии состояли бывшие национал-социалисты, тогда как АдГ лишь пытается защитить культурную идентичность Германии от влияния ислама, а мирных бюргеров – от толп приезжих. Впрочем, любой призыв «Альтернативы» остановить нелегальную миграцию всегда выдавался оппонентами за «нацизм» и «расизм».
Меж тем информационная война иногда выходит на улицы – и тогда на них начинает пахнуть реальной войной. Не успели выборы закончиться, как на борьбу с «Альтернативой» стали выдвигаться боевые отряды антифа. В вечер оглашения итогов голосования люди в черных куртках и масках оккупировали участок берлинской Александер-плац напротив штаб-квартиры партии. Полиция демонстративно бездействовала, а активисты АдГ пытались праздновать успех в здании, буквально осажденном протестующими.
Это старая традиция немецких антифа – атаковать митинги и мероприятия правых политических объединений. В прошлом году леваки нападали на деятелей АдГ в Мюнхене, когда те праздновали свой успех на местных выборах. Пресса впоследствии подала эту драку как нападение «крайне правых» на «антифашистов».
Антифа регулярно устраивают побоища и на митингах ПЕГИДА – антимигрантского движения, пользующегося особой поддержкой в бывшей ГДР.
Несмотря на то, что в отчетах полиции и в репортажах журналистов левые обычно выглядят невинными жертвами, за последние годы буйство антифа все-таки обратило на себя внимание властей. Только за 2015 год левые радикалы устроили в Германии более 1600 нападений, говорится в правительственном отчете. За этой цифрой – разбитые витрины, сожженные машины, драки с полицией. А главное – атмосфера страха и ненависти, которую успешно создают в стране боевые отряды антифа.
Для политиков из АдГ и для их избирателей левые акции устрашения представляют серьезную угрозу. Результат «Альтернативы» на выборах оказался заметно выше того, который предсказали опросы. Причиной этому – банальный страх респондентов признаться в том, что они собираются голосовать за «нацистскую партию». В лучшем случае на тебя из-за этого косо посмотрят или ославят в соцсетях, в худшем – могут и побить.
Как выглядят боевые отряды антифа – так называемый черный блок – мир хорошо рассмотрел этим летом на саммите «двадцатки» в Гамбурге. Похоже, для самого «черного блока» это была всего лишь тренировка. Сегодня эти агрессивные молодчики готовы запугивать всех, кто пытается предложить Германии альтернативу.