История возвращения Михаила Саакашвили на Украину выглядит то ли водевилем, то ли откровенным анекдотом.
Как известно, бывший грузинский президент и губернатор Одесской области был лишен украинского гражданства указом президента Украины в конце июля текущего года. Данное решение Петра Порошенко вызвало бурную и очень противоречивую реакцию в политически активной части украинского общества, расколовшейся в своем отношении к нему.
Сам же Михаил Саакашвили последующие почти два месяца довольно активно путешествовал по странам Восточной Европы, в том числе принимая участие в политических акциях протеста против действий России. Однако он неизменно заявлял о себе как об украинском гражданине и украинском политике, а также о своих планах возвращения в страну.
Попытку реализовать свое намерение он предпринял 10 сентября из Польши – в сопровождении жены и сына, а также с эскортом в виде десятков журналистов, отслеживающих каждый его шаг. На польско-украинской границе собрались десятки или даже сотни встречающих его сторонников.
Если первоначально было объявлено, что Саакашвили пересечет границу через автомобильный пограничный пункт пропуска «Корчева-Краковец», то позже стало известно, что он сел в поезд «Интерсити» в польском Пшемышле.
Новый виток интриге придало то, что поезд так и не отправился. По громкоговорителям было объявлено, что в нем «находится лицо без разрешения пребывания на территории Украины. Пока оно не покинет поезд, отправление задерживается». Позже стало известно, что поезд вообще отменен.
В результате пассажирам поезда было предложено добираться до Украины на автобусах, а на пропускном пункте «Краковец» образовалась огромная очередь из автомобилей, поскольку украинские пограничники пропускают только грузовые машины.
Ситуация выглядит удивительной в своем абсурде, причем с обеих сторон. Хотя главные вопросы, безусловно, возникают к украинским властям.
Михаил Саакашвили является политическим шоуменом, пусть и близким, скорее, к клоунаде. Тем не менее его действия вполне профессиональны и адекватны решаемой им задаче поддержания медийного и общественного интереса к своей персоне.
Поразительна некомпетентность украинской стороны, которая из всех возможных вариантов действий выбрала самый неадекватный.
В данный момент ситуация выглядит таким образом, что Петр Порошенко и киевские власти настолько боятся Михаила Саакашвили, что любыми – даже самыми глупыми – способами избегают контакта с ним. Прекратить пропуск людей через границу и заставить «Укрзализныцу» остановить поезд на польской стороне только ради того, чтобы предотвратить контакт бывшего одесского губернатора с украинскими пограничниками, тем самым усиливая недовольство пострадавших людей украинскими властями и накачивая рейтинг Саакашвили в глазах украинского общества.
Главное, непонятно, чем руководствуется Киев в подобной позиции.
В конце концов, это вполне обыденная практика – когда пограничная служба разворачивает человека на границе и не пускает в страну по тем или иным причинам. С этим сталкиваются все страны, процедура отработана до мелочей, а проблема скандальных выдворений или запрета въезда также знакома почти всем государствам. В этом нет ничего сверхъестественного.
Саакашвили, безусловно, устроит шоу из отказа впустить его на Украину. Но он это шоу уже и так устроил, а украинские власти своими действиями ему дополнительно активно подыгрывают.
Именно ущерб репутации украинского государства и конкретно украинских властей на международной арене станет главным итогом сегодняшних действий Киева.
Лишение Саакашвили украинского гражданства два месяца назад осталось в основном на периферии внимания Запада и бурно обсуждалось, главным образом, людьми, глубоко погруженными в украинскую тематику. Но сегодняшнее абсурдное поведение Киева – от фактического перекрытия границы и административной отмены поезда (и все это из-за одного человека) – вызовет куда более пристальный и, можно не сомневаться, куда более недоброжелательный интерес Европы к Киеву.
Впрочем, для России данная ситуация вполне выгодна, поскольку чем более неадекватным в глазах Европы будет выглядеть Киев, тем для российского сотрудничества с Западом лучше.