Американская истерия вокруг якобы имевших место связей президента Дональда Трампа и его предвыборного штаба с Россией, а также вмешательства последней в американские выборы, похоже, подходит к кульминации. Заместитель генпрокурора США Род Розенстайн в конечном итоге принял решение о назначении специального советника по расследованию «российских связей» и «российского вмешательства». И таким спецсоветником стал бывший глава ФБР Роберт Мюллер.
За все это время, пока работал Конгресс, работало ФБР, ноль фактов установлено. Вряд ли спецпрокурор накопает что-то еще по вопросу связей Трампа с РФ и российского вмешательства в выборы
Зачем нужен спецсоветник?
«Специальный советник необходим для того, чтобы американцы были уверены в результате (расследования)», – сказал Розенстайн.
Спецсоветник назначается в тех случаях, когда есть основания сомневаться, что расследование обычным порядком будет объективным, существует конфликт интересов, мешающий следствию, или «другие исключительные обстоятельства». Решение о его назначении принимает генеральный прокурор США или, если он не может это сделать по каким-либо причинам (как в нынешнем случае), его заместитель.
Специальный советник обладает всеми полномочиями федерального прокурора, однако является независимым лицом. Он действует вне рамок существующей субординации, не подчиняясь ни министерству юстиции, ни правительству, ни Конгрессу, ни президенту. Единственный, кто может отстранить его от работы, – это генпрокурор или его зам (то есть тот же, кто и назначил). Такой порядок нужен как раз в случае, когда расследование ведется в отношении правительства и высших государственных лиц.
При этом Конгресс и ФБР могут продолжать параллельно вести собственные расследования. Кроме того, компетенция специального советника может быть расширена, например если ему понадобится расследовать возникшие в процессе новые обстоятельства или смежные дела.
«Это шаг навстречу противникам президента, потому что этого человека уже отстранить (как директора ФБР Джеймса Коми) не удастся до окончания расследования», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог-американист Дмитрий Дробницкий.
Кто такой Роберт Мюллер?
Роберт Мюллер, вопреки своему шутливому прозвищу Бобби Три Палочки (в связи со своим полным именем – Роберт Свэн Мюллер III), – фигура очень влиятельная и уважаемая в американских правительственных, политических и юридических кругах. Он родился в Нью-Йорке в 1944 году. Окончил Принстонский университет (бакалавр гуманитарных наук) в 1966 году, а через год получил степень магистра по специальности «международные отношения» в Нью-Йоркском университете. Затем три года служил офицером в Корпусе морской пехоты США, воевал во Вьетнаме, командовал взводом. Среди его наград – медали «Бронзовая звезда», «Пурпурное сердце», а также «Вьетнамский Крест доблести». После окончания службы получил степень доктора юриспруденции в Университете Вирджинии в 1973 году.
После Мюллер чередовал работу в частных юридических фирмах с государственной службой в аппаратах федеральных прокуроров и министерстве юстиции. В 1998 году он стал федеральным прокурором Сан-Франциско. Именно с этой должности он и был назначен Джорджем Бушем-младшим директором ФБР в 2001 году. В 2011 году Барак Обама предложил в виде исключения продлить полномочия Мюллера на этом посту еще на два года (сверх установленного максимального срока в 10 лет). Примечательно, что оба раза Конгресс одобрил его назначение без единого голоса против. Причиной этому является то, что, формально являясь республиканцем, он всегда демонстрировал политический нейтралитет и умение находить общий язык с представителями обеих основных партий. После отставки в 2013 году занимался частной юридической практикой.
Мюллер пробыл на посту директора ФБР дольше всех со времен Джона Эдгара Гувера. Он пришел в бюро непосредственно перед терактами в США 11 сентября 2001 года, и его основной целью стало реформирование и усиление спецслужбы, а также смещение акцента ее деятельности в сторону борьбы с терроризмом. Его работу преимущественно оценивают положительно, хотя есть и негативные отзывы, в частности не очень удачно и со значительными затратами происходило объявленное им создание электронной базы ФБР.
Кроме того, есть два примечательных момента в карьере нового спецсоветника. В 2004 году Мюллер вместе с Джеймсом Коми (тогда был замгенпрокурора США) настояли на пересмотре Джорджем Бушем программы слежки внутри США, которую министерство юстиции назвало неконституционной, пригрозив уйти в отставку. Вместе с тем позже он отзывался о слежке и прослушке граждан США в целом позитивно, отмечая вынужденность такой меры в целях поддержания национальной безопасности, и подобная деятельность ФБР при нем только усилилась.
Еще один интересный факт состоит в том, что юридическая компания Wilmer Hale, в которой он работал после отставки из бюро, представляет интересы Иванки Трамп и ее мужа Джареда Кушнера, а также главы предвыборного штаба Дональда Трампа Пола Манафорта (и это означает, что он не может вести следствие в отношении этих людей в течение ближайшего года, если только не получит специальное разрешение минюста).
Реакция на назначение
Назначение Мюллера было положительно встречено политической элитой США в целом. Американские политики отмечают высочайшую компетентность и огромный опыт бывшего директора ФБР. Не последний акцент ставится и на его политический нейтралитет.
«Роберт Мюллер – человек с хорошим именем как юрист и как человек, который, в частности, возглавлял расследование терактов 11 сентября, сводил воедино всю информацию, которая была», – подчеркнул Дмитрий Дробницкий.
Бурную реакцию утверждение Мюллера на пост спецсоветника вызвало у западных СМИ. Они с большим ажиотажем восприняли эту новость, особо смакуя тот факт, что Розенстайн принял это решение, не уведомив предварительно ни Трампа, ни Конгресс, а лишь поставив их впоследствии перед фактом. Однако эти рассуждения прессы смотрятся несколько странно. «Все сделано строго по процедуре, его действительно должен назначать генеральный прокурор, но Джефф Сешнс самоустранился от любых расследований, связанных с выборами, поскольку он был в штабе Дональда Трампа. Поэтому Розенстайн действовал вполне в соответствии со своими компетенциями», – отметил Дмитрий Дробницкий.
Американские издания ожидают, что уж Мюллер-то сможет доказать связи Трампа и его команды с Россией, якобы вмешавшейся в американские выборы. На этом фоне пресса разразилась новыми измышлениями на тему возможного импичмента 45-му президенту Америки. Она раскопала неопубликованные записи годичной давности, где республиканский конгрессмен шутит, что Путин платит Трампу, отметив, что, возможно, это не так уж и далеко от правды.
В нашей же стране пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что назначение спецсоветника – внутреннее дело США, и Кремлю здесь нечего комментировать. Мнение же относительно самой антитрамповской и антироссийской кампании в Америке выразил вчера сам президент Путин, назвав обвиняющих Трампа в связях с Москвой людей либо тупыми, либо опасными и подчеркнув, что они расшатывают внутриполитическую обстановку в Соединенных Штатах.
Америка воюет сама с собой
Вся эта истерия в США давно напоминает театр абсурда. Однако в этой вакханалии постепенно вырисовываются настоящие мотивы. И проблема тут вовсе не в РФ, которая является лишь инструментом в руках американского истеблишмента. Вашингтон в данном случае «воюет» не с Москвой и ее надуманным влиянием, а с самим собой.
В реальности цель данной кампании – Дональд Трамп. Его слова о том, что «это самая масштабная охота на ведьм в американской истории, направленная против политика» и ни с одним политиком в истории не обращались хуже, чем с ним, не так уж и далеки от истины. Блокирование всех его инициатив в судах и Конгрессе, истерия в СМИ, обвинения в связях с авторитарными лидерами других стран, а также с Россией, попытки выставить его неадекватным растяпой, а также разговоры об импичменте – одного поля ягоды. Политический истеблишмент рассчитывает прогнуть неудобного ему Трампа под себя или выдавить из руководства страной и надеется, что новый спецсоветник поможет ему в этом.
Дмитрий Дробницкий подчеркнул: «Если слушать демократов, либеральную прессу, то им кажется, что до импичмента рукой подать». При этом эксперт отметил: «Если посмотреть, с трамповской стороны никаких возражений по данному вопросу нет, даже есть в некотором смысле определенное облегчение, что наконец это дело уже когда-то закончится».
«Противники Трампа надеются додавить, возможно, в конце концов довести ситуацию до импичмента. Но я не думаю, что всерьез ставятся цели импичмента Трампа, но ослабления его максимального, обкладывания со всех сторон – наверное, да. Понятно, что удержание этой темы в повестке дня Трампа объективно ослабляет», – заявил газете ВЗГЛЯД член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России Кирилл Коктыш.
Во всем этом есть один важный нюанс, и это фигура самого Мюллера. Ведь если он действительно настолько компетентен, объективен и независим, то что же он обнаружит во время своего расследования? Непонятно, откуда тогда должны взять реальные факты и доказательства выдумок американских медиа о российских хакерах, подтасовывающих выборы, и агенте российской разведки Трампе.
«Там, судя по всему, вряд ли можно что-нибудь найти. В этом смысле ситуация благополучно пройдет свой цикл и придет к завершению. Но если целью является потрепать нервы, то они в любом случае их потреплют, вне зависимости от результатов расследования», – отметил Кирилл Коктыш.
«Понятно, что за все это время, пока работал Конгресс, работало ФБР и т. д., в общем ноль фактов установлено, просто ноль. Я не думаю, что спецпрокурор накопает что-то еще по этому вопросу, – заявил Дмитрий Дробницкий. – Важно, что это действительно независимый человек, который пользуется поддержкой обеих партий. Поэтому могут вскрыться вещи, неприятные и для противников Трампа, и для обамовской администрации. Ну понятно же, что за кампанией Трампа следили, прослушивали, возможно, с нарушением законодательства».
А если Мюллер не так объективен, то он может поддержать близкие ему спецслужбы и коллегу Джеймса Коми и встать на сторону противников президента США. Однако может произойти и наоборот, и в пользу такого варианта говорит то, что он все же является республиканцем, а также его работа в юридической фирме, представляющей интересы семьи и окружения Трампа. Все это говорит о том, что излишняя самоуверенность противников президента преждевременна, и у Трампа есть все шансы выйти из этой борьбы победителем.