Многих русских жителей Латвии неприятно удивило известие о том, что мэр Риги и глава партии «Согласие» Нил Ушаков отказался включать в предвыборный список на муниципальных выборах своего однопартийца – известного правозащитника и депутата столичного самоуправления Руслана Панкратова. Однако для людей, действительно разбирающихся в местной политике, в этом поступке Ушакова нет ничего удивительного. «Чистить» возглавляемую им партию от «чересчур русского» элемента он начал уже давно.
Докажи свою лояльность
Через некоторое время Нил Ушаков опубликовал селфи на фоне выгружаемых в рижском порту американских танков
«Согласие» – наиболее влиятельная оппозиционная партия в Латвии, она располагает крупнейшей фракцией в сейме (парламенте) и постом мэра Риги. Голосуют за «согласистов» главным образом русскоязычные, в связи с чем политические конкуренты любят упрекать эту партию в том, что она якобы является «рукой Москвы». В РФ многие тешат себя аналогичной мыслью – недаром после парламентских выборов в Латвии российская новостная лента пестрела заголовками: «Пророссийская партия одержала победу».
Лет шесть или семь назад «Согласие» (тогда еще «Центр согласия») еще не было основной оппозицией, но уже считалось одной из наиболее перспективных политических сил. Один из лидеров «согласистов» Янис Урбанович тогда призывал «отложить года на три все дискуссии, связанные с языковыми проблемами и историческими нюансами, и сосредоточиться на решении социально-экономических проблем». Использование подобных лозунгов позволило «Согласию» привлечь на свою сторону некоторую часть прагматично настроенных избирателей-латышей, уставших от националистических кричалок.
Другое дело, что две подряд победы на выборах в сейм оказались чисто формальными – и в первом, и во втором случае латышские партии, объединившись в коалицию, не допустили «согласистов» до власти. Хотя те яро рвались в коалицию и демонстрировали желание пойти на любые уступки перед возможными «партнерами». Так, мэр Риги Нил Ушаков был готов признать термин «советская оккупация» правомерным и намекал на возможность выставить из коалиционного «Центра согласия» Социалистическую партию Альфреда Рубикса (бывший член Полибюро ЦК КПСС), считавшуюся правящим официозом слишком «просоветской». «Согласисты» даже голосовали за повышение штрафов за неиспользование латышского языка, но, убедившись, что политика уступок бесполезна, решили сменить тактику.
В 2011 году группа русских активистов начала подготовку референдума о признании родного языка в качестве второго государственного. Сперва Ушаков сохранял неопределенную позицию по данному вопросу, но потом он лично поставил подпись под инициативой о плебисците, заявив, что делает это, дабы поддержать людей, желающих «сохранить чувство собственного достоинства».
Этот шаг помог «согласистам» удержать избирателя. С другой стороны, на «Согласие» тогда вылили столько грязи, что любая влиятельная латышская партия, рискнув заключить с ними союз, дискредитировала бы себя в глазах собственного электората. И если в 2010–2011 годах вопрос о приглашении «согласистов» в правительство на правах младших партнеров действительно рассматривался, то после прошедшего в феврале 2012 года еферендума за русский язык им дали понять, что их уделом как «русских шовинистов» навечно станет глухая оппозиция.
За этими идеологическими обвинениями, как всегда, стояли и прагматические интересы. Для латышских партий «Согласие» оказывалось неприемлемо в качестве партнера из-за своих размеров. Если взять его в коалицию, оно, располагая значительным количеством депутатских голосов, могло бы захватить чрезмерно много министерских кресел.
Начавшийся вскоре после этого кризис на Украине и война санкций между Западом и РФ поставили перед «Согласием» задачу «доказать свою лояльность государству». И Ушаков стал постепенно выдавливать из партии тех политиков, которых правящая элита считала «русскими националистами» и «имперскими шовинистами». А первым в их ряду неизменно указывалось имя Николая Кабанова, которому вменяли ряд страшных грехов: от сморкания в государственный флаг Латвии и написания насмешливых статей о латышских национальных праздниках до участия в создании документальных фильмов, разоблачающих «подвиги» латышского легиона «Ваффен-СС».
«Самая латышская партия»
Летом 2014 года «Согласие» покинули парламентарии Ирина Цветкова и Игорь Мельников, Кабанова же уговорили не баллотироваться в сейм. «Уже продолжительное время мои отношения с руководством партии находятся в состоянии конфликта из-за отказа от своей идеологии. К примеру, без осуждения шествия легионеров к памятнику Свободы 16 марта, празднование 9 мая превращено в агитационное шоу, не имеющее идеологического наполнения. Я не могу быть в партии, которая манипулирует своими избирателями, оправдывая отказ от идеалов необходимостью стать «лояльными» для того, чтобы войти в коалицию», – указала Цветкова в своем открытом заявлении.
Общественный омбудсмен Конгресса неграждан юрист Елена Бачинская, также вышедшая из партии, представила такое объяснение своего поступка: «Дело в том, что «Согласие», увы, нынче стремится стать «самой латышской партией». Из списка кандидатов в сейм, несмотря на решения первичных организаций, руководство убрало всех людей, занимающих русскую и антифашистскую позицию. «Согласие» уже давно не представляет интересов русскоязычного населения, так как не отстаивает ни в каком виде его потребности, а иногда даже наоборот... Сейчас руководство ясно дало понять, что у однопартийцев с прорусской позицией, занимающихся проблемой неграждан Латвии, в «Согласии» будущего нет».
#{ussr}Тогда же руководитель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова сообщила, что руководство «Согласия», в рядах которого она состоит, наотрез отказалось включать ее кандидатуру в предвыборный список. «Причина – моя успешная деятельность в Конгрессе неграждан. Борьба за равные права остается в программе партии, но сейчас решено эти вопросы притушить, а на первый план выдвинуть вопросы налогообложения, строительства дорог и экономики. Возможно, это поможет «Согласию» попасть в правительство. К сожалению, мои идеалы честности и справедливости не удастся реализовать посредством депутатского мандата, но есть и другие формы общественно-политической деятельности», – говорит Кривцова.
Однако политика «самослива» «Согласию» не помогла. «Тревожным звоночком» стали выборы в Европарламент в мае 2014-го, на которых партия взяла лишь одно место вместо планировавшихся трех-четырех. Традиционного избирателя отпугнуло стремление «Согласия» «понравиться латышам» любой ценой.
В то же время нужно понимать, что латышские партии, умело воспользовавшись кризисом на Украине, планомерно раздувают в СМИ истерический страх перед «российской агрессией», а Ушакова и его коллег представляют «пособниками Москвы», и те отчаянно пытаются откреститься от такого имиджа.
По результатам выборов в сейм в октябре 2014-го «Согласие» сохранило крупнейшую фракцию в сейме, но нынешние 24 места все же не прежнее 31. Это не значит, что у «Согласия» нет будущего, – фигура Ушакова как «современного европейского русского, полностью интегрировавшегося в западную политику», в какой-то момент может оказаться весьма востребованной. Не секрет, что Ушаков весьма популярен, например в прозападной части российского политикума, где его любят выставлять в качестве положительного примера. И не является тайной, что два с половиной года назад Ушаков ездил в Вашингтон, где участвовал в консультациях с представителями Госдепа.
По возвращении мэр Риги многозначительно заявил: «Соединенные Штаты – наш важный союзник и партнер. Консультации между крупнейшей партией Латвии и нашими друзьями из США проходят регулярно и в Риге, и во время подобных поездок». Через некоторое время мэр Риги опубликовал селфи на фоне выгружаемых в рижском порту американских танков.
«Куда русскому христианину податься?»
Прошу прощения у всех тех, кому Нил Ушаков продолжает нравиться как политик, но сейчас это совсем иная личность
Дабы пресечь любые претензии в «пророссийскости», Ушаков по-прежнему продолжает «чистить партию» от «ватников» и «колорадов». В этом ряду стоит и «расправа» с однопартийцем, депутатом думы Риги Русланом Панкратовым – ему было объявлено, что он больше не сможет баллотироваться по списку «Согласия».
Муниципальные выборы в Латвии пройдут 3 июня, а Руслан Панкратов известен тем, что создал общественную организацию «Верните наши имена!», борющуюся за право для русских жителей республики на корректное написание своих имен и фамилий в паспортах и других официальных документах. В «Согласии» он состоит с 2007-го, в 2009-м избран депутатом Рижской думы. Член правления международной правозащитной организации «Мир без нацизма», руководитель латвийского бюро «Евразийской академии телевидения и радио», председатель оргкомитета по наследию писателя Валентина Пикуля.
Известие об изгнании Панкратова оказалось для многих столь обескураживающим, что известный правозащитник Александр Гапоненко воскликнул: «Куда русскому христианину податься?» «Партия «Согласие» подтвердила, что является социал-демократической, а вовсе не защитницей интересов русского населения. Сегодня из списков на выборы в Рижскую думу исключили Руслана Панкратова. «Вчера» из партии были исключены Николай Кабанов, Елена Бачинская, ряд других защитников русских интересов. А «Русский союз Латвии» (партия, возглавляемая евродепутатом Татьяной Жданок – ВЗГЛЯД) на выборы в Рижскую думу вообще не пошел», – пояснил он свою позицию.
Сам Панкратов рассказал газете ВЗГЛЯД следующее: «Такой моральный прессинг, как намеренно раздувавшиеся слухи о моем грядущем изгнании из партии или невключении в список, уже применялся против меня в канун прошлых выборов в 2013 году. Тогда, правда, смелости на это не хватило, но в списке из 62 кандидатов я был поставлен 55-м номером, то есть в принципе непроходным. Однако благодаря личной поддержке тысяч людей я прошел в депутаты думы Риги».
О возрастающем недовольстве шефа Панкратов, по его словам, узнал примерно с год назад. «Ему очень не нравилась моя критика латвийской действительности, высказанная в российских СМИ, на основных федеральных каналах и крупных порталах. Прошу прощения у всех тех, кому Нил Ушаков продолжает нравиться как политик, но сейчас это совсем иная личность. Он ныне не тот, кем был, когда впервые стал мэром Риги в 2009-м. Нынешний Нил Ушаков представляет собой полную противоположность тому светлому, перспективному, полному сил и задора человеку. К настоящему моменту курс партии резко изменился – основная цель теперь заключается в том, чтобы показывать максимальную лояльность государственному режиму», – добавил он.
Панкратов напоминает, как в марте 2014 года Ушаков заявил, что «Крым – это Украина». «Мэр так сильно хочет показать свою «латышскость», что уже просто неприлично. Здесь и завуалированное под «реформу образовательных структур» закрытие русских школ в Риге, и запрет на ношение георгиевских ленточек 9 мая, и запрет членам «Согласия» участвовать в «Бессмертном полку», и отказ русским творческим коллективам в участии в праздновании дней города, и запрет на участие членов партии в акциях протеста против маршей сторонников легионеров «Ваффен СС». Доходит до смешного – членам партии нельзя комментировать ситуацию с усилением гей-пропаганды в стране! Лично мне было запрещено использовать в моей индивидуальной предвыборной кампании аргументы о борьбе за русские имена и фамилии в латвийских паспортах. Мне отказались разрешить упоминать о своей правозащитной деятельности против насильственного «облатышивания» русских имен в официальных документах. Ну, вы слышали, наверное, – в Латвии носителям русских имен и фамилий против их воли присваиваются несвойственные им окончания. Например, Марк становился Марксом, Шишкин – Сискинс, Пышкин – Пискинс, Елена Щук превращается в Джелену Суку. Господин Ушаков сказал, что это, дескать, «национальная карта», а ее мне нельзя применять», – отмечает Панкратов.
Он считает, что Ушакова и «Согласие» ждет незавидное политическое будущее – голоса разочарованного русского избирателя они со временем растеряют, но втереться в доверие к латышам все равно не смогут. Однако предстоящие выборы в Думу Ушаков, видимо, выиграть еще сумеет.