Стали известны предварительные результаты выборов в Нидерландах. В 362 из 388 муниципалитетов правящая Народная партия за свободу и демократию премьер-министра Марка Рютте получает 33 из 150 мест в парламенте. Правящая коалиция потеряла 39 из 79 мест в парламенте. Однако, судя по всему, Рютте сохранит свой пост.
Многие из тех, кого я знаю, уставшие от проблем, вызванных мигрантами с Ближнего Востока, голосовали за Вилдерса. Объясняли тем, что он «говорит голосом народа
Евроскептики и консерваторы из Партии свободы Герта Вилдерса, которым прочили победу, оказались на втором месте. Им, по предварительным данным, досталось 20 мандатов. У консервативного «Христианско-демократического призыва» и левоцентристских «Демократов-66» – по 19 мест. «Зеленые левые» – партия «вундеркинда» и либеральной надежды Йессе Клавера – в число победителей не вошли.
Победа над «неправильным популизмом»
Победитель Рютте подчеркнул, что итоги выборов – это решение жителей страны сказать «нет» «неправильному популизму» после Brexit и выборов в США. Его соперник Вилдерс заявил, что у Партии свободы тоже есть повод считать себя победителями – правящая партия потеряла в количестве мест по сравнению с прошлыми выборами, а соратники Вилдерса увеличили долю мандатов. «Рютте еще услышит обо мне», – пообещал Вилдерс.
Премьера Нидерландов поздравил президент Франции Франсуа Олланд, который назвал выбор голландцев «очередной победой над экстремизмом». Один из ведущих участников французской президентской гонки Эмманюэль Макрон, в свою очередь, подчеркнул: выборы в Нидерландах показали, что успех правопопулистских партий отнюдь не неизбежен. «Прорыв правых экстремистов не фатален, позиции приверженцев европейского прогресса укрепляются», – цитирует Макрона DW. Голландского премьера поздравила и канцлер Германии Ангела Меркель – в телефонном разговоре с Рютте она выразила надежду на продолжение сотрудничества между «друзьями, соседями и европейцами».
Впрочем, заметим, что Марка Рютте вряд ли может вдохновить пример Олланда, чья политика привела к тому, что перспективы правящих во Франции социалистов выглядят плачевно. Да и у Меркель немного шансов на переизбрание. Что же касается Макрона, то он зарабатывает очки, в том числе совсем не «толерантными» призывами запретить выступления турецких политиков в Евросоюзе.
Как ранее отмечалось, залогом относительного успеха Рютте и относительного поражения Вилдерса стало то, что системные политики Нидерландов решили хоть немного, но походить на недавнего маргинала Вилдерса, евроскептика и противника миграции. Заметим, что именно премьер Рютте оказался «главным героем» продолжающегося конфликта Нидерландов и Турции (которая в момент выборов обвинила Нидерланды в нарушении международного права).
«Выбор казался очень сложным»
«Мои друзья и семья были немного обескуражены необходимостью сделать выбор, который казался в этот раз очень сложным. Почти все сетовали на то, что обещания, данные партиями, за которые люди голосовали в 2012 году, не выполнились и ожидания голосовавших не оправдались», – рассказала газете ВЗГЛЯД жительница города Лелистад (столица провинции Флеволанд) Алиса.
Хотя все последние недели шли теледебаты, количество партий было рекордным – 28 (такого разнообразия не наблюдалось с послевоенных лет), а за два дня до выборов «повылезали местные представители партий с листовками, цветами и так далее – но число сомневающихся в своем выборе людей зашкаливало», отмечает собеседница.
По словам Алисы, некоторые ее соседи и знакомые вообще не пошли на избирательные участки. «Многие люди, из моего окружения и не только, так и не голосовали. Причины банальны: сетовали на беспорядок в парламенте, на недоверие к политикам, да и многие просто не знали, за кого голосовать, – рассказывает собеседница. – Насколько я знаю, листовки и плакаты на улицах не помогали сделать выбор».
Дебаты же смотрели больше из интереса, нежели от необходимости определиться с предпочтениями, полагает Алиса.
«Поговаривают о «Некзите»
Несмотря на это, по оценке Алисы, явка в ее городе, да и в целом в Нидерландах, была высокой – «предполагают, что такому количеству голосующих обязаны хорошей погодой».
Некоторые муниципалитеты привлекли людей тем, что открыли для выборов интересные или удобные места для голосования. «Например, это новопостроенный остров у меня в Лелистаде – он задумывался как часть архипелага, где откроют новый природный заповедник. Или на двадцатом этаже башни A'DAM в Амстердаме, или на станциях железной дороги», – рассказывает Алиса.
#{image=1024340}В целом же, как замечает Алиса, «естественно, люди ждут изменений в здравоохранении, образовании, налоговой системе и, конечно, в проблеме евроинтеграции – ожидают стабильности, сотрудничества с ЕС». Но и «поговаривают о «Некзите» – выходе из Евросоюза по образцу британского «Брекзита», добавляет собеседница. Кроме того, указывает она, «остро стоит проблема мигрантов, которая тоже немного вышла из-под контроля».
«Объясняли, что Вилдерс «говорит голосом народа»
Как-то сориентироваться помогали тесты в интернете, определяющие, к какому, собственно, политическому лагерю можно себя отнести. «Все, кого я знаю, прибегли к такому сервису», – замечает собеседница.
Некоторые изменили свои предпочтения. «Например, наши родственники, голосовавшие за социалистов и рабочую партию, сделали выбор в пользу демократов и либералов: леволиберальной партии «Демократы-66» и свободных демократов – партии премьера Марка Рютте», – рассказывает Алиса. По ее мнению, «в принципе, большим достижением кабинета Рютте было то, что страна улучшила экономику и вышла из кризиса».
«Многие из тех, кого я знаю, уставшие от проблем, вызванных мигрантами с Ближнего Востока, голосовали за Герта Вилдерса, объясняя это тем, что он «говорит голосом народа и от имени своего народа», – отмечает собеседница. – Как раз ТВ-дебаты между Вилдерсом и Рютте вызвали бурное восхищение популизмом одного и спокойствием и уверенностью другого».
Сама Алиса и ее близкие голосовали за партию консерваторов и евроскептиков «Форум демократов» (FVD). «Это новая партия, в принципе, их программа повторяет многие пункты программ других правых партий, но на некоторые вещи они взглянули с другой перспективы и оставили у нас ощущение, что они продумали детали, – поясняет собеседница. – В частности, они единственные ввели интересные предложения по реформе налогов». Кроме того, партия предлагает «отозвать решение по отмене визы с Украиной, остановить расширение зоны ЕС, ввести контроль над национальными границами и беженцами, а главное, строить и укреплять конструктивные взаимоотношения с Россией».
Формула успеха: антимиграционная повестка и еврооптимизм
«Нынешний и, видимо, уже будущий премьер-министр» Марк Рютте уже выиграл эти выборы, когда принял решение не пустить самолет с турецкими министрами, отметила в беседе с газетой ВЗГЛЯД научный сотрудник Центра европейских исследований, сотрудник ИМЭМО РАН Анастасия Невская.
«Это показало, что он умеет достаточно жестко отстаивать права голландцев в плане безопасности. Это считалось его слабым местом, против этого все время выступал Вилдерс, который говорил, что права голландцев ущемлены по сравнению с правами чужих – мигрантов, – отметила эксперт. – Эта ситуация показала, что Рютте способен на такие сильные шаги. Ему как раз не хватало такого громкого жеста, который расставил все точки над «и».
По мнению Невской, Рютте «очень правильно уловил настроение населения»: «С одной стороны – антимигрантская тема, которую он подхватил, с другой стороны – евроскептицизм, который присущ правым, в том числе Вилдерсу».
Королева тоже оказалась «мигрантом»
Антимигрантскую риторику позаимствовали практически все крупные политические силы, например христианские демократы, отмечает Невская. Накануне выборов лидер партии «Христианско-демократический призыв» Сибранд Бюма даже заявил, что супругу короля Нидерландов Виллема-Александра, королеву Максиму, надо лишить второго, аргентинского гражданства (Ее Величество родом из Буэнос-Айреса).
Вторую тенденцию общественного настроения – евроскептицизм – Рютте не стал перехватывать. Кроме того, эксперт полагает, что призывы к выходу из ЕС, которые озвучивал Герт Вилдерс, – это скорее маргинальная тенденция. Хотя в какой-то момент был всплеск подобных настроений (по данным некоторых опросов, за «Некзит» готовы были проголосовать до 50%), сейчас стремление к выходу из Евросоюза пошло на спад. «По крайней мере, в Нидерландах это вряд ли реализуемый сценарий», – подчеркивает Невская. Во всяком случае, Рютте, напротив, призывал к большему сплочению в рамках ЕС.
Комбинация этих факторов – позаимствованной у правых антимиграционной повестки и, с другой стороны, «еврооптимизм» – это «выстрелило», и это, вероятно, то направление, по которому и будут двигаться дальше европейские страны, резюмирует эксперт. Невская полагает, что и в будущем выборном цикле, в частности на предстоящих выборах во Франции, именно такое сочетание будет наиболее успешным.