Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариевСсора Турции с Европой работает на российские интересы
В Москве не считают, что в разрешении конфликта между Турцией и Нидерландами требуются посредники. Но перепалка Эрдогана с «европейскими партнерами», решившими не пускать к себе турецких министров, пока далека от разрядки. Уже не только евроскептики, но и системные политики во Франции и Германии не скупятся на «ответы турецкому султану». На этом фоне Москва проявляет себя как надежный партнер Анкары.
Россия призывает политиков ЕС и турецкие власти к сдержанности. «Что касается конфликтной ситуации между Турцией и Нидерландами, то, безусловно, мы призываем и Гаагу, и Анкару... к конструктивизму в деэскалации той напряженности, которая возникла между двумя странами», – заявил в понедельник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Вместе с тем он добавил: «Мы не считаем, что здесь есть необходимость в каких-то посредниках. Выйти из этой ситуации могут только эти две страны».
Европа и «Большой Запад» не хотят принимать участие в легитимации продолжения правления Эрдогана и пытаются таким образом влиять на исход референдума
МИД Турции в понедельник передал Нидерландам ноту, в которой назвал непропорциональными и нарушающими права человека действия полиции в отношении голландских турок и министра по делам семьи Турции в Роттердаме. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на турецкие дипломатические источники. «Турция оставляет за собой право требовать компенсации, запрашивает голландские власти расследовать инцидент, который является нарушением Венской конвенции, и привлечь к ответу по закону всех виновных в нем», – заявил представитель МИД Турции. В турецком внешнеполитическом ведомстве потребовали от Нидерландов письменных извинений и заявили, что Анкара «не хочет в течение некоторого времени возвращения посла Нидерландов из отпуска».
«Фашисты» из «банановой республики»
Напомним, накануне турецкий министр по делам семьи и соцполитики Фатме Бетуль Саян Кайя вопреки запрету властей Нидерландов прибыла в голландский Роттердам из соседней Германии. Целью министра было выступление перед представителями турецкой диаспоры страны с призывом поддержать на референдуме поправки в конституцию Турции (инициированные президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом). Нидерландская полиция задержала министра с охраной и выдворила ее обратно в Германию, объявив «нежелательным иностранцем».
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в понедельник отказался извиняться и за этот инцидент, и за предыдущий казус, вызванный отказом принять самолет турецкого министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу. Именно после этого случая, как известно, Эрдоган назвал правительство Нидерландов фашистами (и при этом заявил, что Голландия ведет себя как «банановая республика») и пообещал зеркально ответить на решение Гааги.
Схожая риторика – о «крупномасштабном возрождении нацизма» в Европе – содержалась и в публикациях турецких СМИ. «Некоторые европейские страны принимают решения, которые не имеют ничего общего со свободой мысли и свободой слова», – заявило в понедельник турецкое государственное информагентство Anadolu. Агентство цитирует заявление Чавушоглу, обещающего, что Турция ответит в 10 раз сильнее. Anadolu передает слова Эрдогана: президент заявил, что маска Европы снята и ее истинное лицо раскрылось миру, продемонстрировав «признаки растущего фашизма, расизма и исламофобии».
«Голландцы продемонстрировали, как необходимо поступать»
- Анкара обвинила Нидерланды в бесчеловечности и нацизме
- Ссора Анкары и Гааги придала интриги выборам в Нидерландах
- "Дело о марокканцах" толкает Нидерланды к выходу из ЕС
- Сближение Путина и Эрдогана стало "кошмарным сном" для Германии
- Имперские амбиции Эрдогана рискуют натолкнуться на нехватку ресурсов
Напомним, что Нидерланды лишь последовали примеру соседней Германии, где были отменены три запланированных выступления трех министров турецкого правительства, включая главу МИД Чавушоглу. И именно Берлин стал первым адресатом обвинений Эрдогана, сравнившего действия нынешних властей с методами нацистов. «Те, кто оскорбляют или дискредитируют Германию или ее Основной закон, подлежат судебному преследованию», – заявил по этому поводу министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер.
В отличие от Германии и Нидерландов, власти Франции разрешили приезд и выступление турецких политиков. Но пример соседей вдохновил ведущих кандидатов на предстоящих президентских выборах 23 апреля – 7 мая. Неудивительно, что лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен выступила против «турецкой избирательной кампании во Франции». Но с похожим призывом выступил ее главный соперник на предстоящих выборах – кандидат от леволиберальных сил Эмманюэль Макрон. Он призвал страны ЕС к солидарности в запрете турецким политикам выступать на территории Евросоюза и к совместному выступлению против «атак» Анкары.
К этому же призывают и далекие от национализма «системные» политики ФРГ. Так, депутат Европарламента от правящей в Германии партии ХДС Эльмар Брок призвал ввести запрет на предвыборные митинги всех иностранных политиков. «Голландцы продемонстрировали, как необходимо поступать, а правительство ФРГ все ходит вокруг да около», – цитирует DW заявление вице-спикера Европарламента Александра Ламбсдорффа, представляющего либеральную Свободную демократическую партию Германии (СвДП).
Справедливости ради, действия немецких властей нельзя назвать нерешительными. Накануне глава минфина ФРГ Вольфганг Шойбле дал понять: оказание экономической помощи Анкаре может осложниться из-за скандала между Турцией и Нидерландами. Шойбле заявил о невозможности развивать экономическое сотрудничество с Турцией в таких условиях.
«Европа идет на громадные риски»
#{smallinfographicleft=783899}По мнению немецкого политолога, руководителя программ Германо-российского форума Александра Рара, скандалы с Турцией начались из-за Германии. «Немецкое правительство стало закрывать двери турецким политикам. В Германии руководствуются политикой цельности. Немцы не хотят, чтобы на их территории выступали турецкие политики и делали рекламу авторитарной конституции Эрдогана», – заявил эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Кроме того, он напомнил, что в турецкой тюрьме сидит немецкий журналист турецкого происхождения Дениз Юджель (Анкара подозревает его в «участии в террористической организации, неправомерном использовании данных» и «пропаганде терроризма»). «Таким образом немецкая сторона хочет надавить на Турцию и освободить этого журналиста. И Голландия, Дания солидаризируются с Германией», – пояснил собеседник. Отметим, что на дело Юджеля ссылался и министр финансов Германии Шойбле в своем жестком заявлении.
Однако «Европа идет на громадные риски», подчеркнул эксперт. Он напомнил, что та же Германия и остальная Европа все время указывают Турции, что та должна соблюдать демократию, право слова и т.д., а «сейчас подает не самый лучший пример» и таким образом может подвергнуться критике за «политику двойных стандартов», указал политолог. Он отметил, что «баталии Европы с Турцией» начались еще в прошлом году после признания геноцида армян парламентом Германии и остальных стран Европы. «Все эти крупицы ведут к тому, что Эрдоган отвернется от договора по закрытию границ для беженцев из Сирии и Северной Африки в Европу и это приведет к новому наплыву миграционных потоков», – предупредил эксперт.
#{interviewpolit}По его мнению, ситуация после выборов, турецкого референдума не утихнет. «Я думаю, все будет обостряться. Все это связано с гораздо более серьезными процессами, чем кажется, которые происходят в Европе», – отметил политолог. По его мнению, дело не просто в запрете выступать турецким политикам. Сейчас, на фоне конфликтов с Россией, прихода Трампа и прочих вызовов, Европа хочет показать, что она твердо придерживается либеральной модели ценностей и будет ее защищать, «в том числе и против Турции, против Эрдогана», подчеркнул Рар.
«Уже работает на российские интересы»
«Ослабление европейского влияния на Турцию уже работает на российские интересы, поскольку Россия заинтересована в отсутствии какого-то единого фронта против себя», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
На фоне донельзя ухудшившихся отношений с ведущими европейскими странами Анкара демонстрирует «исправление» отношений с Москвой. Пример тому – недавний приезд Эрдогана в российскую столицу и его переговоры с Владимиром Путиным.
Россия и Турция не просто вернулись к докризисному уровню отношений, но и смогли поставить новые цели по их развитию, заявил посол Турции в России Хусейн Дириоз, выступая на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Стамбульская газета «Тюркие», комментируя визит Эрдогана в Москву, подчеркивала: это важный сигнал для Европы, которой выгодны проблемы Турции в отношениях с Россией. По мнению обозревателей издания, «такая ситуация является лишь одним из доказательств того, что Европа в последнее время не знает, как поступать, и мыслит беспорядочно». Турецкий политолог Талат Четин в комментарии азербайджанскому агентству Trend заявил, что сближение Москвы и Анкары (так и не присоединившейся к антироссийским санкциям) невыгодно для ЕС, и этим объясняется нервозность властей ряда стран Евросоюза.
«Игра только начинается»
Турецким политикам не дают выступать в Германии, Голландии потому, что «Эрдоган является с точки зрения Европы и «Большого Запада» неправильным политиком», отмечает Кирилл Коктыш.
Европейцы не хотят принимать участие в легитимации продолжения правления Эрдогана и пытаются таким образом влиять на исход референдума, полагает эксперт. «По крайней мере, чтобы можно было точно сказать, что Европа этот референдум не поддерживала», – подчеркнул Коктыш. Собеседник также не исключил вариант, что Европа может не признать результаты референдума, дающего Эрдогану больше полномочий. «Для того чтобы развязать себе руки, Европа заняла консолидированную позицию», – указал собеседник, отметив, что Европа по итогам голосования в Турции, скорее всего, выскажется, но «вряд ли это будет позиция безусловного признания его итогов».
Противостояние Турции с Европой не закончится после выборов и референдума. «Наоборот, оно только начнется. В ситуации, когда Европа заготавливает для себя самые разные возможности маневра по поводу референдума с точки зрения его признания легитимным, понятно, что игра только начинается», – указал эксперт. Он напомнил, что у Эрдогана тоже «достаточно инструментов, чтобы действовать в ответ». «И эта конфронтация может зайти далеко. Турция может уйти от соглашения по беженцам», – добавил политолог.
По его словам, Европа это понимает, «но в ситуации, когда проблема неразрешима, возможным выходом для европейских политиков в части политического спасения будет просто показать пальцем на того, кто якобы за все это ответственен. Если отвечать будет Эрдоган, всегда можно говорить: «Да, во всем виноват Эрдоган, а мы здесь ни при чем!». В этом случае ситуация для европейских стран будет иметь катастрофические последствия, а для европейских политиков – совершенно не факт».