Премьер-министр Японии Синдзо Абэ получил шанс стать рекордсменом по длительности пребывания у власти в этой стране. Абэ уже обеспечил себе новый премьерский срок, договорившись о сохранении правящей коалиции в составе возглавляемой им Либерально-демократической партии (ЛДП) и «Комэйто».
«Я провел сегодня переговоры с лидером «Комэйто» Нацуо Ямагути, и мы договорились сохранить действовавшую до сих пор коалицию», – заявил глава правительства. Он подчеркнул, что на выборах две союзные партии добились «исторического успеха, получив энергичную поддержку со стороны избирателей».
Накануне ЛДП победила на выборах в нижнюю палату парламента, получив более половины депутатских мандатов. По итогам подсчета бюллетеней, из 465 мест она обеспечила себе 283, а партия «Комэйто» – 29. Второе место заняла новообразованная Конституционно-демократическая партия (КДП) с 54 мандатами. Еще один новичок – Партия надежды под руководством губернатора Токио Юрико Коикэ – получила 49 мест. Нынешнее голосование отметилось рекордно низкой по японским меркам явкой – 54 процента (обычно этот показатель находится на уровне чуть менее 60 процентов). Это было связано с погодными условиями – как раз в день выборов вблизи Японии проходил тайфун «Лан».
Досрочные выборы – хитрый план Абэ
Прошедшие парламентские выборы были досрочными, и это неспроста. Абэ распустил парламент в сентябре, объяснив это ядерной угрозой со стороны КНДР и необходимостью подтвердить мандат от граждан на борьбу с ней. «Это будут выборы, которые требуют ответа на вопросы, как защитить Японию, мирную жизнь граждан», – объяснил он.
Однако эта причина скорее формальная. Вместо того чтобы дождаться планового голосования в 2018 году, Абэ просто выбрал наиболее удачный для своей партии момент проведения выборов. Японская оппозиция сейчас переживает не лучшие свои времена. Демократическая партия, бывший главный соперник ЛДП, распалась, а совсем новые Партия надежды и КДП пока не имеют серьезного политического опыта, детально проработанных программ (например, программа Партии надежды почти полностью повторяет установки Абэ), а также не успели завоевать достаточной поддержки населения.
ЛДП же, напротив, как раз находится на взлете. В сентябре рейтинги Абэ возросли до 50 процентов, благодаря его заявлениям о необходимости усиления обороноспособности страны на фоне ракетных пусков КНДР. Таким образом, нынешний политический момент был избран премьером как нельзя более точно. Кроме того, это может помочь ему замять коррупционные скандалы, в частности, дела о махинациях в образовательных организациях «Моритомо Гакуэн» и «Какэ Гакуэн», из-за которых его популярность летом падала до 30 процентов.
Скандалы вокруг Абэ, стоит заметить, возникают не впервые. Во время его самого первого премьерского срока в 2006–2007 годах они возникали регулярно – из-за финансового скандала совершил самоубийство министр сельского хозяйства, а минобороны публично оправдало атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и т.д. Все это не добавляло популярности Абэ, который в конечном итоге вынужден был уйти в отставку.
Сближение с Россией – внешнеполитическая «фишка» Абэ
И если в первый срок Абэ не удалось ничего изменить во внешнеполитическом курсе Японии, что вменяли ему в число неудач, то после его возвращения на премьерский пост в 2012 году внешняя политика была одной из его сильных сторон. В том числе и это позволило премьеру уже дважды переизбраться на новый срок – в 2014 году и накануне, и теперь у него есть все шансы остаться на своем посту до 2021 года.
Не последнюю роль в этом играет российский фактор. С самого начала своего второго срока Абэ взял курс на сближение с Россией. В ходе официального визита премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию в апреле 2013 года было принято Совместное заявление, нацеленное на укрепление взаимодействия в политической, экономической, культурной, гуманитарной и иных сферах, а также достигнута договоренность о запуске двустороннего механизма консультаций министров обороны и иностранных дел в формате «2+2».
Немаловажен и фактор регулярных контактов между японским премьером и президентом России Владимиром Путиным. Так, в мае 2016 года после встречи с Путиным в Сочи Абэ анонсировал «новый подход» к решению проблемы мирного договора и план активизации экономического сотрудничества с Россией. На последних переговорах в сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме главы России и Японии также обсудили вопрос о мирном договоре и совместной деятельности на Курилах. Более того, на первой же своей пресс-конференции после победы Абэ заявил, что ведет подготовку к новой встрече с Владимиром Путиным на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Вьетнаме в ноябре.
«Есть только один лидер в мировом масштабе, с которым Абэ откровенно и честно обменивается мнениями. Это президент России. Самый надежный партнер среди лидеров государств, соседствующих с Японией на Востоке, – это Путин. Я это говорю на основе своего анализа реальной политической ситуации»,
– подчеркнул бывший глава евродепартамента МИД Японии, участник переговоров Владимира Путина и японского премьера Есиро Мори 2001 года, профессор Киотского университета Казухико Того. «Политика улучшения отношений с Россией продолжится, особенно в общеэкономической области, сфере безопасности и по территориальному вопросу. Согласие Абэ на сотрудничество с Путиным – это большая победа», – уверен японец.
«Перемен во внешнеполитической линии Японии в отношении России не предвидится, и это хорошо. Абэ настроен на развитие отношений с Россией, причем это его личная внешнеполитическая «фишка». Да и внутриполитическая тоже», – заявил газете ВЗГЛЯД доктор политических наук, профессор Университета Такусеку Василий Молодяков. «Вряд ли можно в ближайшее время ожидать кардинальных политических решений, но на тактическом уровне будут улучшения. Например, расширение региональных, научных и культурных контактов», – отметил он.
Молодяков также отметил значимость сохранения тандема Путин – Абэ. «Важно, чтобы был человек наверху, который будет проталкивать ту или иную «тему», в которой заинтересован лично и политически. Абэ лично заинтересован в поддержании диалога с Россией и хотя бы в видимости его эффективности. Замена Абэ на любого другого политика, у которого нет личного интереса к России, сильно затормозила бы диалог», – объяснил он.
Фактор КНДР будет доминировать и во внешней, и во внутренней политике
В целом же подкрепленный мандат Синдзо Абэ приведет к более глубокому сотрудничеству Японии с США по Северной Корее и более тесным связям с Вьетнамом, Индией и другими странами Юго-Восточной Азии в попытке сдержать Китай, отметил эксперт Международного христианского университета в Токио Стивен Наги в комментарии «Известиям».
Казухико Того также уверен, что американо-японские отношения продолжат укрепляться. «Трудно предсказать политику Трампа, однако сейчас отношения Абэ с ним выглядят неплохо. Абэ будет стараться сохранить и укрепить стабильные отношения с Америкой», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
В отношении же Китая Абэ не будет инициатором усиления конфронтации, считает Того. «Сейчас уровень диалога с Пекином недостаточен, Абэ встречается с китайским лидером раз в год, и то на международных совещаниях. Японский премьер хочет иметь значительно лучшие отношения с Китаем», – отметил собеседник, добавив: «После того как ситуация вокруг территориального спора КНР с Филиппинами нормализуется, произойдет сближение Японии и Китая».
Еще одним важнейшим приоритетом японской внешней политики останется жесткая линия в отношении Северной Кореи. «Самый важный вопрос для Японии на сегодняшний день – безопасность. Без сомнения, это будет первостепенной задачей Абэ после выборов. Ответственность нашего премьер-министра заключается в том, чтобы предотвратить войну. Абэ публично говорил, что сейчас время давления. Логично предположить, что когда-нибудь это время давления перейдет к времени диалога», – подчеркнул Того.
Фактор КНДР будет одним из ключевых и во внутренней политике. «Абэ будет и дальше продвигать конституционную реформу», – уверен японец. Данная реформа направлена прежде всего на законодательное закрепление существования в стране сил самообороны, а также, возможно, приведет и к расширению их полномочий. И объясняется это именно необходимостью повысить защищенность Японии перед лицом северокорейской угрозы.
Того также полагает, что, вероятнее всего, под этим же предлогом Абэ поднимет налоги, чтобы увеличить поступления в казну, которые затем можно будет направить на укрепление обороноспособности. «Повышение потребительского налога до 10 процентов с нынешних восьми намечено в Японии в октябре 2019 года», – указал он. Также планируется увеличить налогообложение ряда бесплатных образовательных программ для детей.