Инцидент в нейтральных водах Японского моря произошел 22 мая. Как передает «Интерфакс» со ссылкой на знакомый с ситуацией источник, российские авиадиспетчеры были вынуждены изменить эшелон полета (то есть допустимую высоту) двум находившимся в их зоне ответственности пассажирским авиалайнерам, относящимся к базирующейся в Голландии компании KLM и к швейцарской SWISS.
А вот американцы – да, бесчинствуют, причем не только на Дальнем Востоке – они по всему миру так действуют
Источник утверждает, что возникла опасность столкновения. Поблизости от авиалайнеров – на эшелонах, предназначенных для гражданской авиации – находился самолет, не отвечавший на запросы диспетчеров и не подававший опознавательных сигналов. Самолет был идентифицирован как американский воздушный разведчик RC-135.
На следующий день Министерство обороны России вызвало военного атташе посольства США, и американцы признали, что вблизи российских территориальных вод действительно летал их самолет-разведчик.
Однако представитель PACOM (Pacific Command, Тихоокеанского командования США) утверждает, что опасности столкновения не было. «Самолет RC-135 выполнял рутинную разведывательную миссию над акваторией Японского моря 22 мая 2016 года. Во время своей миссии самолет соблюдал меры безопасности. Миссия осуществлялась безопасно и профессионально, в соответствии с международным правом и без происшествий», – заявил официальный представитель Тихоокеанского командования США Дэйв Бенхам.
Версию американцев отчасти подтверждает компания KLM. РИА «Новости» сообщает, что центр оперативного контроля авиакомпании не в курсе происшедшего в Японском море инцидента. Впрочем, не исключено, что диспетчеры просто не уведомили экипаж лайнера о причине изменения эшелона полета, а сами летчики американский самолет-разведчик не заметили.
«Нет на них никакой управы»
Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев заметил, что появление военных, выполняющих разведывательные полеты на эшелонах гражданской авиации, фиксируется не так уж редко: «Этого нельзя делать. Это запрещено Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Но военные так делают. Нет на них никакой управы», – сказал он в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, «наши летчики более дисциплинированны в данном вопросе», и это объясняется в том числе и тем, что российские летчики мало летают на разведку. «На десять американских разведывательных полетов у нас, может быть, один полет. А вот американцы – да, бесчинствуют, причем не только на Дальнем Востоке – они по всему миру так действуют», – сказал Толбоев.
Неопределенным является вопрос о правомерности полета американского самолета-разведчика с выключенными транспондерами. Так называются приборы автоматического распознавания, которые в соответствии с требованиями ИКАО устанавливаются на гражданских воздушных судах. Генсек НАТО Йенс Столтенберг в марте прошлого года заявлял, что подобные же требования предъявляются и к военным самолетам стран, входящих в возглавляемую им организацию. Он даже упрекал Россию за то, что в данном случае она не хочет последовать примеру Запада.
«Самолеты под командованием НАТО включают транспондеры. Все самолеты, которые участвуют в миссии патрулирования Прибалтики, включают свои транспондеры», – цитирует его слова РИА «Новости». Таким образом, получается, что RC-135, летевший над нейтральными водами, не подавая опознавательных сигналов, нарушил одно из требований Североатлантического альянса. Правда, в каких нормативных документах оно содержится, со слов Столтенберга осталось непонятным. В свою очередь главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев утверждал, что на самом деле транспондерами не пользуются как военные самолеты НАТО, так и российские военные самолеты. «Это общепринятая практика для военно-воздушных сил всех стран», – сказал он.
Разобраться в этой запутанной ситуации в прошлом году попыталась Финляндия, обратившаяся с соответствующим запросом в ИКАО. Но пресс-служба этой организации, как передает агентство Bloomberg, разъяснила, что основные правила международной авиации не распространяются на приборы на военных самолетах. Прямых же запретов на полеты с выключенными транспондерами ни в одной из международных конвенций нет.
Еще более непонятно, какую цель преследовал американский самолет-разведчик, приближаясь к гражданскому лайнеру.
Прокомментировали полеты натовской авиации в Совете безопасности России. Там не находят в них чего бы то ни было экстраординарного.
«Американец летал у нас на Дальнем Востоке. Мы все понимаем, у всех свои задачи – национальная безопасность, разведка, провоцирование активации наших систем ПВО, это все понятно», – заявил заместитель секретаря Совета безопасности России Евгений Лукьянов. Он отметил при этом, что «то, что это опасно, безусловно». «Вероятность нештатной ситуации возрастает», – приводит его слова РИА «Новости».
Эксперт Ассоциации независимых военных политологов Александр Перенджиев связывает инцидент над Японским морем с предстоящим 8–9 июля саммитом НАТО в Варшаве. Американцы, по его мнению, хотят спровоцировать некую нештатную ситуацию с участием Российских вооруженных сил. «Много стало вызывающих моментов со стороны американцев. Похоже, ими ищется предлог, чтобы в чем-то обвинить российскую сторону. Ищут компромат, конкретный материал, чтобы специально представить его к саммиту», – сказал Перенджиев в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Следует заметить, что за последний месяц произошло несколько воздушных инцидентов вблизи границ России с участием ВВС США.
Так, 21 апреля в районе Камчатки, где расположена одна из крупнейших баз российских подводных лодок, российский истребитель МиГ-31 перехватил американский противолодочный самолет Р-8 «Посейдон». А 14 апреля над акваторией Балтийского моря был перехвачен американский разведчик RC-135U. А днем ранее там же, на Балтике, российский военный самолет Су-24 пролетел поблизости от эсминца ВМС США «Дональд Кук». Полет RC-135U выглядел как своеобразный ответ американцев на этот полет.