Министр обороны Израиля Моше Яалон в пятницу заявил о своей отставке и временном уходе из политики. Такое решение Яалон принял после того, как стало известно, что премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху намерен предложить его пост лидеру партии «Наш дом – Израиль» Авигдору Либерману.
Либерман хорошо известен в Кремле, у него очень хорошие отношения с Владимиром Путиным
«Утром я проинформировал премьер-министра о том, что в связи с отсутствием доверия к премьер-министру я ухожу из правительства и Кнессета (парламента), а также начинаю перерыв в политической деятельности», – цитирует ТАСС Яалона, крайне негативно настроенного относительно решения Нетаньяху. Яалон является членом партии «Ликуд», то есть он – соратник Нетаньяху.
Напомним, что еще в среду израильские СМИ сообщили, что Нетаньяху предложил лидеру русскоязычных израильтян Авигдору Либерману портфели министров обороны и абсорбции в расширяющейся правительственной коалиции. Об этом в том числе сообщала газета «Гаарец».
Как сообщает издание «Новости Израиля», в «Еврейском доме» выразили удовлетворение созданием «самого правого правительства в истории Израиля». В «Ликуде» же есть разные мнения: большинство министров довольны присоединением партии Либермана, но депутат Бени Бегин, сын основателя партии, назвал назначение Либермана министром обороны «безумием».
Возвращение Либермана
Передача ключевых министерских портфелей, скорее всего, была условием возвращения партии Либермана в правящую коалицию. О том, что между Нетаньяху и Либерманом идет торг, было известно еще с прошедших в Израиле весной 2015 года выборов в Кнессет. Напомним, что по их итогам партия «Наш дом – Израиль» отказалась войти в правящую коалицию с партией «Ликуд», лидером которой является Нетаньяху. Таким образом, Нетаньяху лишился многолетнего партнера, позволявшего ему не вступать в коалиционные договоренности с представителями ультраортодоксальных партий.
Нетаньяху за годы у власти сформировал четыре правительства, последнее – по итогам выборов годовой давности. В предыдущие три состава входила правая партия «Наш дом – Израиль». Весной же Либерман отказался вступить в коалицию, назвав формирующееся правительство «не правительством национального лагеря, а воплощением оппортунизма». «Оно не покончит с властью ХАМАС, не примет закон о национальном государстве, не примет закон о порядке законотворчества в обход Высшего суда справедливости и продолжит переводить деньги палестинцам вопреки данным перед выборами премьер-министром обещаниям», – заявил после выборов Либерман.
До этого в Кнессете партии были представлены совместно, как «Ликуд – Наш дом – Израиль», и имели 31 место. Без партии Либермана у Нетаньяху осталось бы всего 16 мест, и ему пришлось взять 11 депутатов, ранее никогда не работавших в Кнессете, и еще трех, не представленных в 19-м составе парламента. Таким образом, под флагом «Ликуд» с трудом удалось собрать 30 человек.
Эксперты при этом подчеркивали, что несогласие Либермана войти в коалицию было связано с тем, что Нетаньяху не отдал ему некоторые ключевые посты. В том, что торг между политиками будет продолжен, не стоило сомневаться: утвердившийся в результате состав Кнессета оказался крайне нестабилен и, по прогнозам, не мог продержаться более двух лет до последующих выборов.
«Такого уровня кооперации не было никогда»
Советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), политолог Елена Супонина отметила в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что назначение Авигдора Либермана министром обороны Израиля пойдет лишь на пользу развитию российско-израильских отношений.
«С другой стороны, я бы не стала называть Авигдора Либермана абсолютно пророссийским политиком. Он выходец из СССР, из Молдавии, и в этой связи он отражает интересы русскоязычных евреев Израиля. Но он амбициозный политик, и его взгляды не ограничиваются необходимостью сотрудничать только с Россией. Назначение Либермана на важнейший пост министра обороны Израиля означает, что Нетаньяху сумел все-таки договориться с этой частью израильского общества», – сказала Супонина.
Политолог отметила, что политические пути премьер-министра Израиля Нетаньяху и Либермана не раз расходились, но на этот раз очевидно, что у премьера возникла необходимость в создании сильного коалиционного правительства.
«Нетаньяху понимает, что нужно считаться и учитывать позицию русскоязычного населения еврейского государства. Внутри израильской политики идет торг и борьба. Либерман, в свою очередь, хорошо известен в Кремле, у него очень хорошие отношения с Владимиром Путиным, и Нетаньяху решил пойти на коалицию с представителем русскоязычных евреев», – сказала Супонина.
При этом президент Института Ближнего Востока, политолог Евгений Сатановский сказал в интервью газете ВЗГЛЯД, что не факт, что Либермана еще назначат на пост министра обороны: идут переговоры и политический торг.
«В Израиле коалиционное правительство, и подобные смены должностных лиц – явление частое и нормальное. Очередная перетасовка должностных лиц в коалиционном правительстве – это нормальная жизнь маленького еврейского государства. Было бы как раз странно, если бы этого не было», – отметил политолог.
Что касается укрепления отношений с РФ, чему мог бы поспособствовать русскоязычный политик, то Сатановский не видит в этом никакой необходимости. «Взаимоотношения и в военной, и в политической сфере России и Израиля и при нынешнем министре обороны достигли очень высокого уровня, – подчеркнул собеседник. – Такого уровня кооперации в военной сфере между Москвой и Тель-Авивом не было никогда в истории. В любом случае, кто бы ни был министром обороны Израиля, отношения между Москвой и Тель-Авивом будут тесными и партнерскими. По крайней мере, пока премьер-министром Израиля является Биньямин Нетаньяху», – сказал Сатановский.