Министерство культуры Украины совместно с государственным комитетом телевидения и радиовещания готовит закон о запрете книг, произведенных в России. Об этом заявил министр культуры Украины Вячеслав Кириленко.
Если слова с корнем «рус» становятся неблагожелательными, то как относиться к самой русской литературе в таком случае?
Подлежат аресту
«Нами рассматривается вариант полностью перекрыть поставку российских книг на Украину, но вокруг этого много дискуссий. Есть также инициатива о введении автоматического лицензирования», – сказал он, передает ТАСС.
Украинский чиновник уточнил, что новый законопроект подразумевает контроль перемещения печатной продукции через границу с последующей проверкой ее содержания в госкомтелерадио. То есть, отмечает министр, если будет принято решение, что материалы несут элементы разжигания межнациональной розни, непризнания суверенитета или территориальной целостности Украины, то «они подлежат аресту».
Напомним, что еще 11 августа 2015 года Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины составил список запрещенных на территории страны российских книг. Тогда же Киев опубликовал на сайте службы список из 38 незаконных изданий.
В этот список были включены книги Николая Старикова «Украина. Хаос и революция – оружие доллара», Александра Дугина «Евразийский реванш России», Андрея Фурсова «Холодный восточный вечер русской весны», Эдуарда Лимонова «Киев капут», Сергея Доренко «Донбасс – дымовая завеса Путина?», Сергея Глазьева «Катастрофа. От американской войны к мировой войне», Льва Вершинина «Евромайдан. Кто уничтожил Украину?», Юрия Мухина «Массовые нарушения прав человека в ходе гражданского противостояния на Украине, 2013–2014 гг.» и ряд других.
Отметим, что речь идет об отдельной категории политологических нехудожественных книг с российской консервативной повесткой дня. Однако украинские власти уточнили, что возможно расширение списка.
«Госкомтелерадио действует в правовом поле. Ведь статьей 28 закона Украины «Об издательском деле» запрещается распространение издательской продукции, ввозимой из-за рубежа, которая может быть использована для призывов, направленных на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства», – заявили в комитете.
Явно идеологизированное и странное решение украинских властей уже стало объектом шуток. Так, представитель МИД России Мария Захарова, комментируя появление списка, ответила строчками из «Горя от ума» Грибоедова: «Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь».
Опасная литература
Журналист из Киева Дмитрий Скворцов знаком с неадекватным отношением к российской литературе не понаслышке. Книги, привезенные из Москвы, довели его до суда. «Я был в Москве на рождественских чтениях. Это международные чтения, от Украины было всего лишь три участника, в том числе и я. В кулуарах мне надарили много книг, в том числе Тамары Гузенковой, замдиректора РИСИ, и Кирилла Фролова, православного эксперта. Фролов – автор книги «Сакральные смыслы Новороссии», а Гузенкова – ответственная за выпуск монографии коллектива международных авторов, посвященной тому, как в образовательной системе тех или иных стран отличается Великая Отечественная война и как это влияет на сознание молодого поколения», – рассказал Скворцов.
Всего журналисту подарили около десятка книг, но именно эти две работы вызвали особое внимание у украинских пограничников. «На таможне эти книги изъяли. Само название «Новороссия» не понравилось. Мне сказали, что я должен понимать, что под этим лозунгом «наших мальчиков убивают на востоке страны». Я сказал им, чтобы забрали мальчиков в Киев», – поясняет собеседник. Если в книге Фролова не по нраву пришлось само название, то в монографии, составленной РИСИ, недовольство было вызвано конкретными фразами. «Они в послесловии нашли слова Гузенковой о том, что в последнее время наиболее ярко и полно идеи нацизма процветают сейчас на Украине», – рассказал Скворцов.
Беседа на границе заняла около четырех часов, рассказывает Скворцов. «Они фотографировали эти книги, куда-то отправляли снимки. Количество «экспертов» увеличивалось, появились люди в штатском. В конце концов мне выписали повестку в суд по причине, по их мнению, нарушения закона об общественной морали Украины. Якобы эти книги пропагандируют разжигание межнациональной розни», – рассказал журналист.
Про закону, признать книгу таковой может только специальная комиссия, после чего она попадает в список экстремистской литературы. Разумеется, в случае с книгами, которые Дмитрий Скворцов привез из России, никакой комиссии не было. Тем более они не находились в запретных списках.
Скворцов поступил, как того требовал закон – он явился в суд. «Но потом они спохватились, что не было экспертизы, к тому же они не сослались на конкретную статью. И они просто не явились в суд», – говорит он. Книги ему до сих пор не вернули. А недавно прислали письмо из Таможенной службы Украины, в котором сообщили, что они направлены на соответствующую экспертизу.
Скворцов обращает внимание на абсурдность списка запрещенных на Украине книг. «Среди авторов вы не найдете Гитлера, но зато там есть Катасонов – известнейший экономист, член консультативного совета ООН. Глазьев там присутствует, да и вообще много людей, совсем не фашистов», – напомнил собеседник. И это, по его мнению, только начало: книги из России вполне могут быть вскоре и вовсе запрещены на Украине.
«Ну кому могло прийти в голову, даже спустя год после переворота, что будет отменено авиасообщение с Россией? Запретили российский шоколад провозить на Украину. Это может прийти на ум только президенту – шоколадному королю. Позавчера Рада приняла расширенный список фильмов, запрещенных к показу на Украине. А сегодня мне жена пожаловалась – единственный канал российский, который она смотрела на Украине – «Планета», тоже запретили. Канал путешествий. Что там может быть? Наверное, в числе путешествий показываются поездки по России, где нет пьяных медведей с ядерной кнопкой. Поэтому теперь это запрещенный канал», – с досадой говорит он.
«У нас переводят на украинский язык Гоголя, вычеркивают все слова с корнем «рус», – говорит он. – пишут вместо «русский» «козацкий» или «наш». Если слова с корнем «рус» становятся неблагожелательными, то как относиться к самой русской литературе в таком случае?» «Мы здесь живем в антиутопии, как будто в дурдоме. И люди уже воспринимают это как само собой разумеющееся», – подводит итог Скворцов.
«Пропагандирующие силовые структуры»
Это уже не первый подобный запрет Киева. В частности, еще в 2015 году был введен запрет на демонстрацию некоторых фильмов и телесериалов, снятых в России. В феврале украинские парламентарии проголосовали за принятие законопроекта, запрещающего показ фильмов, которые якобы «пропагандируют силовые структуры страны, признанной Киевом агрессором, а также советские органы госбезопасности». Так, в июле 2015 года украинское Госкино аннулировало прокатные удостоверения и отменило регистрацию российских сериалов «Летучий отряд», «Бандитский Петербург – 4. Арестован», «Бандитский Петербург – 5. Опер», «Бандитский Петербург – 6. Журналист» и «Звездочет».
Помимо этого, министерство культуры Украины пошло, пожалуй, на беспрецедентный и абсурдный шаг. Киев создал список деятелей культуры, действия которых якобы «создают угрозу национальной безопасности» – им запрещен въезд в страну.
В целом Киев аннулировал или отказал в выдаче прокатных удостоверений почти 400 фильмам и сериалам российского производства. Так, украинское госкино отказало в прокате нескольким российским фильмам и сериалам, среди которых «Брат-2», «Кадетство», «Гончие», «Следственный комитет», «Спецназ», «Мамы-3», «Белая гвардия», «Поддубный», все фильмы и сериалы с участием российских актеров Михаила Пореченкова и Ивана Охлобыстина.
Многие эксперты уверены, что население Украины не разделяет идеологизированное мнение одного процента населения, который пришел к власти в результате государственного переворота в феврале 2014 года. Рядовые жители Украины хорошо относятся к великой российской культуре, литературе и кинематографу. «Я понимаю, что большинство украинцев не думают так, как думает кучка собравшихся людей, которые диктуют всей стране свои законы и порядки, просто запугали людей. Украинцы так или иначе будут находить эти фильмы и будут их смотреть. И это не будет являться действенной мерой, которой они хотят добиться. Я думаю, что от действий Киева, наоборот, будет только реклама позитивного имиджа Российской Федерации», – сказал ранее крымский депутат Иван Шонус.
«Бред сивой кобылы»
Очевидно, что инициатива запретить на территории Украины книги некоторых российских авторов абсурдна и ничего общего со здравым смыслом не имеет, что бы ни было написано в этих книгах. Такого мнения придерживается директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии, политолог Михаил Погребинский, о чем он рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
«Это абсолютно нелепая инициатива. Надо отметить, что это, вероятно, «прощальное танго» украинского министра культуры. Он, скорее всего, уходит в отставку и хочет запомниться якобы яркой антироссийской инициативой. И это при всем том, что европейская традиция, которой якобы придерживаются украинские политики, идет совершенно в обратную сторону. В Германии впервые за долгие годы выпускают книгу Гитлера «Майн Кампф», правда, с комментариями. А на Украине запрещают российские книги. Осталось только дождаться, когда они начнут сжигать книги», – сказал эксперт.
Собеседник добавил, что это группа людей, которые волею судеб оказались там, где можно принимать решения. «Вячеслав Кириленко – человек, которые никогда ничем крупным не руководил и не принимал решения, по которым будут жить миллионы и десятки миллионов людей. И тут он оказался на таком месте. Ко мне люди в Киеве подходят и спрашивают про некоторых наших политиков, когда же они уйдут уже», – сказал политолог.
При этом Михаил Погребинский отметил, что сегодня украинское общество больше поддерживает такие меры, чем, скажем, два года назад. «Общество находится в очень нервном и неуравновешенном состоянии. Полагаю, в районе 30% поддержат эту инициативу. Однако я не думаю, что отдельные политики в Киеве пойдут на запрет русской классики», – подытожил эксперт.