В Пентагоне назвали Россию главной угрозой интересам США в Латинской Америке, в частности, в зоне Карибского бассейна: «Глобальные конкуренты. Они действуют преднамеренно в Западном полушарии, что является частью их более широкой, глобальной стратегии. Наибольшую обеспокоенность среди них вызывает Россия, которая изображает США на нашем театре военных действий как ненадежную (страну), уходящую из этого важнейшего региона», – заявил глава Южного командования вооруженных сил США адмирал Курт Тидд. Именно в его сферу ответственности входят регион Карибского моря, а также Южная и Центральная Америка.
Чем больше угроз, тем больше финансирование военных программ. Обычно они говорят о российских угрозах, когда это финансирование необходимо увеличить
Тидду вторил глава Северного командования ВС США и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) адмирал Уильям Гортни, по мнению которого Россия занимает первое место в рейтинге самых грозных для США стран. «Наиболее опасные угрозы (для США) исходят от России, Китая, КНДР и, конечно, Ирана», – заявил он на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил.
«Убрать русских из Лурдеса»
Тема российского присутствия в близких к США странах разыгрывается в США и в предвыборных дебатах. Так, кандидат в президенты от Республиканской партии Марко Рубио заявил, что для нормализации отношений с Вашингтоном Куба должна отказаться от сотрудничества с Россией. «Я знаю, что такое хорошее соглашение с Кубой: Куба проводит свободные выборы, перестает сажать людей в тюрьму за свободное выражение, Куба имеет свободную прессу, Куба выгоняет русских из Лурдеса», – подчеркнул политик, которого цитировало РИА «Новости». Он также добавил, что Кубе необходимо разорвать отношения с Китаем и КНДР.
Напомним, ранее в пригороде Гаваны Лурдесе размещалась советская радиолокационная станция, развернутая там после «карибского кризиса» в 1967 году. В 2002 году она была закрыта, пока планов по ее восстановлению нет.
«Карибский кризис» разгорелся во время холодной войны в 1962 году и стал одним из ее самых опасных эпизодов. 22 октября президент США Джон Кеннеди в обращении к нации заявил, что на Кубе находится советское ядерное оружие, поэтому решено немедленно блокировать остров военно-морскими силами США. Кроме этого, Штаты разместили ракеты с атомными боеголовками в Турции, Италии и Великобритании, в зону которых попадала Москва. СССР, чтобы предупредить вторжение войск США на Кубу и дать ответную реакцию Штатам, перебросил туда баллистические и крылатые ракеты с ядерными боеголовками.
Отношения накалялись все сильнее, напряжение в них достигло пика, когда 27 октября над Кубой был сбит американский разведывательный самолет U2. Американские стратегические силы были переведены в состояние, предшествующее максимальной боевой готовности. От состояния максимальной боеготовности их отделяла всего пара минут. Мир замер в оцепенении, человечество оказалось на пороге ядерной войны. Однако угроза взаимного уничтожения с использованием ядерного оружия заставила стороны конфликта договариваться, и ситуацию удалось разрешить дипломатическим путем. СССР убрали ракеты с Кубы, а Штаты – из Турции и Италии. Кроме того, США согласились дать гарантии, что их войска не будут вторгаться на остров.
«Подорвать американское господство»
О том, что Московское дипломатическое и экономическое присутствие в ряде карибских стран сильнее, чем когда-либо со времен окончания холодной войны, писала и FTimes. Издание признало, что интерес со стороны России в Карибском бассейне проявляется в гораздо меньших масштабах, чем со стороны Китая, но именно присутствие России раздражает Вашингтон. Некоторые чиновники в администрации США и Конгрессе видят в этом попытку президента Путина подорвать американское господство и бросить вызов западному влиянию в этом полушарии.
Издание напомнило, что в феврале 2014 года российский министр обороны, генерал Сергей Шойгу посетил Кубу, Никарагуа и Венесуэлу. Заместитель министра обороны России пояснил, что Москва сотрудничает с рядом латиноамериканских стран по созданию материально-технических баз на их территории для поддержки российского Военно-морского флота, включая его техническое обслуживание. «Скорее всего, подобные предложения поступают и для поддержки ВКС России», – отметил портал. По мнению журналистов издания, «создание таких объектов на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле отражает желание России снова утвердиться в качестве мировой державы, и это будет означать с течением времени, что США должны будут учитывать стратегические последствия».
Ранее посол России в Гайане Николай Смирнов заявил, что Москва готова помочь Карибам разведать полезные ресурсы на шельфе в этом регионе путем оказания государственной поддержки при реализации конкретных проектов, связанных с изучением Карибского моря, напомнила FTimes. Более того, ведущий мировой производитель алюминия «Русал» уже имеет контрольный пакет акций в компании бокситов Гайаны на $25 млн инвестиций в добыче бокситов в районе Курубука и лицензии, охватывающие два других района, где есть месторождения бокситов. Эта же компания также увеличивает инвестирование в добычу бокситов на Ямайке, отмечало издание.
Кроме того, Россия надеется расширить свою торговлю со странами Карибского бассейна, прилагает усилия в плане роста туризма, однако пока этому мешают санкции за воссоединение Крыма и последующие трудности с переводом денег, резкое падение стоимости рубля и общая экономическая неопределенность, указал портал.
«Между тем наблюдается резкое улучшение отношений России с Кубой в то время, когда она проводит разрядку в отношениях с США», – подчеркнула FTimes. Президенты стран Путин и Кастро уже выражали сожаление, что отношения стран охладели в 1990-х, и выступали за их развитие. В 2014-м Путин подписал 10 двусторонних экономических и торговых соглашений, подтвердил решение России простить Кубе более чем 35 млрд долларов кубинского долга бывшему СССР и объявил о заинтересованности в новых инвестициях в области энергетики, а также о планах сотрудничества в других областях, в том числе международной информационной безопасности, производства электроэнергии и разведки морских месторождений нефти. В частности, российская государственная компания «Роснефть» намерена исследовать возможные месторождения нефти у северного побережья Кубы.
Все это «свидетельствует о том, что политическая, экономическая и военная поддержка Россией стран Карибского региона постепенно изменяет исторически сложившееся в нем доминирование Северной Америки», резюмировало издание.
Ранее главнокомандующий ОВС НАТО в Европе, американский генерал Филип Бридлав заявил, что Россия является врагом США и представляет долгосрочную угрозу интересам Соединенных Штатов. Похожие заявления делал и глава Пентагона Эштон Картер, кандидат в президенты США Берни Сандерс и другие политики США.
Москва ранее уже заявляла, что США развязали санкционную агрессию против России и осуществляют широкомасштабную русофобскую пропаганду по всему миру, пытаясь отвести от себя ответственность за поддержку вооруженного переворота на Украине и кровопролитной войны в Донбассе. Глава МИД России Сергей Лавров подчеркивал, что руководство НАТО и ряда европейских стран раздувает миф о «российской угрозе».
Резкий рост антироссийских заявлений со стороны американских военачальников, по мнению экспертов, может говорить, что таким способом они хотят добиться повышения финансирования своего ведомства, отмечала газета ВЗГЛЯД.
«Большая фантастика»
На чем основана истерика США по поводу якобы имеющегося присутствия России в регионе Карибского бассейна и в целом в Латинской Америке, сказать трудно. «У России, в отличие от США, нет военных баз в этом регионе», – напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он отметил, что Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество со многими странами региона, в частности с Венесуэлой, Кубой, Никарагуа и некоторыми другими. Периодически в регион заходят корабли нашего Военно-морского флота, иногда там осуществляются полеты нашей стратегической авиации, в то время как у США в Гуантанамо на Кубе расположена база ВМС, причем одна из крупнейших среди американских баз по всему миру. «Говорить о том, что мы ведем там какую-то угрожающую деятельность, – большая фантастика», – подчеркнул эксперт. Он напомнил, что именно США традиционно делают опору на военную силу. «Мы, в отличие от США, никаких агрессивных действий там не предпринимаем», – заметил эксперт.
Мураховский подчеркнул, что «США привыкли считать Карибский бассейн и Латинскую Америку своим задним двором, но сейчас ситуация меняется, прежде всего из-за независимой политики многих латиноамериканских и карибских государств. США это не нравится», – указал Мураховский. Он пояснил, что, помимо той же Венесуэлы, Никарагуа и Кубы, более-менее независимую политику проводит Перу и даже Бразилия, которая, в отличие от прежних времен, теперь достаточно независима от США, в том числе и в военной области.
Он напомнил, что США, в том числе и устами президента Обамы, уже давно объявили Россию главной военной угрозой, и это записано в их национальной военной доктрине. Таким образом, «они просто пытаются противодействовать России во всем мире, в том числе и в регионе, который они издавна считали своей вотчиной», резюмировал эксперт.
«Финансирование и военная психология впечатлительных людей»
«США считают зоной своих интересов весь мир, а Латинскую Америку – ближайшей вотчиной. За последние годы их позиции там существенно ослабли, и США это, конечно, беспокоит», – заявил газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований Вадим Козюлин.
В то же время у России налаживается сотрудничество с рядом латиноамериканских государств: наша страна поставляет туда вооружения, пытается координировать ценовую политику с государствами, производящими нефть, восстанавливает отношения с Кубой. Также Россия сотрудничает с Перу, Бразилией, Никарагуа. «Мы поставляем туда свои вооружения, а там, куда мы их не поставляем, «Рособоронэкспорт» их активно предлагает. Поставки вооружения связаны с политическими, экономическими проектами, взаимодействие расширяется и выходит за рамки военного сотрудничества», – пояснил собеседник.
«Это дает определенные поводы генералам. А они люди впечатлительные и любят увидеть угрозы там, где их нет», – отметил эксперт. По его мнению, «не стоит рассматривать подобные заявления как поворот во внешней политике США». «Это просто военная психология, особенно с учетом того, что чем больше угроз, тем больше финансирование военных программ. Обычно они говорят о российских и прочих угрозах, когда это финансирование необходимо увеличить», – резюмировал эксперт.