Интрига вокруг импичмента президента Южной Кореи Пак Кын Хе завершилась. Депутаты правящей партии «Сэнури» («Новые горизонты»), к которой принадлежит и сама Пак Кын Хе, присоединились к оппозиционной Демократической партии, выступившей инициатором досрочной отставки главы государства. В итоге постановление об импичменте набрало 234 голоса при минимуме в 200 (две трети от общего количества депутатов). Голосование было тайным, парламентарии ставили «да» или «нет» в бюллетенях в отдельных кабинках и опускали их в запечатанные урны.
Он спрыгнул с Совиного обрыва на горе Понхвасан, одной из достопримечательностей Сеула. Предсмертная записка гласила: «Я усложнил жизнь слишком многим людям
Таким образом, Пак (в корейской традиции фамилия идет в начале, а не в конце, как на Западе) перестает исполнять свои полномочия уже сегодня – власть переходит к премьер-министру Хван Ге Ану. Импичмент должен утвердить еще Конституционный суд Южной Кореи, рассмотрение дела займет не более 180 дней.
Напомним, что в 2004 году парламент также проголосовал за импичмент президента Но Му Хёна, но после двух месяцев размышлений Конституционный суд отказался утверждать это решение, в результате чего Но занимал свой пост до 2008 года. В этот раз судьи, скорее всего, поддержат депутатов – настолько велико недовольство президентом Пак.
Как передает «Интерфакс», премьер Хван уже позвонил министру обороны Хан Мин Гу и распорядился усилить боеготовность войск из-за опасения возможных провокаций со стороны Пхеньяна.
Поначалу исход дела выглядел не столь однозначным. Пак выражала готовность уйти в отставку, но не сейчас, а в апреле. При этом лидеры правящей партии «Сэнури» не были уверены в том, что отставка президента при нынешних внешнеполитических раскладах – правильное решение. Похоже, их убедили результаты социологического опроса Gallup Korea, согласно которым текущий рейтинг Пак Кын Хе сравним с уровнем народной поддержки ее украинского коллеги Петра Порошенко – 4%.
Пак на решения депутатов уже отреагировала: «Я решительно принимаю голос парламента и народа страны и искренне желаю прекращения нынешнего хаоса».
Так или иначе, Пак Кын Хе стала второй женщиной-президентом, отстраненным от власти в результате импичмента в 2016 году. Первой была бразильянка Дилма Руссефф.
Из обеих сгубили дружба и уважение к старшим товарищам, несовместимые, по мнению прокуроров, депутатов и заметного числа избирателей, со статусом первого лица государства.
Руссефф пыталась помочь экс-президенту Луло да Сильве, которому она по большому счету обязана своей успешной карьерой. Когда против да Сильвы началось антикоррупционное расследование, Руссефф назначила его главой своей администрации, сделав таким образом неприкосновенным (в Бразилии, в отличие от России, неприкосновенность распространяется не только на президента и депутатов, но и на других представителей власти). Именно после этого была запущена процедура импичмента.
Пак Кын Хе дружила с Цой Сун Силь (ее фамилию также транскрибируют как Чхве, но Цой для русскоязычного читателя как-то роднее) и очень уважала ее отца, Цой Тхэ Мина. Как отмечают южнокорейские СМИ, Цой-старший получил влияние на Пак Кын Хе после того, как в 1974 году была убита ее мать, Юк Ён Су. Убийца целился в отца Пак, президента Пак Чон Хи, но промахнулся. Глава государства даже не стал прерывать свою речь из-за смертельного ранения супруги.
Пак-старший возглавлял Южную Корею с 1961 по 1979 год. Он пришел к власти в результате военного переворота, и первые два года его должность называлась «генеральный секретарь Верховного совета национальной перестройки». Именно Пак Чон Хи считают творцом «экономического чуда», в результате которого Южная Корея стала одним из богатейших государств Юго-Восточной Азии. Он пережил немало покушений и был убит в 1979 году директором Центрального разведывательного управления Южной Кореи Ким Джэ Гю.
Пак Кын Хе потеряла мать в 22 года, отца – в 27 лет, и все последующее время находилась под сильным влиянием сперва Цой Тхэ Мина, а затем его дочери Цой Сун Силь. Кстати, Пак Кын Хе ни разу не была замужем, детей у нее нет.
Взлет политической карьеры Пак Кын Хе начался в 1998 году, когда она впервые стала депутатом от «Партии великой страны». В 2004–2006 годах дочь легендарного президента возглавила партию, а в 2011-м стала инициатором смены названия на «Сэнури» – «Партия новых горизонтов» – и вновь была избрана лидером. В 2012-м партия под ее руководством выиграла парламентские выборы, и 19 декабря того же года Пак Кын Хе стала первой женщиной-президентом в истории Кореи. Разумеется, при голосовании южнокорейцы оценивали не только ее собственные достижения, но и достижения ее легендарного отца.
До нынешнего скандала, приведшего к импичменту, никаких вопросов ни у правоохранителей, ни у избирателей дружба президента с гадалкой не вызывала – это считалось ее частным делом. При этом популярность Пак Кын Хе была достаточно высокой. Буквально за день до того, как история с Цой Сун Силь попала в СМИ, президент предлагала внести изменения в конституцию страны для продления срока полномочий главы государства. Пока что президент может находиться у власти только один пятилетний срок.
Поначалу Пак Кын Хе недооценила масштаб скандала. После первых обвинений в том, что она советуется с подругой при принятии государственных решений и дает ей читать свои речи, Пак выступила с заявлением, в котором признала, что в прошлом при подготовке к различным выступлениям действительно советовалась со своей соратницей. «Во время избирательной кампании Цой Сун Силь высказывала частное мнение о ее ходе, а также помогала с написанием речей и связями с общественностью», – добавила Пак. По ее словам, подобные контакты прекратились после того, как штат новой президентской администрации был полностью укомплектован. Глава государства также выразила сожаление по поводу того, что ее действия стали «причиной подозрений и обвинений, всколыхнувших общественность», и принесла в этой связи глубокие извинения.
Как отмечает ТАСС, заявление президента не удовлетворило ни избирателей, ни соратников по партии. «Простых извинений тут недостаточно», – подчеркнул председатель «Сэнури» Ли Чжон Хён.
В дальнейшем скандал гремел по нарастающей. Цой Сун Силь стали обвинять не только в незаконном участии в президентском пиаре и спичрайтинге, но и в том, что крупные южнокорейские корпорации делали многомиллионные взносы в два связанных с ней фонда – Mir и K-Sports. Ряд СМИ утверждают, что через них были получены пожертвования от 53 компаний на общую сумму 80 млрд вон (более 4,5 млрд рублей).
Никаких судебных решений по всем этим подозрениям пока нет, но их оказалось достаточно для импичмента.
Вскоре после голосования в парламенте в Сеуле прошло заседание Совета национальной безопасности. Главная задача Хван Гё Ана – не допустить обострения ситуации на границе с Северной Кореей и организовать проведение досрочных президентских выборов. В том, что Конституционный суд утвердит результаты импичмента, сомнений, повторимся, мало.
Западные СМИ уже начали оценивать вероятных претендентов на президентский пост – называют и самого Хвана, и лидера Демократической партии Мун Чже Ина, и уходящего со своего поста 31 декабря генсека ООН Пан Ги Муна, и мэров Сеула и города-спутника столицы Соннама.
Судя по всему, первая женщина – президент Южной Кореи станет первым же руководителем страны, отправленным в отставку в результате импичмента. Но если после отставки против нее будет возбуждено уголовное дело, это будет уже не в новинку: уже два экс-президента, Ро Де У и Чон Ду Хван, были осуждены (позднее помилованы) за коррупцию, взяточничество и другие преступления.
Остается надеяться, что у Пак Кын Хе более крепкая нервная система, чем у ее предшественника Но Му Хёна. Ему, как мы ранее отметили, удалось пережить попытку импичмента, но в 2009 году, уже после отставки, Но обвинили в получении взятки размером в 6 млн долларов от текстильной компании. 23 мая он спрыгнул с Совиного обрыва на горе Понхвасан, одной из достопримечательностей Сеула. Предсмертная записка гласила:
«Я переживаю тяжелые времена. Я усложнил жизнь слишком многим людям».