Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

23 комментария
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
30 ноября 2016, 18:50 • Политика

«Единственным победителем был Янукович и… русские»

Яценюк назвал русских главными победителями на Украине

«Единственным победителем был Янукович и… русские»
@ Gleb Garanich/Reuters

Tекст: Антон Крылов

Бывший премьер Украины Арсений Яценюк пытается вернуться в большую политику, для чего критикует сложившийся в стране режим через западные СМИ, понимая, что подобная тактика уже вернула из небытия Юлию Тимошенко. Но заявления Яценюка о Порошенко, России, евромайдане и будущем Украины примечательны совсем другим.

После бесславной отставки с поста премьер-министра Арсений Яценюк старался держаться в тени и пореже светиться на родине. Слишком уж часто на Украине действующая власть пытается обвинить во всех существующих проблемах «папередников» (предшественников), причем не просто на словах, а с привлечением Уголовного кодекса.

Послушайте, он умный парень. Иногда… он ведет себя как танк – просто движется вперед. Но всегда нужно иметь в виду, что где-то существует противотанковая ракета

Несмотря на катастрофическое падение популярности – как личной, так и его политической силы – Яценюк остается формальным лидером партии «Народный фронт», имеющей относительное большинство в парламенте, но представляющей собой – в соответствии с известным анекдотом – типичный «партизанский отряд с предателем». По данным опроса центра «София», рейтинг партии Яценюка за последние два года обвалился в рекордные 55 раз – до половины процента. Впрочем, даже если в реальности он больше, всерьез оценивать результат, который не превышает социологической погрешности, не имеет смысла.

Личный рейтинг Яценюка не выше. Его даже перестали включать в опросные листы потенциальных кандидатов в президенты – за бессмысленностью.

Несмотря на то, что Украина, как когда-то подметил Леонид Кучма, – «это не Россия», манера поведения оппозиционеров с нулевым рейтингом в наших странах не отличается.

Мало кто из граждан России на просьбу назвать «самого главного оппозиционера» вспомнит экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. А вот в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе уверены, что Каспаров – это видный оппозиционер, опасный оппонент действующей власти, серьезный политик, готовый взять власть – и прочая, прочая. Причина проста – Каспаров регулярно выступает с комментариями в западных СМИ. То же самое и с Михаилом Касьяновым – формальный статус «экс-премьера» придает ему некий вес в глазах иностранных журналистов. Хотя реальные рейтинги этих политиков, их неумение общаться с избирателями и неспособность создавать коалиции, живущие дольше бабочки-поденки, говорят об этих политиках гораздо больше.

К такой же немудреной технологии прибегнул и Яценюк. В то время как ситуация на Украине продолжает ухудшаться, а рейтинги действующей власти – падать, лидер «Народного фронта» активно занимается своим имиджем за рубежом. Wall Street Journal публикует симптоматичные выдержки из интервью Арсения Яценюка. Основных мыслей – четыре, разберем их по очереди.

Первая: «Мое послание мировым лидерам таково. Посмотрите, мы по-прежнему выполняем свою работу. Украина нуждается в том, чтобы быть в вашем поле зрения. Мы понимаем, что у вас также есть ряд проблем... Но, пожалуйста, не бросайте нас».

Мольба «не бросайте нас» выглядела бы трогательно, не выгляди она омерзительно. Фактически Яценюк расписывается в том, что украинская власть и с ним, и без него работает исключительно на одобрение Запада, а не собственных граждан. Когда об этом говорят российские комментаторы, это называют «пропагандой». Но вот в этом признается видный украинский политик, один из отцов-основателей постмайданной Украины. Простым украинцам в этом противоестественном союзе места нет. И они это чувствуют: по данным опроса социологической группы «Рейтинг», 78% респондентов считают, что Украина идет в неправильном направлении, а 52% полагают, что в ближайшие годы станет только хуже.

Вторая мысль Яценюка: «Россия и США были, есть и будут противниками». Украина неспособна к самостоятельному полноценному существованию – и вряд ли это для кого-то неочевидно, включая самого экс-премьера, иначе он не умолял бы западных партнеров «не бросать». Но получать какие-либо преференции от Запада Украина может только в условиях противостояния с Россией – иначе непонятно, зачем вообще поддерживать это лоскутное территориальное образование с тотально коррумпированной властью (66% украинцев, по данным той же группы «Рейтинг», считают коррупцию главной причиной проблем страны).

Поэтому главная задача и Яценюка, и всех, кто претендует на подачки из Вашингтона, – изо всех сил разжигать российско-американское противостояние. И это при том, что принципиально нерешаемых противоречий у наших стран нет. Вашингтону достаточно перестать вести себя бесцеремонно, как он это всегда делал после бомбардировки Югославии, и не путать постсоветские государства со своими штатами. В этом случае мы, безусловно, останемся конкурентами, как в той или иной степени являются конкурентами все успешные страны мира. Но быть противниками нам незачем: пользы от этого нет никому, кроме дельцов вроде Яценюка или американского оружейного лобби.

#{ussr}Третий важный момент – это характеристика президента Петра Порошенко, озвученная Яценюком: «Послушайте, он умный парень. Иногда... он ведет себя как танк – просто движется вперед. Но всегда нужно иметь в виду, что где-то существует противотанковая ракета». Это, конечно, довольно неожиданно, ведь Порошенко, как правило, критикуют за нерешительность, за невнятную позицию, за неспособность добиться заявленных целей и выполнить данные публично обещания. Взять хотя бы пресловутый безвизовый режим с ЕС к 24 ноября. Видимо, противотанковых ракет у тех, кто влияет на киевскую политику, немало – больше, чем у ВСУ в Донбассе. Поэтому «танк» Порошенко движется по очень странной траектории, лязгая гусеницами, бессмысленно вертя башней и стреляя больше по своим, чем по чужим.

С другой стороны, для Яценюка Порошенко действительно стал танком, переехав его политическую карьеру и сумев выставить экс-премьера одним из главных «виноватых» за нынешнюю ситуацию на Украине. Правда, получилось не слишком убедительно – по данным «Рейтинга», 69% опрошенных украинцев считают, что ответственность за нынешнее социально-экономическое положение несет, прежде всего, сам Порошенко. Только 36% считают, что эту ответственность несет Яценюк, 32% винят во всем экс-президента Виктора Януковича, а 30% – нынешнего премьера Владимира Гройсмана.

В рейтинге главных коррупционеров Украины, составленном по данным опроса украинского подразделения международной социологической компании GfK Group, Порошенко также опережает Яценюка: у действующего президента 37 пунктов, у бывшего премьера – 28. Остальные сильно отстают.

Завершается интервью Яценюка следующим пассажем, почему-то не попавшим в большинство российских пересказов: «Моей главной задачей было не повторить взаимоотношения между Тимошенко и Ющенко. Потому что, вы знаете, победителей не было. Точнее, единственным победителем был Янукович и... русские».

Меж тем Янукович в ходе недавнего допроса в очередной раз подтвердил, что его можно обозвать любым прилагательным, но слово «пророссийский» в их число не входит – одобрить смену юрисдикции Крыма он отказался. Но на этой легенде зиждется весь нынешний режим – раз они прозападные, то свергнутый ими президент обязан быть пророссийским. Иначе непонятно, зачем свергали, ведь коррупции стало только больше, а экономическое положение ухудшилось для 89% граждан Украины (это снова данные «Рейтинга»).

Сравнивая Порошенко с Ющенко, Яценюк также не грешит против истины – лишь 4% украинцев готовы переизбрать нынешнего президента на второй срок. Ющенко при попытке переизбрания, напомним, набрал 5,45%, что стало для действующего президента мировым рекордом.

А вот сравнивать себя с Тимошенко Яценюку не по чину. Никогда, даже в годину самых суровых невзгод и тюремного заключения, рейтинг «единственного настоящего мужчины в украинской политике», как зачастую называют Тимошенко СМИ, не падал до таких смехотворных цифр, как у Яценюка. Представить Тимошенко, умоляющую кого угодно «только не бросай меня», вообще невозможно. После евромайдана и провала на выборах «оранжевая принцесса» благоразумно ушла в тень и сейчас может похвастаться самым высоким рейтингом среди политиков Украины.

Заместитель председателя фракции «Блока Петра Порошенко» Алексей Гончаренко с юмором отнесся к «противотанковым» заявлениям Яценюка. «Лично у меня это вызывает лишь улыбку. В любом случае Яценюк не будет разваливать парламентскую коалицию. Ведь это равнозначно досрочным выборам, а рейтинги партии Яценюка «Народный фронт» плачевные», – цитирует Гончаренко украинское издание «Наблюдатель». В данном случае Гончаренко прав, ведь все заявления Яценюка предназначались отнюдь не для украинского читателя, а исключительно для тех, кто ведает распределением грантов в Вашингтоне и Брюсселе. От родины экс-премьеру ожидать уже нечего.

..............