Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
19 апреля 2016, 12:16 • Авторские колонки

Василий Колташов: Порошенко оказался в шкуре Януковича

Василий Колташов: Порошенко оказался в шкуре Януковича

На Украине создаются условия для роста новой правой оппозиции и организации нового майдана, если он понадобится. Элиты могут догадаться, что имеется лишь один шанс вырулить в сторону.

Скоро выяснится, как в ЕС и США оценивают формирование нового правительства на Украине. Но уже сейчас видно недовольство Запада, которое можно даже характеризовать фразой «Порошенко нас кинул». Он, конечно, старается убедить «иностранных друзей», что это не так. Они – делают вид, что верят.

Недовольство Запада можно характеризовать фразой «Порошенко нас кинул

Чтобы рассеять сомнения Запада, премьер-министр Украины Владимир Гройсман на днях даже заявил, что не хочет менять «ядро реформаторов». Сами же реформаторы относятся к его кабинету даже не с недоверием, а с явным возмущением. Что же нового произошло за кулисами украинской политики? Что и кем готовится?

Запад давно желал, чтобы Арсений Яценюк был удален с поста первого министра. Скандал с панамскими офшорами Порошенко, море публикаций о коррупции на Украине, давление МВФ и многое другое принесло не вполне нужный эффект.

Яценюк ушел в отставку, но его партия в Раде объединилась с Блоком Петра Порошенко, чтобы протащить новый кабинет, едва ли отличающийся от прежнего. А Западу отличия нужны, и возмущение «союзной Украиной» у него не сиюминутно и не случайно.

Яценюк в последний год жаловался, что цивилизованная заграница не желает давать деньги Украине. Он даже с обидой констатировал: маленькой Греции деньги дают, а «великой Украине» – нет. Недовольна была вся олигархия. Она отчего-то не желала понять, что деньги дают не Греции, а держателям ее облигаций (банкам севера еврозоны): власти несчастной средиземноморской страны их только передают конечным получателям.

#{smallinfographicright=759315}Не понимали украинские олигархи и тонкостей глобальной политики, не понимали, что Западу их страна нужна не для вложения денег, а для их извлечения. А этому извлечению местные элиты с их повседневной безнаказанной коррупцией только мешали и мешают.

Потому, когда Яценюк ушел, американская протеже и министр финансов Украины Наталья Яресько «потребовала, чтобы ей дали сформировать правительство «технократов», свободное от партийной политики, кумовства и влияния олигархов». Естественно, ее кандидатура на должность премьера была отклонена. Не подтвердились и ожидания, что возглавить кабинет будет предложено еще одному прямому американскому ставленнику – Михаилу Саакашвили.

Сам Саакашвили заявил: если в течение ближайших дней не будут уволены коррупционеры, не будет сформировано прозрачное правительство, то все реформаторы, в том числе и одесские, должны уйти из власти. 

Повисла пауза. Место публичных заявлений заняли тайные консультации. И теперь, когда прозападных реформаторов Порошенко отодвинул, глава нового кабинета как бы предлагает им остаться на своих местах. Но разве ради такого результата западная пресса наполнялась критикой украинской коррупции весь прошлый год?

Разве ради этого был провален референдум об ассоциации Украины с ЕС в Нидерландах? А ведь там, кажется, местные партии дружно агитировали против Украины. Из Киева даже пришлось засылать бригады молодых ораторов. Но им так и не удалось убедить публику, что Украина встала на путь свободы, честной и цивилизованной жизни. Потому заброшенные в страну реформаторы не могут строить иллюзий насчет сотрудничества с новым кабинетом.

Саакашвили уже пригрозил уйти в оппозицию. Это серьезная угроза, так как денег своей оппозиции Запад (как минимум ЕС) даст, и обижать ее властям будет непросто. В крайнем случае против нынешнего начальства Украины может быть использован обвал гривны. Сделать его несложно.

Более скромное оружие – судебные дела против коррупционеров, отказ от материальной помощи Киеву по малейшему поводу, игнорирование президента и правительства, как был проигнорирован Порошенко во время недавней поездки в США, а также перманентные скандалы в западной прессе. Однако даже эти умеренные средства могут быть весьма эффективны, особенно если к ним добавится перетягивание в оппозицию «технократов и реформаторов» части местных политиков.

Одновременно западные политики могут делать намеки избирателям, все еще верящим, что лозунги евромайдана выполнимы. Так, депутат бундестага, сопредседатель межпарламентской комиссии «Украина – Германия» Карл-Георг Вельман недавно заявил: киевские власти должны как можно скорее провести реформы, и тогда им светит «план Маршалла» на более чем 100 млрд евро.

Реформы рекомендованы в судебной системе и прокуратуре. Также Вельман указал, что для Запада имеет значение состав правительства и, естественно, его глава. Без последнего на 100 млрд евро Киеву облизываться не стоит.

Но украинские элиты уже, кажется, начали понимать: ЕС с легкостью даст Украине 100 миллиардов миллиардов, если следом сможет вывезти из страны вдвое больше или хотя бы получить активы на эту либо большую сумму. В противном случае помощь «братской Украине» не окупается. И если это действительно осознано правящими кругами Украины, как ими осознано, что США и ЕС не хотят финансировать их только потому, что им все время говорят об угрозе со стороны России, то это многое может изменить.

Во-первых, на Украине возникнут условия для роста новой правой оппозиции и организации нового майдана, если он понадобится. Во-вторых, элиты могут догадаться, что имеется лишь один шанс вырулить в сторону, как-то вновь оказаться на двух стульях – российском и европейском. Проблема в том, что правящие круги Украины явно перестарались в последние годы с нагнетанием в обществе ненависти к «клятым москалям», Владимиру Путину, а также в восхвалении якобы достижимого европейского уровня жизни. 

Однако никакой войны между Россией и Украиной нет. Зато есть не всем в отечественных широтах понятный конфликт западного хищника с его украинской добычей-партнером. Хищник держит добычу в когтях, но не может в полной мере вкусить ее плоти, поскольку добыча всякий раз норовит перехитрить его. «Ты должен заботиться обо мне, защищать меня от москалей, хорошо кормить и одалживать много денег», – твердит она не переставая с 2014 года. Вот только хищнику это уже надоело, а сил у добычи не так уж много. Хватит ли их для освобождения?

Невольно Порошенко оказался сейчас в шкуре Януковича, но без его возможностей маневра. Зато Запад внимательно следит за нынешними руководителями страны, и если США недавно дали обещание кредита в один миллиард долларов, то эти и другие деньги Украина сможет получить, только если ее элиты не станут мешать «технократам» пробираться к власти.

А досрочные выборы могут этот процесс ускорить. Ведь не зря Саакашвили недавно сказал, что реформаторы сформируют отдельную команду, «чтобы поменять все в стране самым быстрым, решительным, конституционным способом».

..............