Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Хайфе и окрестностях, пожары охватили жилые кварталы и лесной массив (по большей части рукотворный, то есть высаженный искусственно на месте бывшей пустыни – это труд нескольких поколений). В целом по стране – более 200 очагов возгорания в самых разных районах. На борьбу с огнем брошены все силы, армия и полиция действуют совместно с пожарными службами. В ЦАХАЛ отменены увольнительные, страна де-факто находится на военном положении. На момент написания этой статьи эвакуированы 75 тыс. человек, в больницах находится более ста пострадавших.
#{image=1078151}Все это напоминает сводки с фронта, и не случайно: уже очевидно, что речь идет не о стихийном бедствии, а о намеренном поджоге с террористическими целями. Арабы начали «огненную интифаду».
Указание национальности в данном случае – не нарочитая дискриминация. На сей раз речь действительно идет об «арабах», а не о «палестинцах». По подозрению в организации поджогов задержано восемь человек – и это граждане Израиля. То есть не пришлые диверсанты, а местные жители и уроженцы, представители полуторамиллионной арабской общины внутри страны. Полюбившийся российским СМИ термин «пятая колонна» здесь подходит как нельзя лучше. И это не подозрения, не версии, а открытая позиция: социальные сети полны воззваний к арабской молодежи присоединяться к диверсионной деятельности. Но пока по подозрению в подстрекательстве поджогов в интернете задержан только 24-летний житель Рахата.
В данном случае речь не идет о стихийном анархическом бунте низов. Первые задержанные по подозрению непосредственно в поджогах – студенты Хайфского университета. То есть не полуграмотные хулиганы, а благополучные молодые люди, интегрированные в израильскую жизнь. Приходится констатировать: это не случайный инцидент по нарушению общественного порядка, а выверенная идеологическая акция. И корни ее не на так называемых оккупированных территориях, а в самом сердце Израиля.
В этой связи любопытна реакция собственно палестинской стороны. Палестинский лидер Абу Мазен предложил израильскому премьер-министру Биньямину Нетаньяху помощь в тушении пожаров – и помощь была принята. Восемь пожарных команд из ПА прибыли на место возгораний и работают бок о бок с израильскими коллегами.
Более того, представители организации «Исламское движение» выступили с официальным заявлением о создании штаба по чрезвычайной ситуации. По их словам, они готовы принять всех пострадавших от пожаров, будь то арабские или еврейские семьи. Подобный жест беспрецедентен как для данной организации в частности, так и для палестинской стороны в целом.
В беде всякая помощь есть благо, а всякое благо заслуживает благодарности. Тем не менее если анализировать ситуацию рационально, то подобная позиция палестинцев может быть трактована не только как жест доброй воли, но и как некий политический (или, скорее, дипломатический) ход. Представители ПНА помогают израильским властям и тем самым демонстрируют, что по крайней мере эта интифада – не на их совести. В свою очередь арабские лидеры, более далекие от места событий, занимают совсем иную позицию. Известный проповедник шейх Набиль аль-Авади публично выражает свою радость от того, что «Израиль сгорит».
Конечно, своя рубашка ближе к телу. Израиль – это действительно очень маленькое государство, и споры о статусе тех или иных территорий, расположенных на расстоянии 20–30 км друг от друга, уходят на второй план, когда речь идет об экологической угрозе, будь то пожары или кризис водоснабжения. Отравленный огнем воздух одинаково дурно действует как на еврейские, так и на арабские легкие.
Тем удивительней, что беда пришла изнутри. Чем руководствовались студенты Хайфского университета и прочие, еще не задержанные, поджигатели, непонятно. Тут даже сюжет «вырву себе глаз, чтоб сосед на оба глаза ослеп» не работает. Ущерб абсолютно равновесный для всех жителей Израиля, независимо от их этнической и/или идеологической принадлежности.
Взрывоопасность ситуации обусловлена еще и тем, что, пока с одной стороны слышны аплодисменты и призывы к новым поджогам, с другой раздаются тезисы о мести и самосуде. К примеру, главный раввин Цфата Шмуэль Элиягу издал религиозное предписание, позволяющее стрелять на поражение в арабов, виновных в умышленных поджогах. Страшно даже представить, что начнется, если проблему не удастся локализовать и лозунги радикалов отодвинут на третий план все попытки взаимодействия и взаимовыручки на уровне общин.
Сообща беду можно преодолеть. Израиль благодарен России, Греции, Кипру, Италии и другим странам, которые сейчас оказывают ему помощь. Огонь рано или поздно будет потушен, и проблема пожаров будет решена.
А вот как быть с источником проблемы, ясности нет. Нелояльность арабской общины Израиля – дело известное, но, пожалуй, впервые она явила себя в такой парадоксальной и саморазрушительной форме.