В четверг расположенный в Люксембурге Европейский суд общей юрисдикции (General Court) вынес решение в пользу бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова и его сына, бизнесмена Алексея Азарова. Дело Азаровых, которое рассматривала эта судебная инстанция Евросоюза, было объединено с делами членов правительства Азарова – вице-премьера Сергея Арбузова и экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
Украинская прокуратура занимается фальсификацией и совершает служебное преступление
«Суд установил, что должностные лица не могут быть подвергнуты санкциям только за то, что в третьей стране начато предварительное расследование их действий. Следовательно, все без исключения активы этих лиц, арестованные в ЕС, должны быть разморожены», – говорится в сообщении издания «Европейская правда». Вердикт суда был опубликован на официальном сайте судебных органов Европейского союза. Напомним, финансовые санкции против ряда граждан Украины, в том числе Николая и Алексея Азаровых, были введены решением Совета Евросоюза в марте 2014 года.
Суд принял во внимание, что письмо, предоставленное Генеральной прокуратурой Украины в качестве основания для принятия решения применить санкции против Азарова, не предоставило никаких деталей относительно выдвинутых обвинений, пишет УНИАН.
«К лицу нельзя относиться как к ответственному за злоупотребления государственными средствами на основании того, что оно является объектом предварительного расследования в третьей стране, без того, чтобы Совету ЕС было известно о вопросе, по поводу которого выдвинуты возможные обвинения в отношении лица в этом расследовании», – поясняется в решении европейской судебной инстанции.
Санкции могут и не снять
Нынешний вердикт ставит под сомнение все евросанкции против украинских чиновников. Но с юридической точки зрения решение Европейского суда общей юрисдикции не означает немедленной отмены ареста активов бывших высших должностных лиц Украины. Это связано с особенностями санкционного механизма: Совет Евросоюза ежегодно принимает новые санкции, которые каждый раз надо оспаривать заново.
Таким образом, в настоящее время отменен арест, действовавший с марта 2014 по март 2015 года. Сейчас (до 5 марта 2016 года включительно) действует следующее решение Совета ЕС, которое также находится на рассмотрении суда в Люксембурге. Формально Совет ЕС может продлить на следующий год новую волну санкций, несмотря на вынесенное решение суда, но такое действие может повлечь политические последствия для стран – членов ЕС и их отношений с судебной властью Евросоюза.
При этом следует отметить, что Европейский суд общей юрисдикции – это суд первой инстанции, и, следовательно, его решение может быть обжаловано.
«Хотелось бы, чтобы методы внесудебной расправы ушли в прошлое»
«Прежде всего я хочу сказать, что санкции были наложены незаконно, вопреки действующему нормативному праву Европейского совета, и они были достаточно волюнтаристскими. Они были приняты для того, чтобы ограничить действия политической оппозиции на Украине после государственного переворота», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД бывший председатель кабинета министров Украины Николай Азаров, ныне возглавляющий «Комитет спасения Украины».
Посему суд, исследовав обстоятельства дела, признал введение санкций незаконным, констатирует Азаров. «Но, – добавляет экс-премьер Украины, – хотелось бы, чтобы пример использования, по сути дела, методов внесудебной расправы, преследования за политические убеждения ушел бы в прошлое. Есть, как известно, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Но, когда исполнительная власть берет на себя никем не данное ей право определять – кто виновен, а кто невиновен, и ограничивать людей в правах, это противоречит тем европейским ценностям, о которых постоянно говорят украинские политики».
«У меня не было никаких активов»
В конце прошлого года Генпрокуратура Украины сообщила, что за рубежом заблокированы средства и активы экс-чиновников времен президентства Януковича на общую сумму 247,5 млн долларов, передавал украинский телеканал 112. В частности, утверждалось, что в Лихтенштейне заблокированы средства Азарова на сумму в 0,5 млн долларов.
«Это ложь. У меня не было никаких счетов, никакой собственности, никаких активов! На что они наложили арест – на воздух? Где хоть один арестованный евро?» – отвечает на эти утверждения бывший премьер-министр Украины.
#{smallinfographicleft=731363}«Украинская прокуратура занимается фальсификацией и совершает служебное преступление, выдумывая обвинения, которые ничем не подтверждаются, – продолжает Азаров. – Если бы у них были подтверждающие документы, то они бы уже завалили Европейский суд этими документами. Но у них ничего нет, кроме лжи и бреда». Но дело не в этом, добавляет собеседник, «а в том, что мои права были ограничены абсолютно незаконно – вот на что надо обратить внимание и что никто не желает комментировать».
Двадцать дел
Напомним, что после переворота 2014 года, при «новом режиме», Генпрокуратура Украины возбудила как минимум 20 уголовных производств в отношении высокопоставленных лиц свергнутой власти. Помимо экс-премьера Азарова и упомянутого выше главы минэнерго Эдуарда Ставицкого, под уголовное преследование попали: бывший президент Виктор Янукович и его сын Александр, глава администрации Януковича Андрей Клюев, а также ключевые силовики «старого режима» – Виталий Захарченко (возглавлявший МВД), бывший генпрокурор Виктор Пшонка и другие.
Что касается Азарова, то еще в 2014 году СБУ объявила его в розыск – как выяснилось, за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 365 Уголовного кодекса Украины. Абсурдности ситуации придает то, что эта статья карает за «превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа, повлекшее тяжкие последствия». Но Азаров не только на момент событий на Майдане не имел никакого отношения к правоохранителям, но и за всю свою жизнь не был связан с силовыми структурами.
В марте прошлого года ведомство Арсена Авакова начало в отношении Азарова досудебное расследование по ч. 5 ст. 191 УК Украины («присвоение или растрата чужого имущества, которое было вверено лицу или находилось в его ведении, совершенные в особо крупных размерах или организованной группой»). По версии МВД, чиновники Пенсионного фонда Украины в период с 2008 года по 2014 год, по предварительному сговору с Николаем Азаровым, незаконно выплатили последнему пенсию с переплатой в 585 тыс. гривен.
А в августе главное следственное управление СБУ совместно с генпрокуратурой открыло «политическое» дело: Азарова, а также бывших депутатов Рады Владимира Олейника и Игоря Маркова обвинили в «публичных призывах к захвату власти» (ч. 3 ст. 109 УК Украины).
Впрочем, похоже, что бурная активность киевских служителей закона не очень убеждает европейских партнеров.
«Признаки политических репрессий»
В конце ноября 2015 года стало известно, что Интерпол отказал Генпрокуратуре Украины в просьбе объявить соратников Виктора Януковича в международный розыск. В организации видят в этом признаки политических преследований.
Важно также отметить, что в марте 2015 года в официальном журнале ЕС был опубликован список украинских экс-чиновников времен Виктора Януковича, в отношении которых на заседании Совета ЕС пересматривался вопрос продления санкций. Из этого черного списка, в котором находилось 22 человека, исчезли фамилии чиновников, близких к Януковичу: Андрея Портнова, Александра Якименко, Игоря Калинина, а также Алексея Азарова. Следовательно, ограничительные меры с них были сняты.
Так, американская газета The Wall Street Journal писала, что весной 2016 года ЕС может отменить санкции, введенные против ряда бывших украинских чиновников. По данным газеты, причиной отмены санкций может стать тот факт, что на Украине в отношении чиновников до сих пор не возбудили уголовные дела.