Мигрантский кризис, обострившийся после нападения группы мигрантов на жителей Кельна в новогодние праздники, привел к повышению протестных настроений среди населения. Некоторые пошли еще дальше и объявили «охоту на людей».
Охота началась
Германия оказалась не готова к массовому переселению беженцев другой культуры из очень сложного региона мира
Местные жители решили самостоятельно разобраться с мигрантами, массовый приток которых, по их мнению, и стал источником усугубления криминогенной обстановки. Так, в минувшее воскресенье в Кельне было зафиксировано два нападения на выходцев из Азии. Как сообщили агентству dpa в полиции, группа из двадцати человек атаковала шестерых пакистанцев. В итоге два иностранца были доставлены в больницу с травмами различной тяжести. Позднее еще пять человек напали на 39-летнего гражданина Сирии, получившего легкие ранения.
Между тем местная газета Express сообщила, что группа рокеров, футбольных хулиганов и вышибал договорилась в социальной сети Facebook* устроить в центре Кельна «охоту на людей», передает Deutsche Welle**. Официально пока не подтверждена, но и не опровергнута версия, что преступления совершены на почве ксенофобии.
Незадолго до этого жители Германии высказали свой публичный протест в связи с действиями мигрантов. В субботу в Кельне прошла акция против нападений на женщин и сексуальных домогательств. Демонстранты вышли на улицы с лозунгами «Нет – значит нет. Это наш закон. Отвяжитесь от нас!» и «Нет насилию над женщинами, неважно где: в Кельне, на «Октоберфесте» или в домашней спальне».
Также провела демонстрацию антимигрантская и антиисламская организация «Патриотические европейцы против исламизации Запада» (ПЕГИДА), поддержать которую собрались 1,7 тысячи человек. Участники акции направили претензии к власти, непродуманная политика которой, по их мнению, стала причиной беспорядков.
«Только у нас делают вид, что ничего не происходит»
«Только за год сюда приехали миллион человек, большинство из которых очень агрессивны. Вся Европа уже закрывает свои границы, и только у нас делают вид, что ничего не происходит. В итоге все заканчивается такими вот бесчинствами. Это больше нельзя терпеть, хватит», – рассказал участник акции корреспонденту Первого канала.
#{smallinfographicleft=766021} Однако у правых нашлись противники, число которых, по информации DW, приближалось к количеству сторонников ПЕГИДА. Около 1,3 тысячи человек вышли на параллельный митинг под антифашистскими лозунгами, организованный объединением «Кельн против правых». Они держали в руках плакаты с лозунгами «Нацисты – вон!», «Нет прав на нацистскую пропаганду» и «Мы вам покажем!».
Отметим, что акции ПЕГИДА проводятся в Германии регулярно, и чаще всего параллельно проводятся антифашистские митинги. Однако ранее число противников ПЕГИДА превышало число сторонников.
На правительственном уровне тем временем принимаются решения, которые могут ограничить приток мигрантов в страну до существенно более низкого уровня, чем планировалось ранее. Руководство Христианско-демократического союза (ХДС) в понедельник проведет переговоры с Социал-демократической партией Германии об ужесточении правил пребывания для беженцев и ограничении их числа. Накануне переговоров в стране провели соцопрос, по результатам которого большинство высказалось за ограничение числа приезжих до 200 тысяч на 2016 год.
Дали указание – не предавать огласке
Напомним, в новогоднюю ночь женщины в Кельне подверглись нападению людей, согласно показаниям свидетелей, «арабской или североафриканской наружности». Нападения произошли в разное время и в разных частях города, однако эпицентром скандала стала главная площадь между Кельнским собором и зданием вокзала. Там собрались около тысячи подвыпивших мужчин-мигрантов в возрасте от 15 до 35 лет.
Они толпой окружали женщин, а тем, кто пытался вмешаться, угрожали расправой, запускали в людей фейерверки и бросали бутылки. Когда на место прибыла полиция, бутылки полетели и в стражей порядка. «Даже появление полиции и принимаемые меры не заставили толпу прекратить то, чем они занимались, как перед вокзалом, так и непосредственно в здании вокзала», – говорится в докладе ведомства, который позже опубликовали немецкие СМИ.
В ту же ночь в полицию было подано 49 заявлений от жительниц Кельна. Число заявлений быстро выросло до 170, при этом 117 из пострадавших женщин сообщили, что их пытались изнасиловать. 8 января немецкий Presseportal со ссылкой на данные полиции сообщил об изнасиловании двух девушек 14 и 15 лет. Объясняя, почему информация о преступлении была обнародована так поздно, в полиции сослались на проводимые следственные действия и тяжелое моральное состояние девушек. В тот же день руководитель полиции Кельна Вольфганг Альберс был досрочно отправлен на пенсию. Министр юстиции ФРГ Хейко Маас заявил, что нападения на женщин в Кельне были спланированы заранее.
Между тем немецкая газета Bild со ссылкой на высокопоставленного чиновника правоохранительных органов Франкфурта-на-Майне сообщила, что руководство полиции после массовых нападений в Кельне дало подчиненным указания не предавать огласке преступления, совершенные мигрантами.
Британская Financial Times отметила, что решение Ангелы Меркель дать убежище более чем миллиону мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки привело к глубокому расколу в немецком обществе, но мало что могло обострить ситуацию сильнее, чем массовые нападения на женщин в Кельне. Сама канцлер заявила, что в Германию прибывает слишком много беженцев, и потребовала жесткого ответа на массовые нападения, а также призвала ужесточить миграционное законодательство страны.
«Столкновения между правыми и левыми, беженцами и немцами»
Научный директор Германо-российского форума, политолог Александр Рар отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что немецкое общество расколото. «Многие немцы уверены, что интеграция мигрантов и беженцев завершится удачно. Они полагают, что это гуманитарная и гуманистическая миссия Германии и необходимо ее завершить. Другие уверены, что это непосильная ноша и надо прекратить впускать беженцев. Это самая главная и актуальная тема. Германия оказалась не готова к массовому переселению беженцев другой культуры из очень сложного региона мира. На Ближнем Востоке совершенно другие нравы, традиции, темперамент, вера, ценности и уровень агрессии. А немецкое общество, в свою очередь, спокойное, я бы даже сказал, дремлющее. Отсюда и конфликты», – сказал Александр Рар.
Собеседник прогнозирует, что арабы будут организованно перемещаться по городам, но им нечем заняться. Выслать арабов обратно невозможно, немецкая конституция не позволяет этого сделать. Выход только один: как можно быстрее интегрировать их в немецкое общество и социум. «Страна перегружена. Германию ждут столкновения между правыми и левыми, между беженцами и немцами. Не исключено, что на ближайших выборах правые и крайне правые партии выступят удачно для себя», – добавил эксперт.
«Что касается позиции федерального канцлера, то она пока не изменилась. Ангела Меркель продолжает стоять на позиции, что необходимо давать убежище людям, которые бежали от гражданской войны. Политики из либеральных партий сделали на идеях мультикультурализма, прав человека карьеры. Для них это в ранге религии. Они не могут просто так взять и отказаться от этого. С другой стороны, власть мечется и не знает, что предпринять. Вот сейчас объявили, что беженцы не должны жить в городах, так как там будут образовываться гетто. Ранее заявляли обратное. В общем, правая рука не знает, что будет делать левая», – подытожил немецкий политолог.
«Открыт ящик Пандоры»
Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что реакция на произошедшее в Кельне будет только усиливаться, а участники конфликта будут радикализироваться. Эксперт приходит к выводу, что ситуация очень сложная и разрешится нескоро.
«Нападение на выходцев из Азии – это дело рук пока что одиночек. Однако население Кельна крайне возмущено чудовищными выходками мигрантов в новогоднюю ночь. ПЕГИДА и другие организации правого толка уже начали организацию протестных акций. Полиция разгоняет правых демонстрантов, возникают стычки между крайне левыми и крайне правыми. Одним словом, Кельн постепенно превращается в арену гражданской войны, как это было в Германии в 1920-е годы», – сказал эксперт.
Собеседник отмечает, что немецкое государство растеряно и не знает, как себя вести. «Открыт ящик Пандоры, это все в Германии понимают. Об этом свидетельствуют заявления федеральных министров и политиков. Решительных действий, чтобы прекратить кризис с мигрантами, немецкое правительство Ангелы Меркель предпринять не может, так как это противоречит декларируемым целям. Меркель не может заявить: «Все, хватит, прекращаем принимать мигрантов». Она политик-ледокол, который якобы всегда знает, куда она идет, и не сворачивает с дороги», – подытожил Камкин.
«Кельн – это своего рода символ Германии, там находится крупнейший собор. Долгое время шла жесткая дискуссия по поводу строительства мечети, в полтора раза превышающей размеры этого собора. Исторически этот город – центр разных протестных движений. Например, там активно действуют футбольные фанатские организации, байкеры и в целом крайне правые структуры. Я допускаю, что антифашисты также активизируются и организуют в ответ протестные акции. Любимое занятие левых, антифашистских организаций в Кельне – это организация ответных демонстраций на акции правых. Так что Кельн становится небезопасным городом не только для приезжих, но и для коренных жителей этого города», – отметил политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента