Вопрос эскалации конфликта в Нагорном Карабахе стал одной из тем выступления президента Армении в Нью-Йорке. «Если будет продолжаться такая агрессивная политика, то это не оставит Армении другого выбора, кроме как предпринять необходимые законные шаги, политико-военные шаги, чтобы дать возможность Республике Армения и Нагорно-Карабахской Республике развиваться в мире и безопасности», – заявил президент Армении Серж Саргсян, выступая на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, передает РИА «Новости».
На Ближнем Востоке крайне нестабильная ситуация, и открытие фронта на Кавказе никому не нужно, особенно Москве
«Я хотел бы привлечь внимание этой Ассамблеи к факту, что Азербайджан, помимо многих провокационных действий, сейчас начал применять обстрел из крупнокалиберной артиллерии мирных поселений на границе как Республики Армения, так и Нагорно-Карабахской Республики», – сказал Саргсян.
Обострение с применением артиллерии
Как сообщили армянские СМИ, в пятницу, 25 сентября, в 17.30 Азербайджан впервые после подписания соглашения о режиме прекращения огня в мае 1994 года применил против мирного населения и армии обороны Нагорного Карабаха артиллерийские системы: РСЗО, 122-миллиметровые гаубицы Д-30, минометы. Также применялись гранатометы и стрелковое оружие. 24 сентября Азербайджанская армия обстреляла армянское село в Тавушской области, погибли 3 женщины, двум из которых было 94 и 83 года. Еще 4 человека получили ранения. В результате обстрелов погибли четверо военнослужащих, десять были ранены.
В Армении сразу же отреагировали на данный инцидент. Президент Серж Саргсян заявил, что страна готова стать «карающим мечом» для Азербайджана. «В результате нарушения перемирия у нас есть горестные потери: погибли 4 молодых человека, охраняющие покой своей родины, наши солдаты, солдаты, которые были очень далеко от прямой опасности и на расстоянии 5 км от передовой занимались своей повседневной деятельностью. А день назад у себя дома, в своем саду, на глазах своих родных погибли занимающиеся мирным трудом, заботящиеся о своей семье три женщины: мать, сестра, дочь», – заявил Серж Саргсян.
В ответ ВС Армении обстреляли территорию Азербайджана. В пятницу в Баку заявили о гибели одного и ранении трех военнослужащих в результате обстрела с армянской стороны. «В результате применения вооруженными силами Армении крупнокалиберного оружия, в том числе 82-мм минометов, военнослужащий ВС Азербайджана, рядовой Эльшан Мамедов погиб, а трое других азербайджанских военнослужащих получили легкие осколочные ранения», – говорится в сообщении азербайджанской стороны, передает РИА «Новости».
#{smallinfographicleft=328927}С 26 по 27 сентября Азербайджан продолжил обстрелы. По данным министерства обороны Нагорного Карабаха, азербайджанские ВС наряду со стрелковым оружием различного калибра применили минометы калибра 60 мм (16 снарядов), 82 мм (28 снарядов) и 120 мм (2 снаряда), гранатометы РПГ-7 (1 снаряд) и АГС -17 (30 снарядов). Всего в направлении карабахских позиций произведено около 2300 выстрелов.
Кроме вышеперечисленного, азербайджанские ВС использовали ЗРК турецкого производства TR-107 (12 снарядов) и впервые с момента заключения перемирия применили гаубицу Д-30 калибра 122 мм (30 снарядов).
Министерство обороны Армении в субботу пообещало дать адекватный ответ на применение Азербайджаном артиллерии в зоне карабахского конфликта. Как сообщает Минобороны Армении, вооруженные силы «отныне задействуют адекватные меры для уничтожения артиллерии и ракет, держа под постоянным прицелом места дислокации подразделения азербайджанских вооруженных сил, все передвижения армии, военную технику и живую силу».
Минобороны Азербайджана в свою очередь заявило, что заявление Еревана является дезинформацией и ложью. «Подобная информация не имеет под собой оснований и носит характер дезинформации», – говорится в сообщении Баку.
По данным министерства обороны Азербайджана, 10 военных погибли в зоне карабахского конфликта в ночь на понедельник. По данным ведомства, трое погибших были с азербайджанской стороны, семеро – с армянской. Баку в свою очередь возложил вину за нарушение режима прекращения огня на Армению. В сообщении пресс-службы ведомства утверждается, что вооруженные силы Азербайджана «предприняли упреждающие меры в связи с попытками армянской стороны вызвать напряженность на линии фронта и нанесли удары по живой силе и боевой технике противника», передает BBC.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев возложил ответственность за обострение конфликта на армянскую сторону. Глава Азербайджана заявил, что «Армения специально затягивает переговорный процесс с целью сохранить статус-кво в районе Нагорного Карабаха». Алиев добавил, что это противоречит официальной позиции, которую занимают президенты стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Отметим, что эскалация конфликта произошла на фоне переговоров глав МИД Армении и Азербайджана Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова в Нью-Йорке.
Конфликт между Азербайджаном и Арменией начался из-за Нагорного Карабаха в 1988 году, когда населенная преимущественно армянами (80%) Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. После военных действий 1992–1994 годов Азербайджан потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами. Нагорный Карабах провозгласил независимость. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Нагорный Карабах не является стороной переговоров.
«Конфликт всегда чреват обострением»
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований (РИСИ) при президенте России, политолог Аждар Куртов в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что Российской Федерации невыгодно обострение ситуации в зоне Нагорного Карабаха.
«Ситуация в районе Нагорного Карабаха нестабильна уже достаточно давно. Ведь в 1994 году было подписано перемирие, а не мир. Этот конфликт всегда чреват обострением и возобновлением масштабных боевых действий. Не в первый раз используются снайперские обстрелы и тяжелая техника. Со стороны руководства Азербайджана постоянно раздаются заявления о возможности и готовности возобновить боевые действия в Нагорном Карабахе. Естественно, это чревато дестабилизацией. Но все-таки я полагаю, что Азербайджану сейчас невыгодно начинать боевые действия», – сказал политолог.
«Азербайджанская сторона настаивает на включении Нагорно-Карабахской Республики в свой состав в качестве широкой автономии. Однако стороны стоят на противоположных позициях: Степанакерт считает, что он своей кровью отвоевал право на независимость, Баку настаивает на включении НКР в свой состав. Достичь компромисса очень сложно», – отметил собеседник.
«Разговоры Азербайджана о том, что на их территории несколько миллионов беженцев, не вызывают доверия. Прошло уже двадцать лет, подросло новое поколение. Многие уже адаптировались к новым условиям, многие живут за пределами Азербайджана. Конечно же, некоторые из них хотели бы вернуться, но это не значит, что они живут в плохих условиях. С другой стороны, обе стороны апеллируют к международному сообществу, перекладывают ответственность на ООН, Минскую группу. Однако ключ к решению этого конфликта лежит в Ереване, Баку и Степанакерте. Москве конфликт в Закавказье не выгоден, нам нужна стабильность в регионе», – отметил политолог.
«Идет легитимизация Нагорно-Карабахской Республики»
Политолог, директор исследовательского Центра «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов отметил газете ВЗГЛЯД, что самое главное в ситуации в Закавказье – это заявление Сержа Саргсяна о том, что Нагорный Карабах – часть Армении.
«Минская группа ОБСЕ предложила создать группу контроля для того, чтобы была возможность отследить, кто первым начинает стрельбу и обостряет конфликт. Там пошагово прописаны механизмы контроля с участием Баку, Степанакерта и Еревана. ОБСЕ требует, чтобы полевые командиры с обеих сторон, в первую очередь Степанакерта и Баку, вели диалог друг с другом», – отметил Тарасов.
«Речь идет о постепенной легитимизации Нагорно-Карабахской Республики. С другой стороны, обострение не вписывается ни в какую региональную логику. В 200 километрах от границ бывшего СССР, в Сирии, идут бои, Москва постепенно втягивается в этот конфликт. На Ближнем Востоке крайне нестабильная ситуация, и открытие фронта на Кавказе никому не нужно, особенно Москве», – сказал собеседник.
«Очень сложно установить, кто первым начал стрелять. В зоне конфликта нет нейтральной стороны, которая могла бы определить виновного. У нас нет объективной информации, чтобы определить виновника провокаций. Любой выстрел можно определить как провокацию с обеих сторон. В любом случае, в нынешних условиях та сторона, которая первой начнет масштабную войну, проиграет», – подытожил Тарасов.