Вопреки ожиданиям, Коломойский тихо и мирно подал в отставку, а Петр Порошенко эту отставку подписал. Но те, кто думает, что на этом всё закончилось, ошибаются еще сильнее, чем ожидавшие увидеть теперь уже бывшего днепропетровского губернатора в роли бравого кавалериста. Всё только начинается.
Непотопляемый
Война олигархов за Украину окончательно прекратится или с исчезновением олигархов, или с исчезновением Украины. Второе вероятнее
Украина была, есть и остается страной, где правят олигархи. Это не осуждение или насмешка над молодой украинской демократией, это факт. Ветеранов евромайдана уже давно убедили, что под пулями они стояли не против олигархов, а за некое «достоинство», которого политическая власть миллиардеров, разумеется, никак не умаляет.
Молодые олигархи, которых называли «семейные» (то есть близкие к сыну Виктора Януковича Александру), совершили немало серьезных ошибок. Но, пожалуй, одной из самых фатальных была атака на активы, принадлежавшие Игорю Валерьевичу Коломойскому.
Биографию днепропетровского олигарха несложно найти в интернете – как официальный вариант, так и «непричесанный», поэтому не будем тратить время и место на описание того, как специалист по теплотехнике и автоматизации металлургических печей стал одним из богатейших людей Украины. Комсомольская юность, кооперативы, покровительство политиков, рейдерство, обманутые партнеры – всё как у всех, ничего особенно оригинального.
Просто напомним, что одной из жемчужин империи Коломойского была Украинская авиационная группа (УАГ), которая контролировала почти половину рынка пассажирских перевозок. После того как крупнейший актив УАГ – авиакомпанию «Аэросвит» – у Коломойского попытались отобрать с использованием административного ресурса, он обанкротил авиаперевозчика в стиле «так не доставайся же ты никому!». Но и этого мало: по сведениям из самых разных источников, после попыток отобрать у него контроль над «Укрнафтой» Коломойский лично пришел к Виктору Януковичу и пообещал обанкротить «Приватбанк», что привело бы к финансовому коллапсу. После этого любые попытки «раскулачить» олигарха были прекращены, благо на Украине тогда было немало других «хлебных» мест, однако потерю «Аэросвита» Коломойский «семье» так и не простил. И никогда не скрывал, что спонсирует оппозицию, включая националистическую «Свободу». Разумеется, во время евромайдана он был одним из основных спонсоров восставшего Киева.
То, что Коломойский лично пришел защищать «Укртранснафту», свидетельствовало о том же, о чем и угрозы Януковичу обанкротить «Приватбанк». Олигарх жестко заявил «Моё!» и рассчитывал, что этот сигнал будет услышан всеми заинтересованными сторонами, и в первую очередь – властью.
Сейчас, в преддефолтной Украине, объектов для «дербана» не так уж много. И никаких «священных коров» быть не может. Но и банкротить «Приват» тем более не время – все украинские активы из-за падения гривны и гражданской войны стоят крайне дешево. По той же причине, кстати, Порошенко никак не может выполнить предвыборное обещание и продать свой концерн «Рошен». Сумма, которую сейчас за него можно выручить, на порядок отличается от стоимости этого актива полтора года назад. Поэтому приходится держаться за собственность в надежде, что её стоимость когда-нибудь вырастет.
Итак, Коломойский отступил. Весь вопрос в том, надолго ли?
Новая метла
Коломойского, как и большинство украинских олигархов, можно обвинить в чем угодно, кроме глупости и чрезмерной принципиальности. Прямой силовой конфликт с Порошенко, которого, затаив дыхание, ждали (и до сих пор ждут) чрезмерно наивные противники нынешней киевской власти, был бы на руку кому угодно, но только не самому Коломойскому.
Большие деньги не терпят шума. Приход с автоматчиками в «Укртранснафту» был не презентацией нового стиля бизнес-отношений на Украине, а жестом отчаяния, выходом за рамки, экстраординарным событием. Вряд ли что-то подобное повторится в ближайшее время – как со стороны Коломойского, так и со стороны любого другого олигарха.
Однако говорить о том, что экс-губернатор «проиграл войну» президенту, преждевременно. Для этого достаточно обратиться к последним социологическим опросам.
Украина уже давно догнала и перегнала Европу в одном – крайне быстром разочаровании в избранных политиках. Виктор Ющенко установил антирекорд для действующих глав государств, участвующих в выборах, набрав пять процентов голосов. Меньше не удавалось никому в мире. Падение рейтинга Порошенко стало не рекордным, но тоже весьма быстрым. По данным соцопроса Центра Разумкова, обнародованным 24 марта, текущий рейтинг Порошенко составляет 19,4%. Это падение за 10 месяцев в два с лишним раза: 25 мая 2014 года за «шоколадного олигарха» проголосовали почти 55%.
У остальных действующих политиков рейтинги еще ниже: 6,5% отдали бы голос за мэра Львова, лидера партии «Самопомощь» Андрея Садового, 3,8% – за лидера парламентской фракции «Оппозиционный блок» Юрия Бойко, по 3,7% – за Юлию Тимошенко и Олега Ляшко, 3,6% – за экс-министра обороны Анатолия Гриценко, 2,9% – за премьер-министра Арсения Яценюка, по 2,6% – за лидера «Правого сектора*» Дмитрия Яроша и главу коммунистов Петра Симоненко. Показательно, что самый высокий рейтинг в этом списке у Садового, представителя новой политической силы, пока не работавшего в Киеве. Украинцы хотят новых политиков, это очевидно.
Данные того же опроса показывают, что 66,9% граждан Украины считают, что ситуация в стране развивается в неправильном направлении. Более того, лишь 12,7% респондентов готовы долго терпеть временное снижение уровня жизни, если осуществление реформ приведет к успеху Украины. 28,7% готовы ждать не больше года, 23,3% не готовы терпеть, потому что не верят в успешность реформ, 29,7% не готовы терпеть, потому что их материальное положение уже сейчас невыносимо. Итого: 53% терпеть вообще не готовы. Больше половины.
Лично Коломойский вряд ли возглавит протест, его антирейтинг слишком велик. Но то, что он будет максимально содействовать приходу той самой «новой силы», запрос на которую в обществе нарастает, несомненно.
Кавалерийской атаки на Киев не будет, но и позорного бегства и поднятых рук – тем более. Коломойский проиграл не войну, а лишь сражение. Война олигархов за Украину окончательно прекратится или с исчезновением олигархов, или с исчезновением Украины. Второе вероятнее.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ