Ирак может пересмотреть условия договора по безопасности, заключенного с США, или вовсе аннулировать его. Об этом в среду заявил член комитета по безопасности и обороне парламента Ирака Хамид аль-Мутлак. По его словам, сейчас США плохо реагируют на ухудшение ситуации с безопасностью в Ираке.
Анкара идет ва-банк
В договоре, заключенном в 2008 году, расписаны условия пребывания американских войск на территории страны и предполагаемые сроки их вывода. Документ в числе прочего фиксирует правила использования воздушного и морского пространства Ирака со стороны подразделений вооруженных сил США.
Очевидно, что недовольство Багдада вызвано вторжением на территорию страны турецких войск. Хамид аль-Мутлак заверил, что «Ирак будут защищать лишь его сыны, а Турция выведет (войска), так как земля Ирака священна, а его суверенитет – красная линия». «Мы имеем право придать проблеме международный характер и потребовать от СБ ООН вывода турецких войск», – подчеркнул политик, добавив, что Ираку следует действовать «разумно».
Ранее глава комитета парламента Ирака по безопасности и обороне Хаким аль-Замили заявил: в ответ на турецкое вторжение и нарушение суверенитета государства Ирак может обратиться к России с просьбой о военном вмешательстве. Глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция в данный момент не намерена выводить свои войска из Ирака, но Анкара якобы приостанавливает отправку военных в район Мосула.
Турецкий дебют
В конце прошлой недели премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади говорил о том, что группа турецких военных численностью «в пределах одного батальона» на танках въехала на территорию его страны. В Багдаде расценили происходящее как вторжение, потребовали в течение двух дней вернуть солдат назад, а в парламенте не исключили военного ответа. В среду источник в министерстве обороны Ирака сообщал, что накануне ВВС провели разведывательные полеты над военной базой на севере страны, где расположились подразделения турецких вооруженных сил.
По версии турецких СМИ, близ города Мосул в Северном Ираке находится около 130 военнослужащих, и Турция разместит постоянную военную базу в районе Башика иракской провинции Мосул – одного из важнейших центров нефтедобычи. Позже губернатор провинции Найнава Науфал аль-Акуб заявил, что численность турецкого подразделения составляет порядка 900 человек.
Анкара утверждает, что военные не будут участвовать в боевых операциях, а займутся тренировками отрядов курдского ополчения, воюющих с террористами. Последнее заявление, на первый взгляд, вызывает удивление, учитывая традиционно непримиримую позицию турецких властей по курдскому вопросу. Впрочем, Анкара ведет довольно тонкую игру.
#{smallinfographicleft=780808}«Турция – непредсказуемый игрок»
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отстаивает интересы местных суннитов и воспринимает шиитское правительство Ирака как «агента влияния» Тегерана. В Багдаде же опасаются, что оружие, которым турки снабжают отряды «Пешмерги» (вооруженные формирования Иракского Курдистана) под предлогом борьбы с ИГ, со временем может быть использовано и против иракской армии.
В среду постпред России при ООН Виталий Чуркин поделился впечатлениями от состоявшейся накануне встречи членов Совбеза ООН с президентом США. Он заявил, что ввод турецких сил в Ирак стал неожиданным для Вашингтона. «Это говорит, опять же, о том, что Турция несколько непредсказуемый игрок, который может совершать шаги, которые вызывают протест не только у иракцев, но могут озадачить и Соединенные Штаты», – сказал Чуркин.
Следует учесть, что новый османский проект, сторонником которого некоторые эксперты считают президента Эрдогана, предполагает включение Ирака, равно как и Сирии, в сферу влияния усиливающейся Турции. Сирия и Месопотамия оставались провинциями Османской империи вплоть до конца Первой мировой. С точки зрения идеологии пантюркизма, Анкара должна взять под опеку единоплеменных сирийских и иракских туркменов (туркоманов).
«Попросили» не сотрудничать с Россией
Впрочем, США, которые, похоже, с опаской смотрят на своего ближневосточного союзника по НАТО, также явно не одобряют сближение Ирака (который Вашингтон фактически считает своим «клиентским государством») и России. Речь идет в том числе и о сотрудничестве Москвы и Багдада в борьбе с международным терроризмом.
#{smallinfographicleft=773669}Еще в октябре общеарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщала, что координатор американской политики по борьбе с «Исламским государством*» (ИГ, организация запрещена в России) Джон Аллен направил премьеру Аль-Абади письмо, в котором заявил, что Вашингтон обеспокоен сближением Багдада и Москвы. Он попросил не продолжать сотрудничество с Россией.
Обеспокоенность США усилением российского присутствия в регионе связана не только с началом работы информационного центра в Багдаде, но также и заявлениями Аль-Абади, который не исключил возможность обращения к Москве с просьбой о нанесении воздушных ударов по ИГ в Ираке. Председатель объединенного комитета начальников штабов США Джосеф Данфорд во время осеннего визита в Багдад также заявлял, что «американские официальные лица» убедили премьера Ирака отказаться от сотрудничества с Россией в этом вопросе.
Напомним, что Россия, Иран, Ирак и Сирия в конце сентября создали общий информационный центр в Багдаде, чтобы координировать борьбу с ИГ. США и ряд союзников осуществляют авиаудары по позициям ИГ с августа прошлого года в Ираке и с сентября прошлого года в Сирии. Коалиция заручилась поддержкой властей Ирака, но удары в Сирии проводятся без согласования с правительством этой страны и без резолюции СБ ООН.
«Почему ИГИЛ* не атакует турецкие подразделения?»
Директор исследовательского Центра «Ближний Восток-Кавказ», тюрколог Станислав Тарасов отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что Турция «работает на развал и фрагментацию Ирака». «Но дело даже не столько в Ираке. Дело в том, что Багдад входит в коалицию вместе с Ираном, Россией и Сирией. Удар по Ираку есть удар по Ирану. Турция своими действиями противопоставила себя Ирану», – подчеркивает собеседник.
Турки, которые «играют очень серьезную игру, связанную с контрабандой нефти и поддержкой разных группировок», при этом рассчитывают на США и НАТО, констатирует собеседник. «Анкара полагает, что, находясь в НАТО, она получит полную индульгенцию и может делать все, что пожелает. Вашингтон в свою очередь полностью открестился от турецкого вторжения в Ирак, – констатирует собеседник. – Американцам это совершенно не нужно сейчас. Отправив войска в Ирак, Анкара пытается спасти себя, выставляя рубежи обороны. Все границы Турции перекрыты, Лавров предложил перекрыть сирийско-турецкую границу, остается только Ирак».
Собеседник отметил, что иранская сторона не оставит это без ответа. «Тегеран уже выразил резкий протест устами советника президента. Анкара идет ва-банк, а клика у власти в Турции во главе с Эрдоганом и Давутоглу ведет страну к развалу. На территории Турции идет перманентная гражданская война в юго-восточных провинциях. Прокурдская Демократическая партия народов Турции во главе с Селахаттином Демирташем может в скором времени переехать в Диярбакыр (город на юго-востоке Турции – прим. ВЗГЛЯД) и провозгласить независимый Курдистан. Турецкие политологи об этом открыто говорят», – сказал Тарасов.
«Турки создали в 38 километрах от центральной базы ИГИЛ, города Мосул, базу по подготовке подразделений по борьбе с ИГИЛ. Это разве не смешно? Это не говорит о двойной игре, которую ведет Анкара? Почему ИГИЛ, имея в районе Мосула огромные силы, не атакует турецкие подразделения?» – подчеркивает Тарасов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ