Еще на прошлой неделе благотворительный фонд семьи Клинтон объявил о внесении изменений в налоговую отчетность за период с 2010-го по 2013-й год. Фонд Клинтонов – это глобальная организация, которая действует по всему миру и занимается многими вопросами – от финансирования образовательных проектов в Южной Америке до поддержки фермерских хозяйств в Южной Африке. Деньги под свои инициативы Клинтоны тоже ищут по всему земному шару. Кто-то жертвует двадцатку с зарплаты, кто-то – миллион. Среди спонсоров фонда голливудские звезды (такие как Морган Фриман и Стивен Спилберг), немецкий гонщик Михаэль Шумахер, создатель «Майкрософт» Билл Гейтс, миллиардер Джордж Сорос и другие достойные люди.
Все бы ничего, но вместе с компанией Uranian One ведомству Сергея Кириенко достались шахты в Вайоминге и 20% запасов урана США
Изменения в налоговой отчетности как раз и касались раскрытия спонсоров. Благотворительный фонд не обязан раскрывать источник денег, но может это сделать по своему желанию. И выяснилось вдруг, что порядка 20 миллионов долларов были получены от правительств Северной Кореи и Демократической Республики Конго. Вряд ли эти страны можно назвать образцом соблюдения прав человека, дружелюбия по отношению к США, да и с финансами у них не очень. Конго вообще считается беднейшим государством на планете и само постоянно нуждается в благотворительной помощи.
Всё это стало настоящим сюрпризом, даже несмотря на то, что Фонд Клинтонов подвергается регулярным нападкам со стороны Республиканской партии и консервативных СМИ с 2009 года, когда стало известно, что Хиллари Клинтон планирует занять пост государственного секретаря. Именно тогда и возникли резонные вопросы, а не будет ли у нового госсекретаря конфликта интересов?
Одно дело – брать деньги у богатых немцев и раздавать их бедным африканцам. Совсем другое – быть при этом еще и руководителем внешнеполитического ведомства США. Кроме того, есть вышеупомянутая дыра в законе. Все жертвователи на политические компании известны поименно – это обязательно граждане США или бизнес-структуры, где у иностранцев нет контрольного пакета. С благотворительными фондами совсем не так. Тем более деньги переводятся с одного счета в Швейцарии на другой и на территорию США даже не попадают. Таким образом, возможности властей страны отследить происхождение и назначение средств существенно ограничены. Получается серая зона, за которой может скрываться не только конфликт интересов, но и коррупция.
#{smallinfographicleft=772860}В ответ на критику фонд взял курс на большую открытость и опубликовал список своих крупнейших доноров, а госпожа Клинтон торжественно пообещала не принимать пожертвований от иностранных правительств, пока она занимает пост госсекретаря. Но, как заметил еще Макиавелли, «наибольшего успеха достигают те лидеры, которые не придают значения обещаниям».
То, что Клинтоны занимаются лоббизмом в интересах крупных жертвователей фонда, было очевидно и до обнародования документов. Разве могут Билл и Хиллари отказать тому или иному миллиардеру, филантропу и меценату и не познакомить его с тем или иным министром, президентом или шейхом, представив с самой лучшей стороны? Другое дело – порядок сумм. В 2005 году в ходе поездки в Казахстан Билла Клинтона сопровождал канадский горнодобывающий магнат Фрэнк Джистра, в рамках чего и был представлен Нурсултану Назарбаеву. Спустя несколько месяцев Джистра получил право на разработку трех месторождений урана в Казахстане, а еще через несколько недель Фонд Клинтонов получил от него пожертвования на сумму в 30 миллионов долларов. Сам миллиардер на прямые вопросы американских СМИ заявил, что никаких посреднических услуг Клинтоны не оказывали и все это не более чем совпадение.
Очередной этап интереса противников Хиллари и прессы к фонду наступил весной-летом этого года, когда в США начались праймериз. Тогда же начали всплывать эпизоды куда более неприятные для одного из самых известных семейств Америки.
Все тому же Джистре захотелось продать компанию Uranium One российской государственной корпорации «Росатом». Имеет право. Однако на подобную сделку требуется разрешение в том числе и Государственного департамента, который на тот момент возглавляла Клинтон. Разрешение было предоставлено без лишних проволочек, а Джистра пожертвовал фонду еще 10 миллионов.
В те же дни Билл Клинтон приехал в Москву и получил полумиллионный перевод за двухчасовую лекцию от банка «Ренессанс Капитал». Все бы ничего, но вместе с компанией Uranian One ведомству Сергея Кириенко достались шахты в Вайоминге и 20% запасов урана США.
Это лишь один эпизод. Среди жертвователей фонда украинский олигарх Виктор Пинчук, арабские шейхи, компании, аффилированные с правительством Китая, а теперь вдруг выяснилось, что и еще и Северная Корея с Конго.
Фонд Клинтон начал откровенничать, следуя логике «за явку с повинной меньше дадут». Мол, лучше самим признаться, чем ждать, пока «грязное белье» раскопают журналисты. В пятницу в The Washington Post вышел огромный материал, в котором поднята статистика по пожертвованиям в пользу Клинтонов за 41 год, то есть начиная с выборов генерального прокурора Арканзаса в 1975 году – первых для Билла Клинтона. Подобные тексты готовятся не одну неделю.
Издание взялось посчитать, а сколько вообще денег смогли аккумулировать Клинтоны за сорок лет с лишним лет своей деятельности. По его данным, всего фонд собрал около двух миллиардов долларов, еще около миллиарда были пожертвованы на различные выборы, в которых участвовали Клинтоны. За скобками остаются несколько десятков миллионов долларов, полученных в качестве гонораров за лекции, книги и прочую «творческую деятельность».
Для сравнения газета приводит те же цифры и по семье Бушей. Те втроем смогли привлечь 2,4 миллиарда на свои избирательные кампании и благотворительные акции, но следует отметить, что Буши принимали участие в пяти президентских гонках, не считая праймериз (впервые Буш-старший оказался в главном избирательном бюллетене как вице-президент при Рональде Рейгане), а Билл Клинтон – лишь в двух.
Что же касается праймериз, на текущий момент госпожа Клинтон уже получила пожертвований на 70 миллионов долларов. Ближайшие преследователи идут далеко позади. Берни Сандерс смог собрать чуть больше 40 миллионов, а Бен Карсон – около 30.
Дать комментарий для The Washington Post ни Билл, ни Хиллари не пожелали. Но помощник госпожи Клинтон Джош Шверин отметил, что «как минимум некорректно смешивать деньги, отданные на благотворительность, и средства, пожертвованные на предвыборные нужды». «Что же касается политических кампаний, то как количество взносов, так и их величина – явное свидетельство того, что Билл и Хиллари посвятили свою жизнь государственной службе и борьбе за то, чтобы сделать эту страну сильнее», – добавил он.
Видимо, журналисты WP на тот момент, когда брали комментарий, еще не знали про Конго и Северную Корею. Иначе бы не преминули уточнить, какую именно страну имеет в виду Шверин.
Совершенно очевидно, что правительства этих небогатых стран невозможно заподозрить в чистосердечной благотворительности через американский фонд, прочно связанный с высшей политической элитой. Но какого рода услуги оказывали Клинтоны взамен? Учитывая, что КНДР, где роль государства в экономике почти абсолютна, находится под воздействием американских санкций и официально является «спонсором терроризма» по версии Госдепартамента, любой ответ на этот вопрос в США мало кому понравится. Ответа пока нет, но его ищут, и не исключено, что найдут. В итоге это даст республиканцам такой козырь в предвыборной гонке, о каком они не могли даже и мечтать.