Нобелевская премия мира за 2015 год присуждена Тунисскому национальному диалоговому квартету. Об этом объявила в пятницу на пресс-конференции председатель Норвежского нобелевского комитета Карин Сисилле Кулльман Фиве.
Тунисцы очень спокойные и миролюбивые люди, и они платят большую цену за колонизаторскую политику Запада
Организация удостоилась награды «за решающий вклад в создание плюралистической демократии в Тунисе вскоре после Жасминовой революции 2011 года», было сказано во время оглашения победителя в Осло.
Организация была создана в 2011 году, когда «процессы демократизации оказались под угрозой разрушения в результате политических убийств и волны социальных выступлений», отметила председатель Нобелевского комитета.
Отметим, что самым вероятным лауреатом называли канцлера ФРГ Ангелу Меркель. Многие аналитики с уверенностью предрекали, что награда за достижения на поприще становления мира достанется именно ей.
Тунисская четверка
Тунисский национальный диалоговый квартет – ассоциация четырех оппозиционных партий, созданная в 2011 году во время Жасминовой революции в Тунисе.
Революционные события, которые получили название «арабская весна», начались именно в этой стране в декабре 2010 года. Тогда двадцатишестилетний безработный уличный торговец Мохаммед Буазизи произвел акт самосожжения. После этого в стране прошли массовые акции протеста против президента Туниса Зина Бен Али, который правил с 1987 года.
В результате протестных событий Бен Али был отстранен, а Тунис смог избежать кровавых событий, которые имели место в соседнем Египете, или гражданской войны, которая до сих пор продолжается в Сирии. Во многом это удалось сделать благодаря гибкости оппозиционных политических партий, которые создали Тунисский национальный диалоговый квартет и постепенно шли к политической трансформации страны.
Некоторые эксперты полагают, что вручение Нобелевской премии тунисской коалиции из оппозиционных партий является поощрением Западом коалиционных правительств в регионе.
«Страшное лицемерие Запада»
Бывший посол в Тунисе и Ливии, директор Центра поддержки партнерства цивилизаций Вениамин Попов в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что Запад вручением Нобелевской премии тунисской организации замаливает грехи перед арабскими странами Ближнего Востока.
«Это страшное лицемерие Запада. Они якобы поощряют демократию, права человека и коалиционные правительства в регионе и во всем мире. Но если бы они не бомбили Ливию, Тунис бы жил прекрасно. И было бы там не два миллиона туристов, как сейчас, а десять. Тунисцы очень спокойные и миролюбивые люди, и они платят большую цену за колонизаторскую политику Запада», – сказал Попов.
«После вмешательства Запада в Тунисе начались теракты, произошел рост экстремизма. Было два варварских террористических акта. В три раза сократилось количество туристов. Запад дал премию тунисской организации потому, что они сумели без особых столкновений пройти этот период», – отметил он.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, политолог Александр Камкин в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что германское общество, в особенности элита, будет разочаровано тем, что Нобелевскую премию дали не Ангеле Меркель.
«Меркель старается проводить достаточно дистанцированную политику от крупных региональных конфликтов, будь то война в Ираке, Сирии или Ливии. Многие, в том числе в Германии, ждали, что Нобелевскую премию мира присудят именно ей. Возможно, свою роль сыграли ее метания относительно вопроса с беженцами в Европе из стран Африки и Азии. Это говорит о ней как о непоследовательном политике», – предположил он.
С другой стороны, он добавил, что премию вручили тунисской организации для того, чтобы обратить внимание на проблемы Северной Африки и Магриба. «Ангела Меркель никогда не будет проводить независимую от США политику – это очевидно всем. Скорее всего, Запад хотел подчеркнуть относительно спокойную и мирную передачу власти в Тунисе в пику тому, что происходит в Сирии», – подытожил политолог.
В ожидании премии
По данным из Нобелевского комитета, на начало года в списке представленных к награде в 2015 году были 276 кандидатов, в том числе 49 общественных и международных организаций. К осени этот список заметно сократился, и в результате в нем оставалось от пяти до 20 имен деятелей и организаций. Однако, согласно правилам премиального Нобелевского фонда, имена тех, кто именно претендует на премию мира, в комитете не называют – это секрет на ближайшие 50 лет.
При этом глава Института исследования проблем мира Кристиан Берг Харпвикен подчеркивал, что главным фаворитом «нобелевской гонки» является канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая, «сталкиваясь с жесткой критикой как в Европе, так и в самой Германии, не побоялась взять на себя ответственность» и отстаивает необходимость защиты беженцев, прибывающих в Евросоюз. «Иронично, что Меркель была выдвинута на премию мира депутатами бундестага в связи с той ролью, которую она сыграла в подписании Минских соглашений, однако это не должно помешать комитету присудить ей премию в контексте миграционного кризиса, – заявил эксперт. – При этом я уверен, что если это произойдет, то Минские соглашения также будут упомянуты в заявлении Нобелевского комитета».
С Харпвикеном был согласен историк Премии мира и основатель издательского проекта «Нобелиана» Асле Свеен. «Украинский кризис отошел на второй план из-за ситуации с беженцами и остается неурегулированным, – сказал он. – Безусловно, премия может быть присуждена с целью направить мирный процесс в нужное русло, как это уже делалось много раз в прошлом, однако, как мы знаем и как показывает пример Ближнего Востока, это – скользкая дорожка».
Свеен отмечал, что не считал Меркель абсолютным фаворитом, однако называл ее шансы получить премию весьма высокими. При этом он допускал, что разделить престижную награду с ней может Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которому Нобелевская премия мира, впрочем, уже присуждалась в 1954 и 1981 годах.
Премия мира, которую часто называют самой престижной из наград, носящих имя выдающегося ученого, согласно завещанию Альфреда Нобеля, присуждается «лицу, добившемуся наибольших успехов либо сделавшему больше других в деле сплочения народов и сокращения численности действующих армий, а также за проведение мирных конгрессов и привлечение к ним внимания».
Впрочем, в последние годы формулировка более чем вековой давности толкуется достаточно широко. Так, в этом году награда может быть присуждена за помощь беженцам из стран Африки и Ближнего Востока. На актуальность данной темы, которая не могла не обратить на себя внимание Норвежского нобелевского комитета, указывают сразу несколько экспертов из скандинавского королевства.
Напомним, обладателями Нобелевской премии мира за 2014 год стали 17-летняя правозащитница Малала Юсафзай из Пакистана и 60-летний активист из Индии Кайлаш Сатьярти. Им присудили награду за борьбу против подавления и эксплуатации детей и молодежи и за право всех детей на образование.