В четверг в Кардиффе откроется очередной саммит НАТО, одним из гостей которого станет президент Украины Петр Порошенко. Пожалуй, начиная с весны 2008 года, когда на повестке дня стоял вопрос о предоставлении Украине и Грузии Плана действий по членству в альянсе, данное мероприятие не могло похвастаться столь пристальным вниманием прессы. От саммита ждут ответа на четыре вопроса: как будет проходить выход войск из Афганистана, что делать с Ираком и ИГИЛ*, как выстраивать отношения с Украиной и как – с Россией. Представителя последней на саммит, вопреки давно сложившейся практике, не пригласили, чему, впрочем, никто не удивился. Еще в апреле, после включения Крыма в состав РФ, сотрудничество по линии Россия – НАТО было почти полностью свернуто. Москва со своей стороны заметила, что на приглашение в Уэльс не претендует в принципе. Не те времена.
В прошлом году всего четыре участника альянса (Британия, Греция, США и Эстония) потратили на оборону необходимые 2% ВВП
«В некотором роде НАТО должно благодарить Владимира Путина. Альянс был в поисках своего предназначения и переживал довольно существенный кризис идентичности. А теперь он не только переориентировался, но и приободрился», – цитирует Los Angeles Times Хезер Конли из Центра стратегических и международных исследований. И напоминает, что еще недавно экс-министр обороны Роберт Гейтс предупреждал, что НАТО находится на пороге «коллективной военной бесполезности». Так, в прошлом году всего четыре участника альянса (Британия, Греция, США и Эстония) потратили на оборону необходимые 2% ВВП. Теперь – другой разговор. Стоит ждать как минимум увеличения расходов на поддержку соглашения о коллективной обороне. «Президент России Владимир Путин подарил НАТО смысл к существованию», – считает Financial Times.
Основное оживление чувствуется в Прибалтике и Польше, а также в Великобритании, то есть в странах, выступающих за жесткую политику сдерживания в отношении России. Так, Лондон патронирует создание новых объединенных экспедиционных сил быстрого реагирования вместе с Данией, Латвией, Литвой, Эстонией, Норвегией, Нидерландами и, возможно, Канадой. Как подчеркнул премьер-министр Её Величества Дэвид Кэмерон, «необходимо добиться гарантий, чтобы альянс быстро и практически без предупреждения реагировал на действия любого агрессора в отношении союзных государств». В свою очередь, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес выступил за создание в своей стране постоянных баз НАТО. «Структура НАТО не должна предполагать деление своих членов на государства первого и второго порядка: те, на территории которых есть постоянные базы альянса, и те, где их нет. Это совершенно не тот сигнал, который должен получить от нас потенциальный агрессор», – цитирует намекающего на Россию Ильвеса ИТАР-ТАСС.
Наиболее непримиримые борцы с Россией (в частности, те же англичане) упоминали вероятность того, что основополагающий договор с РФ от 1997 года будет в принципе аннулирован. Это сняло бы юридические препятствия для наращивания военных баз у границ с РФ без каких-либо ограничений по части их статуса (не временные, а постоянные) и вооружения (любое оружие, включая ядерное). Однако выяснилось, что альянс к этому не готов, причем наибольшее противодействие «ястребам» оказывает Берлин: немецкий бизнес заинтересован в нормальных рабочих отношениях с РФ, а Ангела Меркель считает контрпродуктивным раздражать РФ без крайней на то необходимости. Министр обороны России Сергей Шойгу прежде уже заявлял, что рост активности вооруженных сил США и НАТО в Восточной Европе у российских границ является «беспрецедентным», причем «сопровождается провокационными заявлениями со стороны генсека НАТО о якобы существенной угрозе со стороны России и антироссийской истерией в СМИ».
В итоге, судя по всему, поступят «по Бжезинскому». Знаковая фигура в геополитике в интервью CNN заявил, что «русским надо дать сигнал», а именно – словом и делом подчеркнуть, что то, что получилось на Украине, не получится в случае с Прибалтикой и Польшей. Как именно это подчеркнут, более-менее понятно. «Нам предстоит принять два важных решения, – заявил главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Филипп Бридлав в интервью изданию Die Welt. – Одно из них касается дальнейшего усиления нашей системы коллективной обороны на Востоке и видимого увеличения нашего присутствия в регионе. Второе должно обеспечить повышение нашей готовности защитить членов организации в случае необходимости. Для этого нам нужно будет проводить больше учений в Европе».
Ожидается, что в Балтии и Польше в скором появится пять новых баз НАТО, на каждой из которых разместят от 300 до 600 военнослужащих. Технически это не будет нарушать договоренность с Россией о неразвертывании постоянных военных баз в Восточной и Центральной Европе – присутствие будет названо «непрерывным», а не «постоянным», то есть личный состав будет постоянно меняться. По сути, это военные школы с упором на инструкторов.
Кроме того, как и предупредил Бридлав, регион ждет серия военных учений, призванных, судя по всему, успокоить прибалтов. Причем учения «Быстрый трезубец», в которых должны принять участие до 1 тысячи военнослужащих стран альянса, стартуют на западе Украины уже через десять дней после завершения саммита. Еще один шаг – патрули в Балтийском море и более частые разведывательные полеты. Наконец, появится новая бригада быстрого реагирования численностью 4 тыс. человек, которая может быть направлена в любой регион в течение нескольких часов и немедленно приступить к военным действиям, оказывая поддержку хоть с воздуха, хоть с моря. Место дислокации данной бригады уже обозначено – польский город Шецин. Предлагаемые меры нацелены, как подчеркивал британец Кэмерон в одном из своих недавних открытых писем-обоснований, на «твердое присутствие» военного блока в Восточной Европе «в ответ на незаконные действия России на Украине».
При этом Польше отказали в просьбе разместить на ее территории постоянный контингент в размере 10 тысяч человек, сочтя это чрезмерным и преждевременным вызовом РФ. Кроме того, не ожидается никаких особых пассов в сторону Грузии: обещанный ранее генеральным секретарем блока Андерсом Фог Расмуссеном для Тбилиси «пакет усиленной поддержки» все еще в стадии согласования. А вот в том, что касается Украины, возможны сюрпризы. Вопрос о вступлении республики в альянс в повестке саммита не значится (несмотря на спешную отмену Киевом закона о внеблоковом статусе страны и провозглашении курса на евроатлантическую интеграцию). Однако президент США Барак Обама, находящийся с визитом в Таллине, призвал «еще раз подтвердить принцип, которым всегда руководствовался наш альянс: для стран, которые удовлетворяют нашим стандартам и могут внести вклад в общую безопасность, дверь для участия в блоке будет оставаться открытой». Причем речь, исходя из контекста, шла не только об Украине, но и о Молдавии с Грузией.
Также хозяин Белого дома подчеркнул, что альянс «должен предпринять конкретные шаги для укрепления обороноспособности Украины», что выразится как минимум в модернизации силовых структур страны. «Украина стоит перед лицом агрессии со стороны России, – негодовал он. – Россия подрывает один из основных принципов международной системы – о том, что недопустимо менять границы под дулом пистолета». При этом, обращаясь к эстонской стороне, президент США сказал то, что она явно хотела услышать: «Вы однажды утратили независимость, с НАТО вам это больше не грозит».
В общем, остается напомнить, что еще недавно в Москве рассчитывали на улучшение отношений с НАТО после того, как на посту генсека альянса Андерса Фог Расмуссена, полностью ориентированного на США и не слишком дружелюбного в отношении РФ, сменит бывший премьер Норвегии Йенс Столтенберг. Судя по всему, рассчитывали совершенно напрасно.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ