В парламенте Великобритании считают, что эмоциональная, а не только физическая жестокость по отношению к собственным детям – уголовное преступление, за которое родители должны понести наказание.
Кампания в поддержку «закона Золушки» (он, несмотря на название, касается и приемных, и биологических родителей) началась в апреле 2012 года по инициативе либерал-демократов – ныне покойного Пола Гоггинса и баронессы Батлер-Слосс, которая в прошлом являлась президентом департамента по семейным делам Верховного суда.
Четкий сигнал для полиции
Только откровенно авторитарные режимы провозглашают, что воспитание детей должно быть отдано на откуп государству
Роберт Бакленд, депутат от Консервативной партии, объясняет логику этой кампании защитой ребенка. «Есть много примеров того, как родители игнорируют ребенка, не проявляют внимания к нему, а иногда и вовсе терроризируют его. В результате ребенок боится даже рассказать о том, что с ним происходит, – считает Бакленд. – Вы становитесь преступником, если изолируете детей, отвергая и развращая их».
Он добавил, что этот закон станет «четким сигналом для полиции, как нужно действовать».
В свою очередь, сэр Тони Хоукхэд, депутат от Консервативной партии, отметил, что «действующий уголовный закон не отражает всего спектра эмоциональных переживаний, которым подвергаются такие дети. Печально, что до сих пор злым мачехам удавалось избегать наказания».
Он также отметил, что предлагаемый закон станет «монументальным шагом вперед для тысяч детей».
Статистика, которую приводят депутаты, говорит в их пользу: по данным International Business Times, более 1,5 миллиона детей в Британии страдают от пренебрежения и насилия со стороны своих родителей. В настоящее время, как отмечает BBC, социальные работники и полиция сталкиваются с тем, что практически невозможно доказать факт пренебрежения детьми со стороны родителей, потому что определение «эмоциональной жестокости» не прописано в законодательстве.
В итоге, если будет доказано, что родители наносили вред «физическому, интеллектуальному, эмоциональному или поведенческому развитию ребенка» и не проявляли к своему чаду нежности и должной заботы, им грозит до десяти лет лишения свободы.
Предполагается, что о введении новой поправки в закон о бедных будет объявлено в июне текущего года в речи королевы Великобритании.
«Фантастически глупая идея!»
Инициатива британских парламентариев встретила неодобрение со стороны общественности.
«Что за фантастически глупая идея! – пишет известный британский журналист Эд Вест. – Закон сделает из любого родителя уголовника. А как насчет людей, которые просто не очень эмоциональны по отношению к своим детям, но при этом обеспечивают адекватное пропитание? Уинстон Черчилль входил в их число, его тоже осуждать?
Любите своих детей, иначе правительство будет забирать их. Только откровенно авторитарные режимы провозглашают, что воспитание детей должно быть отдано на откуп государству».
Вест уверен, что «без крепких моральных устоев, которые побуждают людей воспитывать детей таким образом, чтобы лучше защитить их, и без финансовых стимулов сделать это единственной альтернативой является спартанское отношение к родителям со стороны государства».
Журналист отмечает, что в последние годы резко увеличилось число детей, воспитанных без одного из своих родителей. Отчасти это связано с разрушением моральных устоев, но не обошлось без участия самого государства – количество детей, рожденных вне брака, выросло после принятия в 1977 году закона, который дал одиноким матерям возможность встать на квартирный учет.
Тем временем в Швеции
Практика защиты детей от родителей довольно широко распространена на Западе, но возникла она не случайно.
Действительно, в странах Европы и в США наблюдается скрытое социальное сиротство, когда ребенок официально состоит в семье, но находится под огромным давлением: никто за ним не присматривает, а зачастую и не кормит.
Примером тому служит история 4-месячного ребенка из Калифорнии, которого родители оставили в машине на 12 часов без воздуха, еды и воды. В результате малыш скончался от теплового удара. По данным Университета Сан-Франциско, за последний год в США уже 24 ребенка погибли просто потому, что оказались по недосмотру родителей запертыми в машине.
Но показателен иной пример: в Швеции институт семьи переживает серьезный кризис, ставший результатом политики социал-демократической партии. Государство, исправляя ошибки социальной революции 60-х, выступает с позиции принципиального недоверия к семье. Родителям запрещено применять телесное наказание в любых его формах, с самого раннего возраста дети знают о своих правах и умело сообщают о малейшем их нарушении.
Кроме того, Швеция переживает бум разводов: у среднестатистического шведа за плечами три брака – в результате у ребенка появляется несколько родителей и много родственников, которые не принимают участия в решении его проблем.
Британская законодательная инициатива представляет собой еще одну попытку поставить семью под контроль государственных органов опеки. И если еще в начале XX века традиционная семья находилась под давлением социального окружения, старших родственников и морали, то сегодня их место занимает бюрократия, которая, как следует из логики законодателей, лучше знает, как и кто должен воспитывать ребенка.
При этом само общество к подобному положению вещей готово: Британия протестует против новой законодательной практики, но довольно вяло, никаких акций в защиту родительских прав ожидать не приходится.