В мире

31 марта 2014, 22:27

Победы националистов привели к отставке кабмина Франции

Фото: ИТАР-ТАСС

«Национальный фронт» Марин Ле Пен многократно увеличил свое представительство в муниципальных органах власти, правящие социалисты потерпели постыдное поражение и вынуждены были отправить в отставку правительство. Основные итоги выборов, прошедших во Франции в воскресенье, выглядят пощечиной ЕС. Почему так произошло, разобралась газета ВЗГЛЯД.

О французских муниципальных выборах пишет вся европейская пресса, причем пишет применительно к двум аспектам: провал правящих социалистов и прорыв «Национального фронта» во главе с Марин Ле Пен.

На смену гомосексуалисту Деланоэ приходит его зам Анн Идальго – первая женщина во главе французской столицы

К Ле Пен повышенное внимание и в России, благо новая суперзвезда французской политики выступает за сотрудничество с Москвой, выход Парижа из НАТО и невмешательство в дела третьих стран (к примеру, Ливии). Кроме того, она яростно оппонирует брюссельским чиновникам и фактически поддержала Москву по «крымскому вопросу». Но перед тем как перейти к «феномену Марин», стоит уточнить важное обстоятельство. Муниципальным выборам в весьма централизованной (по европейским меркам) Франции отводится столь повышенное внимание по той причине, что они проходят раз в шесть лет, причем одновременно по всей стране. Жители городов, поселков и деревень избирают муниципальные советы (чем больше в населенном пункте избирателей, тем больше предусмотрено советников), которые, в свою очередь, выбирают мэров. Проводятся выборы в два тура, и в минувшее воскресенье был как раз второй.

А теперь – иллюстрация. В 2008 году у «Национального фронта» не было ни одного мэра (сиречь – большинства в муниципальном образовании), теперь их 11. При этом количество муниципальных советников перевалило за тысячу, хотя раньше не дотягивало и до ста. «Мы перешли на новый уровень», – заявила сама Ле Пен, добавив, что во Франции теперь появилась третья политическая сила. Можно также напомнить, что лидер «Национального фронта» получила 18% на президентских выборах, а в 2012 году сумела провести своих депутатов в Национальное собрание. Всем этим обычно и иллюстрируют французский «правый поворот».

Меж тем отец Марин и основатель партии Жан-Мари Ле Пен получил на президентских выборах в 2002 году сопоставимое число голосов – 16,86% в первом туре и 17,79% во втором. А по итогам парламентской кампании 1986 года у «Национального фронта» было 35 кресел, сейчас же только два из 557 (для сравнения: у Радикальной партии левых – 12 депутатов). Разница объясняется переходом Франции с пропорциональной системы на мажоритарную, при которой «националов» от мандатов в итоге оттесняют либо социалисты, либо голлисты. Грубо говоря, вечные политические враги, составляющие две традиционные французские политсилы, перед финишем объединяются, дабы оставить «Национальный фронт» ни с чем.

Да, в последние годы это получается все хуже, и результаты муниципальных выборов тому доказательство. Однако и заявлять о «триумфе Ле Пен» пока преждевременно. Да, «Национальный фронт» – третья партия в стране, но он уже давно «третья партия» и может остаться таковой навсегда. Скорее можно говорить о том, что «националы» сделали некоторую заявку на будущее, реализовать которую получится только в том случае, если социалисты и голлисты продолжат пребывать в глубоком кризисе.

С социалистами понятно: у президента Олланда рейтинг одобрения порядка 20%, то есть он самый непопулярный президент в истории Пятой республики. И дело тут не в полном отсутствии личной харизмы и не в увлеченности «толерантными бантиками» вроде узаконивания гей-браков и борьбы за права женщин, а в экономике, на фоне стагнации которой «толерантные бантики» раздражают втройне. Растет безработица (на борьбе с которой Олланд строил предвыборную программу), растут налоги (подчас непомерно), растет внешний долг – и все это на фоне утечки капиталов из страны.

Уже после первого года «олландовщины», сопровождавшейся разгромом голлистов на парламентских выборах, заговорили в том духе, что эти пять лет Франция как-нибудь перетерпит, зато надолго получит прививку от «левизны», а во власти вновь надежно утвердятся голлисты. Проблема, однако, в том, что голлисты тоже в кризисе, их успех на муниципальных выборах обусловлен непопулярностью левых, а не собственными заслугами. «Союзу за народное движение» объективно необходим новый лидер, но в первый ряд все норовят пролезть старые – от Николя Саркози до его экс-премьера Доминика де Вильпена, на которых у многих французов уже аллергия.

Некоторые возлагают надежды на еще одного экс-премьера – Алена Жюппе, причем как раз в связи с прошедшими выборами – он триумфально переизбрался в Бордо уже в первом туре. Сам Жюппе, кстати, заявил по итогам выборов, что не видит триумфа Марин Ле Пен, а видит лишь пощечину правительству.

«Пощечина» эта и впрямь выбила премьерское кресло из-под Жана-Марка Эро (он, к слову, призывал правых и левых объединиться перед лицом «националов» и уговаривал избирателей не допустить «фашистов» до власти). Олланд был фактически вынужден отправить свой кабмин в отставку, причем роль «ритуальной жертвы» Эро предсказывали наряду с главой МИДа Лораном Фабиусом и министром внутренних дел Мануэлем Вальсом – все трое крайне непопулярны у населения. Юмор в том, что скамейка запасных у Олланда короткая – и Эро могут заменить как раз на Вальса (вероятнее всего) или Фабиуса.

В числе кандидатов на премьерский пост также называют уходящего мэра Парижа Бертрана Деланоэ. На фоне прочих социалистов он выглядит белой вороной, его популярность по-прежнему велика, потому и столицу левым удалось отстоять: на смену гомосексуалисту Деланоэ приходит его зам Анн Идальго, на голову разбившая кандидата от голлистов Натали Костюшко-Моризе во втором туре. Таким образом, Идальго станет первой женщиной во главе французской столицы и продолжит курс «левака» Деланоэ, а ведь до его избрания мэром в 2001 году правые непрерывно руководили городом со времен падения Парижской коммуны.

Также левым удалось переизбраться в таких значимых городах, как Страсбург и Лилль, но мэр последнего – Мартин Обри – личный враг Олланда, так что даже эта победа вышла с привкусом горечи.

Вернемся, впрочем, к Ле Пен: она действительно многое сделала для того, чтобы подать нынешнюю заявку (да, все-таки не триумф, а заявку) и бросить вызов монополистам во власти в лице социалистов и голлистов.

Во-первых, Марин знает толк в пиаре и грамотно громит оппонентов на политических дебатах (тех, до которых ее допускают журналисты, в массе своей недолюбливающие «националов»).

Во-вторых, она объявила открытую войну Брюсселю в период, когда во Франции растет число евроскептиков, недоумевающих, почему в эту непростую для них эпоху нужно подкармливать Грецию и, будучи самодостаточной нацией, согласовывать с еврочиновниками кучу мелочей вроде диаметра канализационных труб.

В-третьих, удачно воспользовалась кризисом в рядах оппонентов: голосование за «Национальный фронт» во многом протестное, кроме того, избиратели традиционных партий, разочаровавшись в оных, значительной своей частью не дошли до участков – явка была по французским меркам очень низкая, порядка 60%.

В-четвертых, провела ребрендинг – отказалась от вождизма отца и заявила себя первой среди равных – молодых политиков свежего призыва, что отразилось на восприятии партии: она теперь не маргинальная, а вполне респектабельная, голосовать за нее «не стыдно». Став главой партии, Ле Пен разорвала связи с одиозными националистическими организациями Восточной Европы (например, со «Свободой» Олега Тягнибока), что тоже сыграло в ее пользу.

Наконец, никуда не делась проблема миграции из исламских стран, и миграция французов очень волнует. Ле Пен не забывает подогреть эти настроения. К примеру, не так давно она сравнила парижских мусульман с гитлеровцами, что вызвало крупный скандал.

Важно, что «Национальный фронт» в целом удачно сочетает правую антимигрантскую риторику с левой экономической, подчас переходящей в популизм, чем «отъедает» избирателей и у социалистов, и у голлистов. Если же говорить о географии поддержки «националов», то это в первую очередь города на юге Франции – локальные победы пришлись в основном на побережье. Население тут более консервативно, а главное – острее ощущает проблему притока мигрантов. Второй по величине полис республики – Марсель – «националам» пока не по зубам (был выход во второй тур, но он завершился предсказуемым поражением от голлиста), но кое-какие стотысячники соратникам Ле Пен взять удалось.

Растет популярность у партии и на севере, конкретно – в промышленных городах, страдающих от падения производства (так, город Энен-Бомоне был сенсационно взят уже в первом туре). Однако пока тактика голлистов и социалистов объединяться против «националов» вполне работает, расслабляться рано.

Простой пример: в южном городе Перпиньяне в первом туре явно лидировал «национал» Луи Альо, а второй тур уже спокойно выиграл социалист. Восточный Форбак – та же история: мощная заявка от Флориана Филиппо в первом туре, предсказуемое поражение во втором. Аналогичная ситуация и в Авиньоне – в финале «национал» опять уступает социалисту. Причем свою роль явно сыграло обещание директора знаменитого Авиньонского театрального фестиваля Оливье Пи перевести фестиваль в другой город в случае победы «фашиста». Избиратели к этой интеллигентской истерике вынужденно прислушались, как-никак фестиваль дает городу до трети доходов.

А ведь речь в данном случае идет не о простых партийцах, а о лидерах партии. Так, Филиппо – вице-президент «Национального фронта», а Луи Альо – генеральный секретарь и гражданский муж Ле Пен. «Звезд» у «националов» вообще не так много (хотя в симпатизантах – сам Ален Делон), и одна из них – бывший лидер правозащитной организации «Репортеры без границ» Робер Менар, который все-таки одержал победу в побратиме Ставрополя – городе Безье. Переход Менара к Ле Пен в свое время был скандальным, но правозащитника можно понять: у «репортеров» огромные претензии как к социалистам, так и к голлистам, вызванные жестким законодательством Франции в области СМИ (особенно в той его части, что касается защиты частной жизни и запрета на пропаганду всяческой «розни»).

Впрочем, если расценивать прошедшие выборы все-таки как заявку, то поражение первых лиц является благом для партии. По крайней мере им не придется уходить на работу в муниципалитеты и можно сосредоточиться на партстроительстве, сделав в итоге нынешнюю заявку чем-то более значимым.

А работать есть над чем: «националы» смогли выставить кандидатов только в трети муниципалитетов Франции. То есть до звания действительно мощной общенациональной партии им еще предстоит вырасти, и опасения по поводу скорого прихода правых к власти (а равно – радость от того, что «это скоро случится») весьма и весьма преждевременны.

Ле Пен обещает пройти этот путь в короткий срок. Задача почти непосильная, но почему-то кажется, что Марин можно верить. По крайней мере упорства и воли ей не занимать, а с этим во французской политике сейчас дефицит.

Текст: Станислав Борзяков

Вам может быть интересно

Трамп заявил, что США громят боевиков ИГ на северо-западе Нигерии
Темы дня

Африка требует расплаты от Франции

Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.

«Великие Луки» помогут созданию атомных подводных лодок нового поколения

Под конец года в состав ВМФ РФ принята новая подводная лодка – Б-587 «Великие Луки», корабль, который относится ко второй модификации проекта 677 «Лада». Проект рождался с большим трудом, но оно того стоило. Почему подводные лодки данного класса принципиально важны для будущего российского Военно-морского флота?

Российские силовики рассказали о дезертирстве почти всей бригады ВСУ

Захарова объявила о готовности обсудить гарантии ненападения на НАТО

Лучшие роли Веры Алентовой: главные фильмы и яркие образы

Новости

В Театре им. Пушкина сообщили о церемонии прощания с Верой Алентовой

Прощание с народной артисткой России Верой Алентовой состоится в понедельник, 29 декабря, сообщили в Театре им. Пушкина, где актриса прослужила 60 лет.

Бойцы ВС России показали захваченный штаб батальона ВСУ в центре Гуляйполя

Бойцы российской группировки войск «Восток» захватили в центре Гуляйполя Запорожской области штаб батальона ВСУ с техникой и документацией противника.

Путину и Орбану предложат принять участие в заливке первого бетона АЭС «Пакш-2»

Участие президента России Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в церемонии заливки первого бетона на строительстве венгероской АЭС «Пакш-2» будет обсуждаться, рассказал глава Росатома Алексей Лихачев.

Нашелся пропавший экс-депутат Госдумы Герасименко

Ранее исчезнувший экс-депутат Госдумы Николай Герасименко был обнаружен живым в Москве после поисков.

Мосгорсуд обязал Долину покинуть квартиру в Хамовниках

Певица Лариса Долина должна покинуть квартиру в Хамовниках вместе с семьей после решения Мосгорсуда, вступившего в силу незамедлительно.

Назван средний возраст рождения первенца в России

В среднем женщины в России впервые становятся матерями в 31 год, тогда как в странах Европы этот показатель еще выше, отметили в Российской академии наук.

Захарова напомнила о первопричинах трагедии с крушением самолета AZAL

Дипломат напомнила, что 25 декабря – день боли и скорби для нескольких народов, так как в авиакатастрофе погибли граждане России, Азербайджана и Казахстана, пострадали граждане Киргизии.

США проявили интерес к майнингу на Запорожской АЭС

В ходе встречи с представителями бизнеса 24 декабря президент России Владимир Путин сообщил, что с Вашингтоном обсуждается возможность совместного управления Запорожской атомной электростанцией (ЗАЭС) без участия Украины, сообщил «Коммерсант».

Онищенко назвал шестидневку идеальным вариантом для России

Переход на шестидневную рабочую неделю никаких рисков для здоровья не несет, а наоборот способствует выполнению государственной задачи по подъему уровня экономики, заявил академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко.

Космические войска успешно запустили ракету «Союз-2.1а»

С космодрома Плесецк выполнен успешный запуск ракеты среднего класса «Союз-2.1а» с установленным на ней космическим аппаратом, сообщили в Минобороны.

Задержан главный организатор попытки госпереворота в Грузии

Министр обороны и внутренних дел саакашвилевского режима Бачана Ахалая задержан в четверг Службой госбезопасности Грузии в качестве главного организатора попытки свержения властей 4 октября, в день муниципальных выборов в Грузии, заявил на брифинге первый заместитель руководителя СГБ Лаша Маградзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Мединский осудил власти Украины за смену дат Рождества

Помощник президента Владимир Мединский раскритиковал попытки властей на Украине изменить традиционные конфессии и обратил внимание на сложную религиозную ситуацию в стране.
Мнения

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов