Леопольдо Лопес – экономист и народный трибун, прежде занимавший пост главы одного из муниципалитетов Каракаса. Но популярности он достиг не поэтому, а в связи с активной деятельностью в интернете, где завоевал существенную популярность среди молодежи. После протестов и уличных столкновений недельной давности власти объявили его в розыск, но в итоге он сдался сам. Созвав людей на тридцатитысячный митинг и произнеся перед ними речь, он, по собственным словам, «вручил себя недобросовестной системе правосудия», чтобы его заключение «разбудило народ». Как сообщил после президент Николас Мадуро, спикер парламента республики Диосдадо Кабельо лично отвез Лопеса в своем автомобиле в одну из тюрем вне Каракаса и пообщался с семьей задержанного, за головой которого якобы охотятся экстремисты.
Уже ходят разговоры об урезании на 50% экономической помощи Кубе, куда венесуэльское черное золото идет практически бесплатно
Примечательно, что задержанию вроде бы добровольно сдавшегося Лопеса пытались помешать тысячи людей, одетых в белое – такова нынешняя протестная мода.
В принципе, лидером оппозиции в Венесуэле является Энрике Каприлес Радонски – губернатор штата Миранда, набравший на прошлых выборах более 49% голосов. Но он, отмахиваясь от всех претензий в свою сторону со стороны властей, по большому счету, находится на относительно умеренных позициях и осуждает уличных радикалов. Трибун Лопес куда более тянет на непримиримого борца, которого невозможно контролировать и который способен на многое. Его обвиняют, в частности, в том, что под его контролем в соседней Колумбии (правительство оной в Каракасе ой как не любят), а также в американском Майами (там проживает много эмигрантов из Латинской Америки) готовятся диверсанты и снайперы для захвата власти не в интернете, а буквально – военным путем.
В Венесуэле много оппозиционных СМИ, ввиду чего власти ведут информационную войну предельно жестко. К примеру, оппозиционеров неизменно называют «фашистами», приплаченными спецслужбами Колумбии и США. Вменяют им в вину многие проблемы в стране (например, товарный дефицит). Мадуро даже возложил на людей Лопеса ответственность за «охоту» на свою жену и детей, а в государственных СМИ была обнародована пленка, на которой предполагаемые оппозиционеры обсуждают подкуп бедноты для нападений на торговые центры в столице и участия в уличной войне.
Беспорядки недельной давности, о которых шла речь выше, прошли в рамках праздника День молодежи – оппозиционные и проправительственные активисты схлестнулись между собой, погибли три человека (двое оппозиционеров и один сторонник Мадуро), в здание Генпрокуратуры полетели «коктейли Молотова», была даже попытка штурма президентского дворца. Если сравнивать с Киевом, масштаб небольшой, да и протестующих было не больше десятка тысяч. Но Мадуро настроен крайне серьезно. Ситуация для него действительно сказывается неудачная – популярность и относительно умеренного Каприлеса, и интернет-революционера Лопеса растет.
Мадуро, бывший водитель автобуса и политический активист, действиям которого Чавес был обязан своим освобождением из тюрьмы, не имеет даже высшего образования. Проблема, разумеется, не в этом, но в том, что не обладает харизмой «коменданте Уго», его авторитетом и куда слабее покойного президента в плане политического управления. Выборы он выиграл «на соплях», набрав лишь на 1,5% больше Каприлеса, а с тех пор ситуация в Венесуэле значительно ухудшилась.
Во-первых, инфляция сейчас зашкаливает за 50% в год, причем борьбу с ростом цен Мадуро ведет откровенно популистскими методами. К примеру, обязал магазины продавать бытовую технику за 10% от стоимости буквально под дулами полицейских пистолетов. Итог – разорение (а подчас – разграбление) магазинов и страшная давка из желающих прикупить подешевле.
Во-вторых, заметно падают объемы добываемой в стране нефти – главного источника наполнения бюджета. Одной из причин этого является изгнание из страны иностранных компаний и коррупционный бардак в компаниях государственных. Причем эффективных мер противодействия, опять же, не видно, разве что ходят разговоры об урезании на 50% помощи Кубе, куда венесуэльское черное золото идет практически бесплатно.
В-третьих, налицо перебои с электричеством, регулярными стали веерные отключения. Правительство обвиняет оппозицию чуть ли не в диверсионных действиях, но факт фактом – вся энергетика Венесуэлы находится в руках государства. При этом сети сильно устарели, а на обновление денег нет. Их можно взять из средств, направляемых на социальную поддержку, но пойти на это Мадуро не может.
В-четвертых, в Венесуэле растет уровень уличной преступности, а ведь республика по этому показателю и так идет в лидерах континента. Меры предпринимаются самые разнообразные, но власти уже уперлись в проблему нехватки тюрем.
Со своей стороны оппозиция обвиняет Мадуро еще и в диктаторских замашках, впрочем, в этом обвиняли и Чавеса, но при Чавесе «такого не было». Факт фактом: власть социалистов, опиравшаяся на наименее обеспеченные слои населения и тратившая на социальные программы около 30% ВВП, теряет популярность среди своего электората при наличии традиционных противников – интеллигенции, частных предпринимателей, студентов, обеспеченных горожан, словом, всех тех, кто до того голосовал за очень умеренного правоцентриста Каприлеса.
Кроме того (и это никак нельзя сбрасывать со счетов), нынешний венесуэльский режим категорически не устраивает США и Колумбию, действительно предпринимающих определенные усилия для ослабления позиций Мадуро. С Колумбией, например, связана проблема номер пять – товарный и бензиновый дефицит, аукнувшийся огромными очередями. Товары для бедняков спонсируются государством и продаются в определенных магазинах. При Мадуро значительная часть этих спонсируемых товаров стала утекать на черные рынки, где цены выше. Причина в коррупции, плохом управлении со стороны разросшегося чиновничьего аппарата, финансовых проблемах вообще, но в приграничных с Колумбией районах значительная часть вины лежит и на колумбийцах, которые выкачивают это добро к себе при полном непротивлении (если не поддержке) колумбийского правительства. Кроме того, из Колумбии поступает оружие, там же окопались правоэкстремистские группировки, в том числе из венесуэльцев. Богота с ними воюет очень неохотно, можно даже говорить о некоторой поддержке, ибо правые экстремисты помогают Колумбии бороться с более актуальной для нее проблемой – левыми экстремистами.
Итак, с экономикой проблемы, в управлении бардак, оппозиция крепнет, рейтинг падает, но это еще не все проблемы Мадуро. Есть еще одна, очень для него серьезная, – конкуренты внутри самой власти. Если авторитет Чавеса был непререкаем, то позиции нынешнего лидера среди элит гораздо слабее. Да, своими реформами в армии, полиции, парламенте, государственном управлении покойный президент сделал очень многое, чтобы не допустить главной угрозы для власти во многих странах континента – военного переворота, но вот от дворцового переворота страховка у Мадуро слабая.
Вопрос стоит так: если праворадикальные группировки войдут в силу, многотысячные митинги оппозиции не рассосутся, а уличные столкновения не прекратятся, другие соратники Чавеса и другие члены властной верхушки могут назначить Мадуро крайним, благо он отнюдь не народный герой. Как это будет называться – «борьбой с уклонистами от курса Чавеса» или иначе – неважно. А вот фамилия человека, которого Мадуро стоит опасаться больше всего, известна – это не Лопес, это упомянутый выше спикер Диосдадо Кабельо. В случае чего ему с удовольствием помогут ряд по-прежнему авторитетных, хотя и находящихся в отставке силовиков. К слову, прошедшей осенью 45 отставных офицеров и генералов, включая таких «зубров», как экс-министр обороны Нарваес Чурион и вице-адмирал Эфраим Диас Тарасон, опубликовали заявление, которое гласит, что если армия выступит против нынешнего президента, то это не надо рассматривать как военный переворот.
С оппозицией – либеральной, виртуальной или центристской – все эти деятели не связаны, вопрос в другом. Тот же Диосдадо Кабельо является сторонником крайне решительных мер против митингующих и Лопеса, и либеральничать Мадуро явно не на руку. Не митингующие свергнут, так свои же уберут – за нерешительность.
Но сдаваться преемник Чавеса, разумеется, не собирается. «В отношении авторов государственного переворота, который должен был произойти в Венесуэле, свершится суровое правосудие», – заявил он. Задержание Лопеса совпало с захватом офиса его движения «Народная воля», Каприлес (возможно, под давлением) призвал митингующих к миру, взаимопониманию и отказу от вооруженного сопротивления, аресты оппозиционных активистов поставлены на поток.
Другое дело, что экономике это никак не поможет и проблему с электричеством не решит. Пока ситуация объективно работает против президента страны.