Фраза «А у вас негров вешают» считается квинтэссенцией советской антипропаганды по отношению к США. В ответ на любое обвинение в нарушении прав человека – процессы над диссидентами, отказ выпускать евреев, препятствование возвращению на родину крымских татар, и прочая, и прочая – всегда можно было напомнить про жертв борьбы за расовое равноправие.
В США шансы быть убитым при задержании гораздо выше, чем в России, да и во многих других странах мира
Несмотря на то, что это крылатое выражение вошло даже в анекдоты, проблема от этого никуда не делась. От страны, регулярно попрекающей другие страны в нарушении прав человека, а главное – использующей крылатые ракеты для восстановления попранных, по мнению руководителей этой страны, прав граждан других стран, ждешь большей щепетильности по отношению к себе.
Сложно поверить толстому диетологу, дурно стриженному парикмахеру, плохо одетому стилисту. Да зачем выдумывать новые аналогии, когда еще в Евангелии от Луки сказано «Врачу, исцелися сам».
И только после этого пытайся лечить других.
Проблема доверия
Одна из главных бед российской правоохранительной системы – ложно понятое чувство корпоративной солидарности, снижающее доверие граждан. Несмотря на то, что уголовные дела против полицейских регулярно возбуждаются, доходят до суда, и преступники получают реальные сроки, в массовом сознании существует представление о полной безнаказанности силовиков – и для того тоже есть реальные поводы.
Лучше всего этот стереотип характеризует анекдот: «Может ли машина полковника ГАИ быть виноватой в аварии? Да, если столкнется с машиной генерала ФСБ».
Похоже, что это тоже вовсе не уникальное для России явление. В США, согласно опросам компании Gallup, доверие к полиции также сравнительно невысоко, особенно среди чернокожих граждан. Меньше всего за последние 30 лет американцы доверяли полиции в 1994 году – 47% белых и 33% черных соответственно. К концу 90-х вера граждан США в полицию выросла, а после терактов 11 сентября 2001 года графики доверия устремились в разные стороны: белые стали верить полиции больше, чернокожие – меньше.
По последним данным, 60% белых верят, что полицейские могут защитить. И только 49% черных разделяют эту веру.
В России, для сравнения, полиции полностью доверяют 43%, частично – 13%.
Невиновен
То, что в США шансы быть убитым при задержании гораздо выше, чем в России, да и во многих других странах мира, общеизвестно. Это обратная сторона свободного хождения оружия. Американский полицейский по умолчанию полагает, что его противник вооружен и очень опасен. Но знание этого вовсе не утешает родственников погибших.
Случай в Фергюсоне был не первым и не последним, просто так случилось, что он стал самым известным. В России тоже нарицательной стала «Кондопога», хотя выступления граждан против «аморального интернационала» случались и до, и после.
Сейчас в Нью-Йорке граждане возмущаются очередной, по их мнению, несправедливостью. В прошлом году полицейский Дэниэл Панталео при задержании нелегального торговца сигаретами Эрика Гарнера перестарался и задушил его. На видеозаписи видно, как Гарнер кричит повалившим его на землю стражам порядка: «Я не могу дышать!» – но полицейские не обращают на это внимания.
Панталео и раньше обвинялся в превышении полномочий по отношению к задержанным. Судмедэксперты признали, что Гарнер скончался от удушения. Однако жюри присяжных все равно вынесло вердикт «невиновен».
Власти ожидали серьезных протестов, но жители больших городов, как правило, менее пассионарны, чем жители малых. Протесты в Нью-Йорке оказались довольно мирными, впрочем, полицейские все равно задержали около 30 человек, за что – не уточняется.
Барак Обама философски прокомментировал решение суда: «Это то, что беспокоит слишком многие малые общины, когда правоохранительные органы не работают с ними, поступают с ними несправедливо».
Эталона нет
Кто-нибудь спросит – ну а нам-то что с того, что в Нью-Йорке полицейские душат негров? Нам бы со своими проблемами разобраться. И будет совершенно прав.
Гражданское общество, доверие к правоохранительным органам, соблюдение прав человека – это то, что должно вырасти самостоятельно, без помощи и давления извне. Когда их насаждают внешние силы – ничего хорошего не получается, скорее, результат оказывается обратным. То же самое случается, когда к демократии не готово общество – у всех перед глазами пример Украины, где под лозунгами «евроинтеграции» запрещаются альтернативные точки зрения на происходящее в стране и создается совершенно оруэлловское министерство правды.
У США множество внутренних проблем, некоторые из которых ярко видны из России, другие – не очень заметны. Например, 17 штатов подали коллективный иск против президента Обамы за указ, позволяющий легализоваться более чем 5 миллионам нелегальных мигрантов. «Своими односторонними действиями в иммиграционой сфере Обама попрал основы конституции и федеральные законы. Исполнительное право, предоставленное президенту, не должно входить в противоречие с законами конгресса и тем более переписывать их», – говорится в иске.
Внешний долг США опять побил рекорды и достиг 18 триллионов долларов.
Ну и непрекращающиеся выступления чернокожих, недовольных несоблюдением их прав.
Словом, США есть чем заняться внутри своих границ. Но метод отвлечения граждан от внутренних проблем «что-то меня Гондурас беспокоит» тоже не является советским ноу-хау. Выступая перед бизнесменами, Барак Обама заявил об опасности «китайского национализма» – это помимо «российской опасности» и прочих угроз американским интересам.
Напомним, что и Россия, и Китай географически находятся довольно далеко от США и не ведут активной экономической и политической деятельности в Мексике или Канаде. В отличие от США на Тайване или на Украине, где, напомним, гражданка Америки на днях стала министром.
США не могут являться примером для подражания и в области защиты прав человека – это очевидно уже давно.
Но лишний раз напомнить никогда не помешает.