Глава президентской администрации Сергей Иванов выступил в субботу на пленарном заседании конференции Лондонского международного института «Глобальный стратегический обзор». Конференция открылась накануне в Стокгольме. Речь Иванова, как и можно было ожидать, была в основном посвящена Сирии.
Гипотетически, если у нас появится уверенность, что Асад жульничает, мы можем изменить нашу позицию
Иванов признался – он вообще не уверен, что арабские народы могут перенять европейскую модель демократии. «Быстро перейти к демократии европейского образца они не смогут. А может, и вовсе не смогут скопировать у себя такую модель», – заявил Иванов. По его словам, гармонии в современном мире вряд ли можно добиться без уважения прав других народов и цивилизаций самостоятельно определять свою судьбу.
Иванов зато уверен, что «при урегулировании конфликтов надо исходить из стратегического, долгосрочного видения ситуации, а не выстраивать свою позицию на основе конъюнктурных оценок, оглядываясь на сиюминутные потребности своих избирательных кампаний».
Глава администрации призвал современных политиков отбросить лицемерие и несостоятельность силовых методов установления демократии в других странах.
«Там, где были применены силовые рецепты, демократии и свобод больше не стало – давайте не будем лицемерить на этот счет, – заявил Иванов. – Опыт последних десятилетий показывает, что внешнее вмешательство в конфликт не прекращает, а лишь затягивает его. Приводит к все новым человеческим жертвам. Разве не об этом говорят примеры Ирака и Ливии?»
Надежды на то, что с уходом от «холодного противостояния» напряженность в мире снизится, сошли на нет, указал он. «Кроме того, возникшая после холодной войны однополярная модель оказалась шаткой и очень быстро начала терять свой ресурс. Такова объективная реальность, и ее нельзя не замечать», – отметил Иванов.
Обращаясь к сирийскому конфликту, глава администрации президента заявил, что если по Сирии будет нанесен удар извне, оппозиция и вовсе потеряет всякий интерес к дальнейшим переговорам с Дамаском. Боевики посчитают, что «США будут, как и в Ливии, бомбить режим до основания и тем самым проложат боевикам легкий путь к победе», полагает Иванов.
Он напомнил, что ранее Россия сумела заручиться согласием Дамаска направить представительную делегацию на Женевскую конференцию, тогда как США потерпели фиаско, уговаривая сделать то же самое оппозицию. «А утверждения, что продвинуть мирный процесс помогут удары «крылатых ракет», не только несерьезны, но и безответственны», – подытожил Иванов.
В любом случае Совету Безопасности ООН еще предстоит найти главного виновного в применении химического оружия в Сирии, однако быстрых выводов здесь ждать не стоит, считает глава президентской администрации. «Экспертам ООН надо как можно скорее вернуться в Сирию и продолжить свою работу по расследованию других случаев использования химоружия, в том числе 19 марта в местечке Хан аль-Асаль», – добавил он.
Представитель Кремля также высказал опасения в связи с продолжающимся стягиванием войск оппозиции к Дамаску. «Наверное, не надо объяснять, к каким жертвам, прежде всего среди гражданского населения, это может привести. К примеру, эти боевики уже атаковали поселок Маалюля, в котором находится один из древнейших христианских монастырей. Там до сих пор говорят на языке, на котором проповедовал Иисус, – арамейском. Раньше вооруженные оппозиционеры от этого воздерживались», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Иванов напомнил, что наиболее боеспособные силы в оппозиционном стане – это аффилированная с «Аль-Каидой*» «Джабхат Ан-Нусра». В ее рядах состоят исламские радикалы, съехавшиеся со всего мира. «Это, по сути, те же люди, которые воевали с американцами и НАТО в Ираке и Афганистане, с нами – в Чечне, с французами – в Мали. Как можно бороться с экстремистами в одной стране и вооружать их в другой?» – недоумевает Иванов.
Говоря о предпринимаемых Россией шагах, он отметил, что «инициатива взятия сирийского оружия массового уничтожения под международный контроль с последующим его уничтожением встречает все более широкий позитивный отклик у подавляющего большинства государств мира». «Показательно, что негативное отношение эта инициатива вызвала только у сирийской оппозиции и, если не ошибаюсь, только в одной стране – Саудовской Аравии», – подчеркнул Иванов.
Позднее, отвечая на вопросы участников конференции, представитель Кремля рассказал и о том, в каком случае позиция Кремля по Сирии может измениться. «Я говорю сейчас теоретически и гипотетически, но если у нас появится уверенность, что Асад жульничает, мы можем изменить нашу позицию», – пояснил Иванов.
При этом он предложил подумать и еще над одним гипотетически возможным сценарием – если выяснится, что химическое оружие применяли и Дамаск, и мятежники. «Представляю, что тогда будет делать мировое сообщество», – добавил Иванов.
Однако и в этом случае Россия будет действовать «только дипломатически» и никак иначе. По словам Иванова, Россия не допускает разделения Сирии, но считает, что это внутренний вопрос самого государства.
В Кремле рассчитывают, что в течение недели станет ясно, где хранится все сирийское химическое оружие. Асад не контролирует всю территорию Сирии, и поэтому узнать о всех складах с химоружием в один момент не получится. А вот судить о сроках и стоимости ликвидации химоружия в Сирии, по мнению Иванова, можно будет через два-три месяца. «Самое сложное в разоружении Сирии, в избавлении ее от химического оружия будет заключаться не в экспертах, не в технологиях, а, конечно, в безопасности», – считает он.
Пока же стоит подумать над тем, что рано или поздно сирийский кризис исчерпает себя, а куда при этом денутся боевики с оружием – неясно. Иванов уверен, что террористы продолжат использовать полученное оружие.
В беседе с журналистами Иванов заметил, что по реакции зала понял, что присутствующие сочли российские доводы достаточно аргументированными: «Никто не возражал против того, что основа основ – это все-таки международное право. Никто не возражал против того, что любая весна рано или поздно заканчивается осенью, а потом – заморозками и зимой».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ